23 января 2015, 11:21, Елена СЕМЕНОВА

В Галерее на Солянке проходит "Выставка Карлсона"

«Выставка Карлсона» может быть одинаково интересной и для детей, и для взрослых. Однако детям лучше ходить по выставке в сопровождении взрослых, причем умных, вдумчивых, обладающих раскованным нешаблонным мышлением и умеющих пояснить – что к чему. Экспонатов много, и все они разные. Есть видеоролики, где режиссер Павел Лунгин, чья мать – Лилианна Лунгина стала «крестной мамой» Карлсона в России, переведя со шведского языка сказку Астрид Линдгрен, и мультипликатор Юрий Норштейн увлеченно рассказывают о создании книжного и анимационного образа смешного и эгоцентричного героя.

В Галерее на Солянке проходит "Выставка Карлсона"
Автор фото: Елена СЕМЕНОВА Вот такой перформанс можно увидеть в Галерее на Солянке

Интереснее малышам зал, где развешаны оригинал-макеты к популярным в СССР диафильмам «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся» и «Карлсон опять проказничает», выполненным режиссером знаменитого мультфильма Борисом Степанцевым и постановщиком Анатолием Савченко. Здесь же звучат аудиозаписи диалогов из мульт­фильма, можно покрутить кадры в диапроекторе. На лестницах стены разрисованы цветными фигурами героев из мультфильма. Сотрудницы музея, обряженные в фартуки на манер Фрекен Бок, предлагают детишкам собрать большой пазл кадра из мультфильма «Карлсон вернулся».

Для вживания в ситуацию молодые люди охотно примеряют сшитые специально для выставки костюмы главных героев: пузатый белый комбинезон с красным пропеллером и огненную шевелюру Карлсона, цветастый халат с передником и пучок Фрекен Бок. А если есть желание, то и разыгрывают сценки в комнате Малыша, кухне и ванной комнате. Вспомнив сюжет, можно погоняться друг за другом с выбивалкой для ковров, пропылесосить, прилечь в ванну, используя душ вместо телефонной трубки. «Паровая» машина, кстати, тоже есть: правда, взорвать ее не позволят.

А еще можно часами смотреть мульт­фильмы и фильмы, снятые по сказке. Здесь и знаменитый мультик режиссера Бориса Степанцева, озвученный Румяновой, Ливановым и Раневской (для взрослых интересные экспликации о прототипах героев: прототипом Карлсона, например, стал режиссер Григорий Рошаль, а Раневская была в ужасе от своего анимационного образа). Есть и известный фильм Валентина Плучека с Карлсоном – Спартаком Мишулиным и Фрекен Бок – Татьяной Пельтцер, и отрывок из спектакля Театра имени Ленсовета, где Малыша сыграла Алиса Фрейндлих. И, несмотря на наши патриотические пристрастия, приятный и реалистичный шведский фильм Олле Хельбом, где Карлсона играет мальчик, и шведский же мультфильм Вибеке Идсе.

Все это в очередной раз выявляет парадоксальный вопрос: почему харизматичный герой Линдгрен помимо Швеции обрел столь необычную популярность именно в России. С другой стороны, все логично. Ее можно объяснить тем, что рядом со стандартизированными «правильными» героями советских детских книг и фильмов, вроде Васька Трубачева, образ Карлсона стал взрывом радости, веселья, азарта и непослушания. Часто рассказывают, что в других странах Карлсон либо малоизвестен, либо его считают сосредоточением всех пороков: жадности, обжорства, притворства и эгоизма.

Взрослое осмысление сказки Астрид Линдгрен со свойственными контемпорари-арт связями, отражениями, идеями и коннотациями можно найти в четырех подвальных залах. Если не считать интерактивные экспонаты – скажем, анаморфной проекции с отражениями «Малыш в гостях у Карлсона» Андрея Топунова, где ручкой можно приводить героев в движение, или колеблемые потоком воздуха привидения группы «МишМаш» – остальные объекты носят довольно абстрагированный, притянутый за уши характер. Та же «Красная дорожка» Владимира Потапова. Правда, рядом с некоторыми объектами прокручивают видеоролики, в которых зачитывают отрывки из сказки, чтобы объяснить, чем тот или иной образ был навеян.

Вот банка со сверкающим вареньем Романа Тавасиева, подвешенная на веревке под потолком, и ее отражение в квадрате света – думайте сами, решайте сами, какие тут коннотации. Вот снятый на видео перформанс с летящими из окон и разбивающимися на плитах двора кадками с бегониями. Мамаши с детьми, зашедшие в зал, с ужасом («Это еще что такое за безобразие!») уводят своих чад подальше. А ведь если бы они послушали отрывок из сказки, то вспомнили бы, как Карлсон, несмотря на протесты Малыша, выкинул из окна горшок с бегонией. Пожалуй, эта ситуация красочно дает понять, что, по сути, произведение Астрид Линдгрен – это борьба с шаблонным застывшим мышлением обывателя, которого пугает все странное, взрывающее рамки привычного уклада, а сам Карлсон – выдумщик и фантазер, превращающий серый мир в незабываемое приключение.



Общество Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки? Шеф-редактор журнала Мазурин и его коммерческие коллеги доигрались до уголовки?

Как сообщили сегодня несколько телеграмм-каналов, в редакции российского "Форбс" проходят обыски в рамках расследования возможного дела, возбужденного по статье о мошенничестве.

Культура Кому достанется статуэтка Арлекина и денежная премия. Кому достанется статуэтка Арлекина и денежная премия.

16 ноября на сцене Российского академического молодежного театра состоится награждение лауреатов "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры".

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.