19 января 2015, 10:32, Михаил Садчиков

Иван Ожогин днем сыграл Джекилла-Хайда, а вечером – Воланда

Иван Ожогин, лауреат премии «Золотая маска», самая большая знаменитость российских мюзиклов, пополнил свою коллекцию громких ролей еще одной. Точней, двумя! Ведь в новом спектакле Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии – знаменитом мюзикле «Джекилл и Хайд» – 36-летний артист исполнил сразу две роли – блестящего лондонского врача, сэра Генри Джекилла и маниакального злодея-убийцы Эдварда Хайда.

Иван Ожогин днем сыграл Джекилла-Хайда, а вечером – Воланда Автор фото: Михаил Садчиков, Татьяна Мироненко

«Джекилл и Хайд» принадлежит перу американского композитора Фрэнка Уайлдхорна, кстати, выходца из семьи с русскими корнями. Мюзикл написан в 1990 году по мотивам повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Композитору из Гарлема было в ту пору всего 30, и в свой первый опус, подобно Эндрю Ллойд Уэбберу, фактически дебютировавшему с шедевральной рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда», Уайлдхорн вложил каскад мелодий и страсти.

Московским любителям мюзиклов «Джекилл и Хайд» знаком по постановке на сцене Театра имени Моссовета 2005 года, где в режиссерской интерпретации Павла Хомского играл не кто иной, как народный артист России Александр Домогаров. Петербургский театр предложил свою версию, заручившись поддержкой авторитетной во всей Европе команды венгерского режиссера-постановщика Керо (Миклоша Габора Кереньи). Причем, на берегах Невы «Джекилл и Хайд» впервые в России обрел именно те очертания, в которых его задумали Фрэнк Уайлдхорн и автор либретто-поэт Лесли Брикасс.

Генеральным продюсером петербургского спектакля выступил Юрий Шварцкопф. Именно его усилиями несколько лет назад появился в Северной столице ставший культовым мюзикл «Бал вампиров». Три года беспрестанных аншлагов, лауреатство всевозможных премий, превращение москвича Ивана Ожогина, сыгравшего зловещего вампира Графа фон Кролока, из скромного артиста-вокалиста в звезду сначала российского, а потом и европейского калибра (Ожогина пригласили петь Графа фон Кролока в Берлин, и там тоже был триумф). Одним росчерком пера Шварцкопф, как генеральный директор Театра музкомедии, мог бы продлить ангажемент «Вампиров» и на год, и на два (публика рвалась на спектакль!), однако, опытный менеджер почувствовал опасность превращения своей труппы в театр одного спектакля. Пусть очень хорошего, но – одного. Для творческого организма такие «победы» смерти подобны…

К тому же ни привезенный звездным режиссером Уорреном Карлайлом с бродвейских просторов мюзикл «Чаплин», ни поставленный в прошлом году европейский хит «Голливудская дива», при всех своих плюсах и минусах, не дотягивали до высочайшей планки, поднятой «Балом вампиров». Да и в обоих вышеназванных спектаклях превалировало драматическое начало, музыка не отличалась богатством и оригинальностью мелодий, а Шварцкопф понимает, что он возглавляет не драматический, а музыкальный театр.

 

И вот в поле зрения петербургского продюсера попало произведение мистера Уайлдхорна. Юрий Шварцкопф сразу оценил, насколько здесь интересна музыка, уже не говоря о замечательной литературной основе. «Джекилл и Хайд» явно требовали от артистов высот не только драматического, но и вокального искусства, ставили интереснейшие задачи и перед оркестром, и в целом, по сложности музыкально-драматических задач, превосходили «Бал вампиров». Питерскую труппу явно увлекла мысль «переплюнуть» «Бал вампиров», тем самым поднявшись еще на одну ступеньку в освоении до конца неопознанного в наших краях жанра «мюзикл». Ведь петербургская труппа не просто снимала кальку с бродвейского спектакля (кстати, там мюзикл в первой редакции был сыгран 1543 раза, став самой продолжительной по количеству сезонов постановкой в истории Plymouth Theatre, кроме того, он поставлен еще в 12 странах), а создавала оригинальную версию.

На сей раз не стали выписывать из-за океана бродвейского режиссера и хореографа, а пригласили профессионалов с крепким европейским именем – венгерскую команду Керо (Миклоша Габора Кереньи), что уже поставила в театре на Итальянской улице оперетты Имре Кальмана «Баядера» и «Графиня Марица», а также «Летучую мышь» Иоганна Штрауса.

Премьера питерского спектакля состоялась 4 декабря 2014 года, в роли Джекилла-Хайда в двух первых блоках выступили Кирилл Гордеев и Ростислав Колпаков. Оба – талантливые, весьма искушенные в жанре мюзикла, однако, отдавая дань их мастерству и стараниям, поклонники и специалисты ждали явления Иван Ожогина в двойной комбинации «сэр-маньяк». На Западе в этой сложнейшей, богатейшей музыкальными и драматическими нюансами роли, были замечены: американский певец итальянского происхождения Роберт Куццоли, экс-фронтмен авторитетной группы Skid Row Себастьян Бах, актер, певец, гитарист Джек Вагнер, и, конечно же, американский актер и певец Дэвид Хассельхофф (кто не помнит его в сериалах «Рыцарь дорог» и «Спасатели Малибу»). У нас – Александр Домогаров. Вот в какую компанию попал Иван Ожогин!

Несомненно, вокальные и актерские заслуги лауреата «Золотой маски», позволяли ему «купаться» в роли джентельмена-убийцы, предполагающей и актерские, и вокальные моментальные метаморфозы, однако настораживало то, что в последнее время Ожогин, словно Фигаро – тут и там. После триумфа «Бала вампиров» в Питере и Берлине Иван сыграл в 3D-мюзикле «Пола Негри» – проекте польского режиссера Януша Юзефовича, затем стал профессором Воландом в спектакле Санкт-Петербургского мюзик-холла «Мастер и Маргарита», а в столице России предстал еще и в роли Фантома в «Призраке оперы», поставленном компанией «Стейдж Энтертеймент» в Московском дворце молодежи. И это все в течение буквально года! Кроме того, Иван умудряется еще гастролировать по городам и весям СНГ с сольной программой романсов.

Опасения, к счастью, не оправдались. Новогоднее-рождественские праздники Ожогин, человек и артист очень серьезный, крайне дисциплинированный, явно посвятил освоению роли объемной Джекилла-Хайда. С листа бы ему не удалось спеть и донести драматургически текст без единой помарки. Будь я не в курсе предыстории, никогда бы ни подумал, что артист играет и поет столь объемную, коварную роль впервые! Эмоции зашкаливали, но вокал не подводил Ожогина ни в роли джентльмена Джекилла, ни в версии маньяка Хайда, а играл он так, что позавидовали бы многие звезды драматического театра, не говоря уже о сериальных знаменитостях. Даже не играл – жил ролью! Недаром буквально сразу после финала Ожогин «обмяк» (явно все силы отдал роли!) и на поклонах едва сумел выдавить из себя ревущему от восторга залу лишь несколько улыбок.

Достойными партнершами лауреату «Золотой маски» стали: Агата Вавилова (Люси), Вера Свешникова (Эмма). Но, разумеется, на сцене далеко не все было взвешенно и гармонично. Создателям спектакля предстоит еще разобраться, чем вызвано столь назойливое форсирование громкости у солистов, особенно в первом отделении. В какие-то моменты зрителей не покидало желание «прикрыть» уши, громкость явно зашкаливало, микрофонное пение становилось раздражающим. Есть, над чем работать и артистам балета, хотя уже сейчас, под руководством венгерского хореографа Акоша Тихани, они добились большей слаженности, чем в премьерных спектаклях мюзиклов «Чаплин» и «Голливудская дива». А вот звучание хора и оркестра (музыкальный руководитель и дирижер оркестра – Алексей

Нефедов, хормейстер – Евгений Такмаков) уже сейчас демонстрирует высокий уровень. К удовольствию простых зрителей и специалистов, декорации, костюмы артистов, светооформление хотя и неназойливы, но отличаются хорошим вкусом, изысканностью и продуманностью (художник-постановщик – Чёрс Кел, художник по костюмам – Анни Фюзер, художник по свету – Петер Шомфаи).

Однако самое поразительное произошло после того, как закрылся занавес в театре на Итальянской улице… Едва отдышавшись после дневной премьеры (спектакль начинался в 13 часов), Ожогин поспешил на Петроградскую сторону, в Александровский парка, где вечером сыграл еще и в «Мастер и Маргарите» Профессора Воланда. И на сцене Санкт-Петербургского мюзик-холла Иван был столь же магичен, убедителен, искренен.


В мире В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе

Украине следует пойти на жертвы, чтобы решить конфликт в Донбассе, заявил председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, член партии "Слуга народа" Даниил Гетманцев в эфире телеканала NewsOne.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура Человек на своём месте Человек на своём месте

"Важнейшее дело – найти точно профессию, когда ты занимаешься тем, для чего тебя на этот свет родили, – уверен режиссёр и актёр Владимир Меньшов, которому на днях исполнилось восемьдесят лет. – Главные этапы моей жизни – это картины. И главные этапы моего взросления и моего познания жизни – это тоже фильмы. Поэтому они у меня так редки".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.