21 января 2015, 11:00, Любовь ЛЕБЕДИНА

Мне нечего требовать от Бога

Народный артист России Евгений КНЯЗЕВ истинный вахтанговец, вся его творческая жизнь проходит в стенах этого легендарного театра, а последние десять лет он является ректором театрального института имени Щукина. В последнее время Евгения Князева можно довольно часто увидеть в телесериалах, причем в главных ролях. Если помните, фильм «Месинг» многие  смотрели затаив дыхание, а «Дом с лилиями» занял первое место в зрительском рейтинге. И все-таки основные устремления артиста сосредоточены на спектаклях. Это «Маскарад», «Анна Каренина», «Пристань», «Улыбнись нам, Господи». 

Мне нечего требовать от Бога

– Вчера мимоходом  включила канал ТВЦ, где вы с Шиловским говорили о поэзии, и не могла оторваться. Вы сказали, что поэзия Михаила Светлова необходима нам и должна быть востребована. Почему?

– Потому что талант, это та новость, которая всегда нова. Зиновий Паперный писал: «Светловская реплика, это как веселый звоночек на печатной машинке». Или, например, его приветствуют: «Миша, неужели я вижу живого классика?» И он отвечает: «Полуживого». А также: «Один атом ругался матом и за это его исключили из молекулы». Накануне Нового года прошел вечер памяти Жени Дворжецкого, так нелепо погибшего в автокатастрофе 15 лет назад, с которым мы учились вместе и потом дружили семьями. И я все думал, что же мне такое сказать, чтобы это шло от сердца. Смотрю на его портрет и думаю: «Ушел мой приятель и песню унес». Поэтому взял и прочитал «Гренаду» и это было лучше всех моих воспоминаний.

– Вы вспомнили о большом таланте Жени Дворжецкого, с которым, оказывается, были друзьями. В связи с этим хочу спросить: что остается после актера?

– От любого человека, в том числе артиста, кроме памяти ничего не остается. И вообще в жизни торжествует только память. Этим человек и отличается от всех остальных существ. Только наша память может говорить о любви и привязанности к тому месту, где родился,  учился. Ведь как страшно бывает, когда, к моему большому сожалению,  молодежь  мало знает, поэтому задача Щукинского института и заключается в том, чтобы прививать студентам любовь к отечественному театру, давать им как можно больше знаний. Часто, когда они к нам поступают и мы задаем им вопросы по современному театру, то они затрудняются ответить, а некоторые великие имена, к примеру, Товстоногова, Эфроса вообще слышат впервые.

– И тем не менее память – это творческая копилка для артиста, из которой он черпает эмоциональные ощущения для каждой новой роли?

– Да, примерно так и происходит. Ибо, когда был молодым, то все складывалось спонтанно, а теперь все чаще и чаще возвращаюсь к своим истокам, тому, что в меня запало.

– Детство в вашей творческой  жизни играет большую роль?

– Конечно. Если начинаю анализировать нынешнее состояние, ту же склонность к одиночеству и созерцательности, то они у меня из детства. Я любил ходить в лес один, мог часами гулять среди старинных памятников на кладбище.  

– Но сейчас у вас публичная профессия, и каждый ваш поступок у всех на виду.

– Увы, это так, поэтому, когда к нам в дом приходят друзья, то я оставляю за собой право в какой-то момент оставить их на свою жену, а самому уйти в другую комнату, и они, зная меня, не обижаются.

– И как ректор института вы тоже все время на виду, не говоря о киноэкспедициях.

– Вы не представляете, насколько я выжат после бесконечного общения с педагогами, студентами. Слишком много на это уходит энергии. А в кино, как ни странно, легче, взял в руки текст роли и учишь его, и никто тебя до съемок не трогает.

– То, что вы сейчас сказали, для меня открытие. Потому что, где бы я вас не видела – вы охотно реагируете на любое обращение к вам и производите впечатление общительного человека. Так вот, возвращаясь к теме памяти, хочу спросить: может быть, добрая память прошлого, связанная с братским украинским народом, не позволяет нам поверить в те зверства, которые творятся на юго-востоке Украины?

– У меня до сих пор в голове не укладывается, как такое могло произойти. Когда 1 декабря прошлого года я был в Киеве на озвучивании фильма «Дом с лилиями», то проехать через центр города уже было нельзя, потому что на Крещатике развернулся майдан. Накануне я разговаривал с очень серьезными, авторитетными людьми, которые тоже были на майдане. «А вы-то зачем туда ходили?» – спросил я их. «Выразить свое несогласие с руководством страны и президентом-олигархом», – ответили они. «А чем перед вами виновата Россия?» – задал я второй вопрос. «Да абсолютно ничем!» – в один голос заявили мои друзья. После этого я тоже решил пойти на майдан, чтобы увидеть все своими глазами. К тому же я собирался еще приехать в Киев, чтобы досняться в картине «Тевье-молочник» в роли Тевье. Так вот на майдане я прошелся вокруг костров, меня узнавали, кто-то просил со мной сфотографироваться, и ничего такого воинственного, агрессивного в народе я не заметил. А потом понял: этих мирных людей использовали национал-шовинисты и втянули в свой кровавый сценарий. А со съемками фильма «Тевье-молочник» даже природа была против нас. Вначале было дождливое, холодное лето, и мы не могли снимать жаркие дни,  а в сентябре пар шел изо рта, и поэтому решили съемки перенести на год. А через год  заговорили пушки, и тут уж было не до кино. Я помню речь Владимира Путина на открытии Паралимпийских игр, когда он говорил, что мы все силы должны были отдать на проведение этого международного спортивного мероприятия, а получилось все по-другому. Я не берусь судить, как такое могло произойти, но когда в голодных городах Луганской области делят буханку хлеба на четыре части, словно в блокадном Ленинграде, чтобы раздать беззащитным детям и старикам, то сердце разрывается от жалости и кулаки сжимаются. К тому же вся моя кинобиография началась на Украине. Я только-только окончил институт, поступил в труппу Вахтанговского театра и получил приглашение со студии имени Довженко на роль Гофмана в фантастическом фильме Николая Ильинского. Он и сейчас жив и мы с ним по телефону
хорошо поговорили. Потом я играл в картине по сценарию Юрия Полякова «Работа над ошибками».

– А можно один провокационный вопрос, если не хотите,  не отвечайте. Вы бы сейчас поехали в Киев, если бы некоторые депутаты Госдумы назвали вас «врагом народа», ратующие за то, чтобы в законодательство был введен этот страшный термин?

– Я не боюсь поехать в Киев, поскольку мои отношения с украинскими коллегами остаются нормальными. Во всяком случае, по телефону они говорят, что будут продолжать работать со мной. У нас страна крайностей и это закономерно, следуя нашей истории. Вот мы говорим о великой русской культуре, но ведь она была сделана для пяти процентов населения. Да и Пушкин не писал для крепостных девок и кучеров… В 1861 году произошло освобождение крестьян от крепостного права, и тогда все люди сошли с ума.  Пока кидались то в одну сторону, то в другую, тут и подошла революция 1917 года и опять все начали заново. Кое-что сделали, образовали страну, технически ее подняли, появилась советская интеллигенция, но началась Великая Отечественная война. Опять руины, опять строительство, опять бедность и скудное существование. Так где же стране брать силы для процветания, когда ее постоянно трясет. Можно только удивляться стойкости русского народа и его вере в будущее, когда на Россию со всех сторон нападают и винят во всех смертных грехах. Поэтому на том же телевидении надо образовывать народ, а не показывать, как губы накачивать силиконом.  

– Но почему тогда почти все программы ТВ построены на оглуплении народа?

– Наверное,  потому, что у нас не столько государственное телевидение, сколько частное и все строится на рейтингах. Казалось бы, те же сериалы стали лучше, появились неплохие сценарии, но сейчас все  может рухнуть, и в целях экономии будут снимать двумя камерами, когда нельзя не встать, не повернуться. Мне, например, не стыдно за «Пятого ангела», «Месинга», там все серьезно.

– А за «Дом с лилиями» вам не бывает стыдно?

– За какие-то эпизоды приходится краснеть, я даже не понимаю, почему этот телесериал занял первое место в зрительском рейтинге. Изначально, когда прочитал сценарий, предлагал режиссеру кое-что изменить, вплоть до того, что не хотел сниматься. В моем, казалось бы, положительном герое изначально была червоточина – он пил, но когда его выбрасывают из страны за связь с замужней женщиной, то это большая натяжка. Я уже несколько лет озвучиваю документальный цикл на канале «Культура» о старинных городах России. Вы можете представить, что в 20– 30-е годы, когда начались гонения на церковь, в одном из городков был поставлен памятник сатане, что означало – Иисуса Христа не было и нет… Поразительно!

– Скажите, а ваш Месинг  был сатаной?

– То, как мы сняли фильм, он не был посланником черных сил, а  был человеком, наделенным страшным даром предвидения, которое можно рассматривать и как проклятие тоже. Месинг никогда не совершает подлых поступков, хотя  мог бы при своем даре. И мне удалось это донести до зрителей, получал сотни писем, так как многие ассоциировали меня с прорицателем.

– Лично вам интересны оккультные науки?

– Нет. Что такое мистика? Это тайна, которая подстерегает нас. «Жизнь без начала и конца.  Нас всех подстерегает случай» – написал Александр Блок, и я ему абсолютно доверяю. Или возьмите песню дурацкую: «Не той бы улицей пошел, тебя б не встретил, не нашел». Но ты все равно пойдешь той улицей и проживешь ту жизнь, которая тебе предопределена.

– Выходит, судьба сильнее человека?

– Мы можем ею управлять, если очень хотим. Для этого надо совершенствовать себя. В первую очередь в нравственном плане. Ведь человек рождается не для веселья, а для того, чтобы жить и развиваться. Когда мы что-то переступаем и готовы переписать постулаты церкви, то я начинаю теряться.

– Вы считаете, что церковь по-прежнему является главной духовной опорой России?

– Если духовные заповеди сидят в человеке и он их придерживается в жизни, то ему есть на что опереться, и он не чувствует себя одиноким в мире. А без веры, куда человеку двигаться? – Перед ним только черная дыра.

– Вера в Бога держит человека, не дает ему пребывать в унынии?

– Я со многими людьми разговаривал на эту тему: физиками, химиками, которые должны были бы отрицать высший разум, но они его не отрицают. Да возьмите всех наших философов, того же Владимира Соловьева, все они признают Бога. Если мы все будем приземлять, в том числе в искусстве, и не будем говорить о человеке, не будем бороться за душу человека, то проиграем темным силам.

– А что сегодня в этом плане происходит с театром?

– А что происходит? Наш театр играет спектакли о человеке и про человека. Наши спектакли могут кому-то нравиться, кому-то не нравиться, но нас никогда не заподозришь в том, что мы не идем в ногу с современной жизнью.

– А почему тогда многие театры предают слово и считают, что психологическое искусство – это вчерашний день?

– Позвольте с вами не согласиться. Я не люблю либерализм, но где бы мы  не оказались с гастролями нашего театра – всюду нас принимают на ура. Потому что большинство зрителей тянутся к серьезному диалогу. Этим летом я был председателем жюри фестиваля малых городов, и сколько же я увидел там замечательных артистов…

– Все это прекрасно, но если взять афишу нашей национальной премии «Золотая маска», то увидите сплошной авангард, с инсталляциями, перформансами, где жизнь человеческого духа изгнана.

– Я тоже не понимаю, почему и ради чего?  Если это называют новым европейским театром, то зачем он нам, ведь уже есть европейский театр. Существует блистательный немецкий театр, который взял от нас все лучшее, в том числе наследие Станиславского.

– Скажите, вам трудно играть в спектаклях со своими студентами.

– Когда я переступаю порог театра и на сцене появляется партнер, независимо от того, артист он или студент, то отношусь к нему как к коллеге. И преимущества перед ним у меня никакого нет. А потом, всегда должен появляться тот, кто продолжит твое дело.

– Скажите, у артиста постоянно присутствует конфликт духа и тела?

– Я про это пока не задумывался, но если раньше, кокетничая, говорил: «Ну, куда нам, старикам!» А мне возражали: «Перестань!» То теперь, когда так скажешь – никто не спешит тебя опровергать… И думаешь: э-э-э, батенька, негоже так теперь заигрывать… Ведь ни с чем нельзя сравнить то ощущение, когда зритель сопереживает твоему герою, и в зале стоит звенящая тишина.

– Ради этого можно все отдать?

– Ну что значит все? Ведь ты выбрал профессию, доводящую до белого каления, и тебе она нравится, приносит счастье. К тому же она дает хлеб насущный, кормит семью, моих дорогих девочек. Чего же мне еще желать? Что требовать от Бога? Хотел бы еще чего-то в своей актерской карьере? – Может быть, но недаром говорят: «Бойся исполнения своих желаний». Поэтому надо быть благодарным за то, что имеешь, а если не имеешь, то делай все для достижения своей цели. Я и своим студентам говорю: перестаньте только желать, никто вам ничем не обязан и никто ничего не должен.






Политика Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки

Президент Владимир Путин назначил Владимира Солодова, занимавшего должность председателя правительства Якутии, временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края.

В мире В США число жертв коронавируса за сутки достигло рекордных 1736 В США число жертв коронавируса за сутки достигло рекордных 1736

За последние сутки в США от коронавируса COVID-19 умерли 1736 человек, что является самым высоким показателем с момента начала эпидемии в стране, свидетельствуют данные Университета Джонса Хопкинса.

Экономика Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса? Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса?

Последние несколько недель меня все чаще просят выступить в качестве обозревателя авиационного рынка, что я с удовольствием делаю. Но в обычной жизни я являюсь частью пресловутого малого бизнеса и большинство моих дум сейчас связаны с восстановлением индустрии, которую я представляю.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН" Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"

Композитор Денис Ковальский и певица PAVLA не в первый раз выступают в творческом тандеме. Их работы "Разбей телефон" и "Беззаветная любовь" в свое время завоевали сердца слушателей и заняли верхние строчки хит-парадов.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.