23 января 2015, 11:21, Елена СЕМЕНОВА

В Галерее на Солянке проходит "Выставка Карлсона"

«Выставка Карлсона» может быть одинаково интересной и для детей, и для взрослых. Однако детям лучше ходить по выставке в сопровождении взрослых, причем умных, вдумчивых, обладающих раскованным нешаблонным мышлением и умеющих пояснить – что к чему. Экспонатов много, и все они разные. Есть видеоролики, где режиссер Павел Лунгин, чья мать – Лилианна Лунгина стала «крестной мамой» Карлсона в России, переведя со шведского языка сказку Астрид Линдгрен, и мультипликатор Юрий Норштейн увлеченно рассказывают о создании книжного и анимационного образа смешного и эгоцентричного героя.

В Галерее на Солянке проходит "Выставка Карлсона"
Автор фото: Елена СЕМЕНОВА Вот такой перформанс можно увидеть в Галерее на Солянке

Интереснее малышам зал, где развешаны оригинал-макеты к популярным в СССР диафильмам «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся» и «Карлсон опять проказничает», выполненным режиссером знаменитого мультфильма Борисом Степанцевым и постановщиком Анатолием Савченко. Здесь же звучат аудиозаписи диалогов из мульт­фильма, можно покрутить кадры в диапроекторе. На лестницах стены разрисованы цветными фигурами героев из мультфильма. Сотрудницы музея, обряженные в фартуки на манер Фрекен Бок, предлагают детишкам собрать большой пазл кадра из мультфильма «Карлсон вернулся».

Для вживания в ситуацию молодые люди охотно примеряют сшитые специально для выставки костюмы главных героев: пузатый белый комбинезон с красным пропеллером и огненную шевелюру Карлсона, цветастый халат с передником и пучок Фрекен Бок. А если есть желание, то и разыгрывают сценки в комнате Малыша, кухне и ванной комнате. Вспомнив сюжет, можно погоняться друг за другом с выбивалкой для ковров, пропылесосить, прилечь в ванну, используя душ вместо телефонной трубки. «Паровая» машина, кстати, тоже есть: правда, взорвать ее не позволят.

А еще можно часами смотреть мульт­фильмы и фильмы, снятые по сказке. Здесь и знаменитый мультик режиссера Бориса Степанцева, озвученный Румяновой, Ливановым и Раневской (для взрослых интересные экспликации о прототипах героев: прототипом Карлсона, например, стал режиссер Григорий Рошаль, а Раневская была в ужасе от своего анимационного образа). Есть и известный фильм Валентина Плучека с Карлсоном – Спартаком Мишулиным и Фрекен Бок – Татьяной Пельтцер, и отрывок из спектакля Театра имени Ленсовета, где Малыша сыграла Алиса Фрейндлих. И, несмотря на наши патриотические пристрастия, приятный и реалистичный шведский фильм Олле Хельбом, где Карлсона играет мальчик, и шведский же мультфильм Вибеке Идсе.

Все это в очередной раз выявляет парадоксальный вопрос: почему харизматичный герой Линдгрен помимо Швеции обрел столь необычную популярность именно в России. С другой стороны, все логично. Ее можно объяснить тем, что рядом со стандартизированными «правильными» героями советских детских книг и фильмов, вроде Васька Трубачева, образ Карлсона стал взрывом радости, веселья, азарта и непослушания. Часто рассказывают, что в других странах Карлсон либо малоизвестен, либо его считают сосредоточением всех пороков: жадности, обжорства, притворства и эгоизма.

Взрослое осмысление сказки Астрид Линдгрен со свойственными контемпорари-арт связями, отражениями, идеями и коннотациями можно найти в четырех подвальных залах. Если не считать интерактивные экспонаты – скажем, анаморфной проекции с отражениями «Малыш в гостях у Карлсона» Андрея Топунова, где ручкой можно приводить героев в движение, или колеблемые потоком воздуха привидения группы «МишМаш» – остальные объекты носят довольно абстрагированный, притянутый за уши характер. Та же «Красная дорожка» Владимира Потапова. Правда, рядом с некоторыми объектами прокручивают видеоролики, в которых зачитывают отрывки из сказки, чтобы объяснить, чем тот или иной образ был навеян.

Вот банка со сверкающим вареньем Романа Тавасиева, подвешенная на веревке под потолком, и ее отражение в квадрате света – думайте сами, решайте сами, какие тут коннотации. Вот снятый на видео перформанс с летящими из окон и разбивающимися на плитах двора кадками с бегониями. Мамаши с детьми, зашедшие в зал, с ужасом («Это еще что такое за безобразие!») уводят своих чад подальше. А ведь если бы они послушали отрывок из сказки, то вспомнили бы, как Карлсон, несмотря на протесты Малыша, выкинул из окна горшок с бегонией. Пожалуй, эта ситуация красочно дает понять, что, по сути, произведение Астрид Линдгрен – это борьба с шаблонным застывшим мышлением обывателя, которого пугает все странное, взрывающее рамки привычного уклада, а сам Карлсон – выдумщик и фантазер, превращающий серый мир в незабываемое приключение.


В мире National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400 National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400

США и их союзникам по НАТО следует опасаться зенитных ракетных комплексов С-400 из-за возможности их применения в качестве средства борьбы в экономической войне, пишет National Interest.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему

В Москве впервые пройдёт кинофестиваль экранизаций "Читка", в программе которого представлены и законченные, и ещё не законченные фильмы.