6 февраля 2015, 11:03, Ирина Игнатенко

Бельгийский художник взывает к справедливости

Холокост – одна из самых страшных трагедий, унесшая жизни миллионов мирных жителей. В год 70-летия освобождения Освенцима в Еврейском музее и центре толерантности в рамках проекта «Человек и катастрофа» открылась выставка Яна Ванрита – «Теряя лицо», посвященная невинным жертвам холокоста.

Бельгийский художник взывает к справедливости

Рассказать новому поколению о машине смерти Ян Ванрит решил при помощи серии портретов. Основой для их создания послужили обезличенные фотоснимки узников, найденные среди документов городской полиции голландского города Мехелен. Для выбора своих персонажей художник пересмотрел более 25 тысяч фотографий мужчин, женщин, детей, которые, возможно, еще до конца не осознали свою печальную участь. У них были планы на будущее, мечты, желания, которые уже никогда не могли осуществиться. Главная идея выставки – человек в лагере живет своим прошлым, потому что будущего у него нет. Ведь участь узников перевалочного лагеря Доссин, где содержались тысячи евреев, была предопределена заранее, и уцелеть удалось лишь единицам.

Трагедия холокоста, по словам художника, начинается не в газовой камере, трагедия начинается, когда кто-то вероломно меняет планы, влезает в личное пространство ради своих целей. «Я рисую лица, которые были стерты из жизни, вычеркнуты из действительности. Кроме того, в моем творчестве еще один посыл – человечество, которое совершая такие ужасные поступки, просто теряет лицо», – отметил Ян Ванрит. На его полотнах лица приобретают краски, несмотря на то, что восстановлены они были по черно-белым фотографиям. Печальные страницы истории родной страны соединилась и с частной трагедией семьи художника. Центральная композиция выставки, положившая начало проекту, носит название «Портрет дяди». Мать художника и ее родной брат в шестнадцатилетнем возрасте стали участниками бельгийского движения Сопротивления. Они были арестованы и отправлены в нацистские концентрационные лагеря. Обоим удалось выйти из заключения живыми, но дядя умер спустя два года, не оправившись от полученных травм. Это единственный «портрет» на выставке, на котором нет человеческого лица. Вместо него изображен музыкальный инструмент – аккордеон. Дядя Яна Ванрита был отличным музыкантом, и, по воспоминаниям матери художника, почти никогда не расставался с любимым инструментом. Контуры мехов аккордеона создают аллюзию лагерного забора.

Само выставочное пространство уникально – по форме оно повторяет архитектуру лагеря Доссин. Создавали его архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Подписи под портретами крайне лаконичны – лишь имена, восстановленные по архивным записям. Бельгийский художник Ян Ванрит – основатель и ведущий представитель школы нарративной живописи. Такая живопись всегда отсылает к реальности, определенному моменту, ставит зрителя перед вопросом, что хотел сказать художник своим произведением, на который каждый человек должен найти ответ. На портретах выставки подлинные трагедии и личные истории людей. По словам Яна Ванрита, попытки переписать историю и подтасовать факты, сами по себе безнравственны и преступны – ведь история неопровержима. «Эта трагедия затронула жизни нескольких миллионов семей, поэтому мы не должны забывать о них. Я надеюсь, что мое творчество хотя бы немного сможет преодолеть нарастающее безразличие сегодняшнего поколения и сподвигнет молодежь узнать больше об истории родной страны, об истории своей семьи», – отметил художник.


Экономика Зачем России Африка? Зачем России Африка?

Россия, начав налаживать отношения с африканскими государствами в XIX веке, продолжает это делать и по сей день. Стремясь стать для континента политическим, экономическим и военным партнером.


Общество Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование

Школа – это место, где ребенок проводит минимум девять лет, где готовится ко взрослой жизни и получает необходимые навыки. Качество этой подготовки оказывает огромное влияние на его дальнейшее личное и профессиональное развитие.