22 января 2015, 10:29, Евгения Тирдатова

На тропу войны выходят "дураки"

Объявлены номинанты Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон», учрежденной Гильдией киноведов и кинокритиков СК России и являющейся, по мнению киносообщества, одной из самых престижных и объективных профессиональных наград. В этом году эта премия - с солидным стажем и достойной биографией - будет вручаться уже в семнадцатый раз.

На тропу войны выходят "дураки"

Присуждение премии проходит в два тура. В первом туре назвать своих фаворитов в одиннадцати номинациях предлагается широкому кругу кинокритиков, киноведов, киножурналистов. Во втором туре лауреатов определяет Экспертный совет тайным голосованием. 

Было принято решение не включать последний фильм классика отечественной кинематографии Алексея Германа, его «лебединую песню» «Трудно быть богом» в голосование на приз «лучший фильм» и «лучший режиссер». Фильм получил самый значимый приз «Белый слон» в номинации «Событие года» на прошлой церемонии, но при этом не участвовал в других номинациях. На этот раз критики отметили выдающуюся работу операторов Владимира Ильина и Юрия Клименко (номинация «лучшая операторская работа»), художников (Сергей Коковкин, Георгий Кропачев и Елена Жукова), композитора Виктора Лебедева и актера Юрия Цурило («лучшая мужская роль второго плана»).
Как и предполагалось, абсолютный рекорд по числу номинаций установил «Левиафан» Андрея Звягинцева (восемь из десяти возможных, номинация «лучший фильм-дебют», понятно, исключается).
Триумфальное шествие картины началось на Западе (приз за лучший сценарий Каннского фестиваля, «Золотой глобус», престижнейший приз иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде, шорт-лист «Оскара», целый ряд других фестивальных призов и наград). На родине она еще не была в прокате, но даже ограниченное количество ее просмотров уже вызвало серьезную и весьма ожесточенную полемику, упреки в очернительстве российской жизни. Тем более ценно признание отечественной кинокритики этого мощного, мрачного, резкого, взрывного фильма, представляющего собой трезвый и взвешенный взгляд художника на окружающую его действительность. Острую критику коррупции власти, церкви, потакающей этой власти, убогой провинциальной жизни, заливаемой водкой. Бесправия «маленького человека», беззакония, цинизма, наглости, вседозволенности прогнивших властных структур. И здесь Звягинцев, безусловно, опирается на лучшие традиции русской культуры, литературы, проявляя себя истинным патриотом, не желающим мириться с тем, что мешает человеку жить.
Конечно, легче не заметить, а, заметив, промолчать, не вылезать. Но именно на таких упрямцах, «дураках», «чудиках», как Николай Сергеев, герой «Левиафана» (Алексей Серебряков, номинация «главная мужская роль»), который хочет жить на земле своих предков, или сантехник Никитин из «Дурака» Юрия Быкова (Артем Быстров, номинация «главная мужская роль»), разбивающий себе лоб, пытаясь спасти неблагодарных людей, ютящихся в доме, который вот-вот рухнет, земля наша держится.

Они не герои, им страшно, а с точки зрения здравого смысла, они «дураки», но все равно они выходят на тропу войны с сильными мира сего, зная заранее, что, скорее всего, проиграют. Просто иначе они не могут.
Именно эти настоящие русские мужики, добавим к ним славного деревенского почтальона Тряпицына («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского), готового за свои деньги купить новый мотор взамен украденного для казенной лодки, на которой он развозит почту, чтобы люди писали друг другу, стали стержнем лучших фильмов прошлого года.
А война в нашем обществе между тем идет не на живот, а на смерть, зло свирепеет и наглеет. Поэтому так сильны и интересны образы, прямо противостоящие «дуракам», и так значимы именно эти актерские работы, также получившие номинации. Это губернатор из «Левиафана» (Роман Мадянов, «лучшая мужская роль второго плана»), мэр из «Дурака» (Наталья Суркова, «лучшая женская роль второго плана»).
Помимо уже упомянутых номинаций «лучший фильм», «лучшая мужская роль», «лучшая режиссерская работа» и «лучшая мужская роль второго плана» «Левиафан» выиграл номинации «лучший сценарий» (Олег Негин и Андрей Звягинцев) и «лучшая операторская работа» (Михаил Кричман, постоянный соавтор Звягинцева). Кроме того, отмечены Елена Лядова («лучшая женская роль»), исполнительница роли жены Николая, буквально стертой бандой губернатора с лица земли, и Анна Уколова, сыгравшая сочувствующую подругу семьи Сергеевых («лучшая женская роль второго плана»).
Итак, главную тройку претендентов на приз за «лучший фильм» составили «Левиафан», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Дурак». Авторы двух первых – Андрей Звягинцев и Андрей Кончаловский, мэтр отечественного кинематографа, преданный, начиная с «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «деревенской теме», - попали и в номинацию «лучший режиссер», а вот Юрий Быков уступил здесь место Александру Котту. Бездиалоговый фильм «Испытание», главный призер последнего фестиваля «Кинотавр», еще раз продемонстрировал блестящее визуальное мастерство Котта (поддержанное отличной работой оператора Левана Капанадзе, также номинированного на «Белого слона») и его преданность кинематографу как особому виду искусства. Отмечена номинацией и музыка Алексея Айги, любимца критиков и неоднократного лауреата «Белого слона».
Также интересно сложилась тройка дебютантов. Несмотря на кризис, усложнившиеся условия господдержки, в частности беспрецедентное требование к продюсерам платить залог в полтора миллиона рублей (сколько же теперь это будет миллионов?), для того, чтобы «обеспечить» заявку (!) на финансирование, в том числе безвестного дебютанта, что всегда и так является продюсерским риском, таланты все равно пробиваются.
Критики выбрали фильмы Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут», на тему отцов и детей, Ивана Твердовского-младшего «Класс коррекции», лауреата многочисленных международных кинофестивалей, о подростках-инвалидах, мечтающих попасть в мир «нормальных» людей, и Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда». У нашумевшего «Комбината», вместившего в себя всю тоску юности, жаждущей вырваться в открытое пространство из клаустрофобного, экологически загаженного Норильска, нет никакой «надежды» попасть в кинотеатры, ибо картина переполнена ненормативной лексикой. А она у нас, как известно, с июля запрещена, так что это бескомпромиссное высказывание молодого поколения зрителями услышано не будет. Представить себе, что жители тоскливой промзоны могут изъясняться на каком-то другом языке, кроме матерного, довольно сложно. Еще сложнее вообразить, что никогда не просыхающие односельчане почтальона Тряпицына изъясняются языком Тургенева. Он для них все равно что иностранный. Те же «матерные» проблемы и у «Левиафана», и у «Да и да» Валерии Гай-Германики, и у других фильмов.
«Комбинат «Надежда» и «Класс коррекции» попали и во «взрослые» номинации. Первая – «лучший сценарий» (Наталия Мещанинова, Любовь Мульменко, Иван Угаров), «лучшая работа художника» (Ольга Юрасова) и «лучшая мужская роль второго плана» (Степан Девонин). Вторая – «лучшая актриса второго плана» (Ольга Лапшина сыграла мать подростка, которая яростно убивает в нем любовь к девочке-калеке).
Что касается Наталии Мещаниновой и Любови Мульменко, они стали дважды номинантами премии «Белый слон», что является случаем небывалым. В номинацию «лучший сценарий» попала другая их картина «Еще один год» (режиссер Оксана Бычкова).
Списки актеров, претендующих на звание лучших, дополняют актеры разных поколений, рядом с признанными мастерами – Алексеем Серебряковым и Александром Збруевым («Кино про Алексеева» Максима Сегала) - молодежь – Агния Кузнецова («Да и да» Валерии Гай-Германики), Северия Янушаускайте («Звезда» Анны Меликян, картина победила также в номинациях «лучшая работа художника» - Ульяна Рябова и «лучшая музыка к фильму» - Алина Орлова, Анна Соловьева, Игорь Вдовин).
Торжественная церемония вручения премии «Белый слон» за 2014 год состоится 3 февраля 2015 года в Белом зале Союза кинематографистов России.

"Левиафан", плюющий в душу
Фильм Звягинцева "Левиафан" получил "Золотой глобус"
Андрон Кончаловский - духовный стриптиз на экспорт
Михалков уступил Говорухину

Политика Лавров прокомментировал позицию Дании по "Северному потоку – 2" Лавров прокомментировал позицию Дании по "Северному потоку – 2"

Москва надеется, что правительство Дании откажется от конфронтационного курса по проекту газопровода "Северный поток – 2", заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью немецкой газете "Райнише пост".

Экономика Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля

Следующая пятница, 26 июля, может стать самым плохим днем для рубля, заявил "Российской газете" эксперт "Международного финансового центра" Владимир Рожанковский.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.