31 января 2015, 14:31, Елена Семенова

В «Собутыльнике» Клее узнаешь Гитлера

В ГМИИ имени А.С. Пушкина (Галерея искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков) до 1 марта проходит выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии»

В «Собутыльнике» Клее узнаешь Гитлера Автор фото: Елена Семенова

Выставка Пауля Клее выстроена так, чтобы показать перипетии его биографии, представить его как педагога, новатора, создателя собственной теории формы, которую он преподавал в Баухаузе в Веймаре, а затем в Дессау. На протяжении всей экспозиции можно читать экспликации, рассказывающие о конкретном периоде его творчества, о том, что происходило на данный момент в его жизни. Такая скрупулезность в целом хороша, потому что дает общее представление, схематичный план и сразу как бы «вымывает» место для художника в истории искусства. Тут, как мы знаем, место его рядом с Шагалом, Кандинским, Мунком и прочими авангардистами. Но ужасно не хочется сбиваться на классификацию. Хотелось бы видеть и вычленять – где запрятана гениальность Пауля Клее.

В последнем зале выставки можно посмотреть интересный фильм, где показано, откуда выросла живопись Клее – в большей части из музыки и игры на скрипке, которой художник занимался с детства, а позже музицировал вместе со своей возлюбленной и женой, пианисткой Лили Штумпф. Как раз музыкальные ритмы помогли ему нащупать собственную живописную гармонию. Это, кстати, было почти как у Айседоры Дункан в танце. Известно, что танцовщица отвергала балет, считая, что он – неестественное издевательство над телом, а в танце нужно быть ближе к красоте, к античному растворению в природе. Так и у Клее. Долгие штудии по изучению анатомии показали, как правильно изображать человеческое тело, но они не помогли отражать квинт­эссенцию его воображения.

Уже ранние опыты в технике гравюры на мифологические темы («Грозная голова», «Пожилой Феникс», «Сеющая плевелы») показывают, что Клее не удовлетворяет привычное фигуративное искусство, он стремится разорвать его рамки. Ему всегда нужно надеть на него маску. Потому что маска, как это ни парадоксально, более верно может вычленить суть индивидуума, его настроение. Поэтому во втором зале представлены перчаточные куклы. Такие абстрактные ипостаси Петрушки, выражающие страх («Пугало-призрак»), славу («Коронованный поэт»), смех («Клоун с большими ушами»). Отсюда идут и все остальные изображенные Клее маски, марионетки. Именно отсюда выросло кредо художника «Искусство не изображает видимое, но делает его видимым».

Собирая гербарии, Клее изнутри изучал естественные изменения форм в природе. В этом, конечно, есть холодность, механистичность, но процесс «разъятия музыки, как трупа», наверное, был необходим для того, чтобы понять, как это работает. Чтобы потом, когда ты «прогнал» в себе спектакль этих изменений и форм, научиться соединять их в другом порядке, когда настроение создается ритмом линий, переходами цветов.

Из биографии художника узнаем, что цветовая революция у Пауля Клее произошла после поездки в Тунис (подобно Полю Гогену на Гаити). В абстрактных опытах художника с природным материалом – сады, цветы, луна, склоны холмов – бросается в глаза геометрическая острота линий и резкие границы между цветами, без переходов и полутонов. Однако в «Скалистом пейзаже (с пальмами и елями)» ощутимо, что Клее удалось, разъединив, сложить материал по-иному, закрутить его воронкой в виде танцующей цветовой симфонии.

Авангард форм Пауля Клее работает в основном на ниве непреходящих философских истин, о чем говорят полотна «Восходящая звезда», «Бюст ребенка», «Самка», «Ворота», «Сокровища дня», «О! Молва!», «Пленник». Здесь также «играет» и соприкосновение Клее с дадаистами, с их попытками видеть мир непосредственным взглядом ребенка, которого еще не научили «как положено» и «как надо», что стул называется «стулом», а стол «столом». Поэтому интересно сравнить собственные впечатления от того, как ощущает, проигрывает внутри себя Клее «молву», «дедушку», «шаг», «крепость». И очень контрастно на фоне этих композиций выглядят гротескные, энергичные, карандашные рисунки, почти наброски из серии, посвященной национал-социалистической революции, где в «Собутыльнике» 1931 года узнаешь Гитлера, а в «Охоте на людей», учиняемые им зверства. Невольно вспоминаются зловещие «Капричос» Франсиско Гойи.


Политика Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США

Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за планов США разрабатывать и размещать ракеты среднего радиуса действия, сообщил исполняющий обязанности постпреда при международной организации Дмитрий Полянский.

В мире На Украине суд обязал возбудить дело против Порошенко и Климкина На Украине суд обязал возбудить дело против Порошенко и Климкина

Соломенский районный суд Киева обязал Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) возбудить уголовное дело против экс-президента Петра Порошенко и министра иностранных дел Украины Павла Климкина.

Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.


Культура Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить. Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить.

После конкурса кандидатов на должность художественного руководителя первого русского театра имени Федора Волкова, объявленного Министерством культуры Р.Ф, победил Сергей Пускепалис, пребывающий в должности заместителя по творческим вопросам Эдуарда Баякова с декабря 2018 года в МХАТе имени Горького.