16 января 2015, 14:38, Елена Ларина

"Риголетто" снова на сцене Большого

В репертуаре Большого театра после 25-летнего перерыва вновь появилась одна из жемчужин итальянской оперы – «Риголетто» Верди. Эта совместная постановка принадлежит оперному фестивалю в Экс-ан-Провансе (Франция), трем оперным домам Европы (Страсбург, Бельгия и Швейцария) и Большому театру. 

"Риголетто" снова на сцене Большого

Еще до премьеры  у спектакля появились как поклонники, так и недоброжелатели, намекающие на безнравственность откровенных сцен. Любопытно, но так было и 180 лет назад.

Драма Виктора Гюго «Король забавляется» была поставлена в Париже в начале 30-х годов XIX века. После скандальной премьеры пьеса была запрещена к постановке в парижских театрах. Когда через 20 лет сюжетом заинтересовался Верди, пьеса все еще была под запретом. Австрийская цензура также запретила постановку оперы. Позже композитору все-таки разрешили  показ спектакля, но с существенными поправками в сюжете и финале. Верди отказался от них. В конце концов, после долгих переговоров с чиновниками ему уступили, но главный персонаж король Франциск превратился в герцога Мантуанского. Место действия, таким образом, перенеслось из Франции в Италию.

Режиссер спектакля Роберт Карсен как будто нарочно постарался разбудить в опере дух скандальности. Мир развлечений ночного мужского клуба, где толпа в белых воротничках и черных смокингах  в масках шутов отправляется на улицы города, выкрадывая чужих жен  и принося их в качестве трофея своему господину, выглядит в спектакле Карсена совсем небезобидно. Напротив, жестко, сильно и узнаваемо. Режиссеру важно, чтобы мы ужаснулись этой истории, как будто она произошла вчера. Роберт Карсен придумал свою игру со временем и пространством. Он поместил оперу в контекст цирка. Герцог превратился в директора цирка, куда  приличные днем мужчины приходят развлечься по ночам, совершенно выходя за рамки приличий. Здесь в главном фокусе стриптизерши – хищницы, ласкающие своего укротителя и клиентов. Риголетто тоже участвует в ночных забавах. Начало спектакля застает его с надувной куклой в человеческий рост. Он калека, работающий шутом. По долгу службы он насмехается над несчастным отцом, дочь которого обесчестила  эта жаждущая забавы толпа ночных гуляк. И в ответ получает проклятие, которое  становится роковым в его жизни. Цирковой  фургончик на колесах, где живут Джильда и ее служанка, располагается тут же посреди арены.  Риголетто держит дочь взаперти, разрешая ей выходить только в церковь. Девушка стремится вырваться  из мертвой хватки отцовской заботы. И первый же юноша, обласкавший ее слух словами  нежности и любви, вызывает в ее сердце сильное чувство. К несчастью, домик Джильды  обнаруживает сначала один из ночных развратников, а потом и сам  переодетый в бедного студента герцог. Мы видим, что герцог-директор (Сергей Романовский), в сущности, низкий мерзавец, праздный и бездушный. И совсем не безосновательно Риголетто (Димитриос Тилякос) прячет свое «сокровище» от людских глаз. Он-то знает, какими безжалостными бывают эти глаза. Но Верди  написал для герцога такую проникновенную и теплую музыку, что невольно начинаешь  верить в его искреннее чувство. Неудивительно, что  скромная и чистая душой Джильда (Кристина Мхитарян) ему доверилась безоглядно.

Ее возлюбленный представляется ей чужим именем. Она не понимает, почему ее отец так боится выпустить ее из дома. И почти семиминутная ария, в которой она мечтает о возлюбленном студенте, как будто парит в небесах в буквальном смысле этого слова, потому что Кристина исполняет ее, взмывая на качелях под купол.

Роберт Карсен – представитель концептуального театра, в котором  интеллектуальное начало присутствует обязательно, но ни в коей мере не умаляя музыкальные достоинства произведения. И в «Риголетто» ему удалось найти этот баланс между идеей и эмоцией, головой и сердцем. И это не означает, что Верди находится в абсолютном резонансе с Гюго. Они скорее находятся в контрапункте. Режиссер же умудряется показать и того и другого в их важнейших качествах. Этого не случилось бы, если бы  замечательная молодая команда исполнителей, бесстрашная в освоении замыслов режиссера, не помогла бы ему в этом.

Ключевым в понимании замысла композитора, по словам Роберта Карсена, стало то, что он впервые вывел в качестве героя антигероя, Риголетто, который заключает в себе  большое количество недостатков, в том числе и физических,  и несет в себе импульс разрушения. Странное ощущение возникает  от этой постановки. Ты абсолютно захвачен драматическим действием, и вдруг понимаешь, что музыка совершенно не мешает этому. Напротив, привносит  эмоциональное воздействие, которое иногда входит в противоречие с содержанием текста, делает восприятие более наполненным, неоднозначным. В «Риголетто» артисты живут на сцене, при этом бегают по ступеням цирковой арены, поднимаются по веревочным лестницам, парят на качелях под куполом. А мы, зрители, не замечаем не очень-то подходящих для вокалиста обстоятельств, потому что находимся во власти драматургии и событий, которые разворачиваются на сцене. 

Дирижер из Италии Эвелино Пидо выполнил свою часть работы по высшему классу. Некоторые дуэты (в частности, лирический дуэт герцога и Джильды из первого акта) настолько совершенны, что буквально растворяют в себе  благодарного российского слушателя. Впрочем, некоторые моменты ни в концепцию, ни в баланс идеи и музыки лично в моей голове так и не уложились. По мне, голая задница герцога – директора цирка в ложе  на глазах у толпы мужчин в черных фраках выглядит как-то натянуто. Причем эта сцена долгого раздевания во время пения и так  довольно нарочита и затянута. Но режиссер решил довести мужской стриптиз до своего главного штриха и таким образом сделать герцога развращенным гурманом сексуальных наслаждений.

     Пристанище киллера, в котором на ночлег останавливается герцог, представляет собой стойки для воздушных акробатов со страховочной сеткой наверху. От декорации (художник Раду Борузеску) ждешь  визуального использования, а его не происходит. Герцог укладывается спать как раз на страховочную сетку. Жизнь его на волоске. Риголетто уже заплатил за его убийство, и спасает герцога  Маддалена (Юстина Грингите), уговорив брата-киллера заменить молодого красавца на какого-нибудь другого случайного постояльца. Этот разговор слышит Джильда, которая, дав волю своему сердцу, решает принести себя в жертву возлюбленному. Именно ее смертельно раненную в мешке получает в назначенное время Риголетто, и в этот момент слышит любимую песенку ненавистного герцога. Джильда умирает на глазах потрясенного Риголетто посреди арены  цирка под взглядами участников злодеяния. Они снимают свои маски, как снимают очки, не желая пристально разглядывать увиденное. Мужская толпа пятится на верхние ряды, подальше от умирающей Джильды и убитого горем ее отца. Шутка, которую они задумали с Риголетто, обернулась жестокой трагедией. Обитатели этого места не заметили разницу между шутом на сцене и тем, кто под маской шута. Метафора цирка не увела в сторону от смысла драмы Гюго и оперы Верди, а высветила их суть,  сделала смысловые акценты  более внятными и потому более трагичными. Последняя сцена смерти Джильды как бы закольцовывает эту метафору. Жизнь как развлечение, праздная жажда низменных  утех обязательно потребует невинных жертв.  Из-под купола на красном полотне, как на качелях, спускается  акробатка, как будто душа Джильды, отсылая к  арии  ее любовных мечтаний после встречи с герцогом. Когда окрыленная незнакомым чувством к  бедному студенту она взлетает на качелях  к звездному небу. Нежный,  лирический  голос Кристины Мхитарян кажется совсем волшебным. В последней сцене смерти Джильды это волшебство мечты убито. Она умирает фактически в объятиях отца, а душа ее умирает на качелях.  На последних словах Джильды: «Я буду с матерью молиться о вас», – акробатка резко сворачивается в нелепой позе вниз головой, будто запутавшись в кровавом полотне, зависая между куполом и ареной. Линия между игрой и реальностью стерта.


В мире В Донецке убили замкомандира полка МВД ДНР Алексея Кривулю В Донецке убили замкомандира полка МВД ДНР Алексея Кривулю

В понедельник, 20 января, в Донецке был убит заместитель командира полка специального назначения внутренних войск МВД самопровозглашенной Донецкой народной республики Алексей Кривуля (позывной Грин), сообщил депутат Народного совета ДНР Владислав Бердичевский.

Экономика В Госдуме назвали сроки начала выдачи маткапитала на первого ребенка В Госдуме назвали сроки начала выдачи маткапитала на первого ребенка

Россияне смогут начать оформление документов на материнский капитал на первого ребенка в марте-апреле 2020 года, сообщила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Бахрушинский музей отмечает 110-летие со дня рождения Галины Улановой Бахрушинский музей отмечает 110-летие со дня рождения Галины Улановой

С 18 января по 22 марта в театральном музее имени Бахрушина проходит уникальная выставка, посвященная жизни и творчеству великой балерины, народной артистке СССР Галине Улановой, покорявшей своим мастерством зрителей на всех континентах.

Спорт В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA

Глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус рассказал, какой пакет документов направили во Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и какие процедуры последуют после этого.