7 февраля 2015, 12:01, Любовь Лебедина

Чулпан Хаматова на качелях любви

При входе в зал «Современника» зрители видят открытую сцену с бесчисленным количеством железных труб и телефонных проводов. То есть это символ технического прогресса, но одновременно и паутинная сеть, куда попадает человек, будучи неуверенным в себе и не знающий, где брать силы для веры в будущее. 

Чулпан Хаматова на качелях любви

В центре площадки стоят две кровати: первая похожа на широкий «аэродром», вторая – узкая, холостяцкая, покрытая старым шерстяным одеялом. Две разные квартиры с разными хозяевами, с которыми публике еще предстоит познакомиться. В программке читаем: их двое: она – Гитель Моска, он – Джерри Райн. Судя по именам – американцы, к тому же действие происходит в Нью-Йорке.

Но это не играет решающей роли в прочтении пьесы. Ибо неважно, какой национальности герои и где они живут, важно другое. Почему Галина Волчек, спустя полвека, вновь ставит один из первых своих спектаклей в «Современнике» – «Двое на качелях»? Неужели других современных пьес нет? При этом надо учитывать, какая глыба ответственности ложится на двух исполнителей: держать в течение трех часов сценического времени внимание публики, вести за собой, заставлять плакать и смеяться, сопереживать и негодовать.

Скорее всего, Галина Борисовна изначально была уверена, что Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов донесут до зрителей боль и неустроенность двух одиноких людей, чувствующих себя никому не нужными в огромном городе. Несмотря на то, что события происходят в Нью-Йорке, они могли произойти и в Москве, где простому человеку также живется несладко. Не только экономически, но и психологически, ведь большинство людей замкнулись на собственных проблемах. Им не хочется тратить силы на какого-то Ваню, Петю, учитывать депрессии других, до поры до времени обходящие их стороной.
Американский писатель Уильям Гибсон как никто другой умел раскрывать все изгибы человеческой души, ее потаенные уголки, проводить «раскопки» внутри самого обыкновенного персонажа и находить там драгоценные перлы, и доброту, не сулящую ничего хорошего, поскольку иногда доброта грозит жертвенностью. (Надо заметить, что и Антон Павлович Чехов, любимый писатель Гибсона, в любви не принимал никаких жертв.)

Итак, прозвенел третий звонок и на левую половину сцены впорхнула смешная девица, взбалмошная и вертлявая, с кудряшками на голове, в безумно эклектичном наряде, будто после выступления в кабаре. Она и сейчас продолжает танцевать и кривить рожицы перед зеркалом, наливая молоко из бутылки. Эта пигалица никак не похожа ни на секретаршу, ни на умненькую студентку. Она вся на шарнирах, как будто в ней сидит специальный моторчик, вырабатывающий энергию. Поэтому, когда раздается телефонный звонок и в трубке звучит хрипловатый мужской голос, это ничуть ее не пугает, наоборот() развлекает.

Тут же высвечивается вторая половина сцены, где высокий и статный молодой мужчина с вяло опущенными плечами курит у открытого окна. Неуверенно набрав номер, он с трудом подбирает слова и не находит ничего лучшего, как попросить малознакомую девушку, встреченную на вечеринке, продать ему холодильник. Хотя ежу понятно, что холодильник здесь ни при чем, просто надо найти предлог, чтобы зайти к кому-то в гости, прислониться к теплому плечу, так как у него никого в огромном мегаполисе нет. Уехав из родного города, где жена все решала и продвигала по служебной лестнице судопроизводства, он хочет доказать себе и другим, что способен добиться всего сам. Казалось бы, знакомая ситуация, тысячи раз проигранная и переигранная, но почему-то она держит внимание зрителей. Почему?

Нам интересно, как эта заводная «штучка», у которой, казалось бы, нет никаких проблем с мужчинами, вдруг сворачивается, словно улитка, и заползает в свой «домик», когда Джерри после ужина в ресторане, вылетевшего ему в копеечку, предлагает провести ночь любви. Другая бы схватилась за подобное романтическое приключение, но только не Гитель. Ведь любви нет, пока нет, а секс без любви для нее не существует. Но чем дальше, тем больше она втягивается в историю жизни этого неприспособленного к трудностям человека, что называется, берет его на поруки, возрождая в нем веру в себя. Джерри выпрямляется с большим трудом, продолжая сомневаться и киксовать, неожиданно обнаруживая для себя, что тоскует по жене и хочет слышать ее и видеть.

Этот третий персонаж не появляется в спектакле, но он незримо присутствует в непростых отношениях Джерри и Гитель, желающую оставаться только другом, но любовь уже сжимает маленькое сердце героини. При этом каждый телефонный звонок жены доводит ее до истерики, поскольку предчувствует в нем угрозу возможного расставания. Гитель не устраивает сцен ревности, собственное достоинство не позволяет ей этого делать. Это же достоинство, в конце концов, обрывает ее отношения с Джерри, и она отпускает его, потому что не хочет, чтобы он из благодарности жил с ней.

Во втором акте перед зрителями предстает совсем другая Гитель. Маска беззаботности и наигранной веселости сброшена, наконец-то можно остаться самой собой и признаться в любви, но без жалости к себе. Ведь ей удалось самое главное: сделать любимого мужчину счастливым. Пусть не для себя, для другой, но ради этого стоило пожертвовать своим благополучием, так как она «не проросла» в любимом. Психологическая драма заканчивается на высоко звенящей трагической ноте, но зрители не покидают зал удрученными, ибо за прошедшие три часа они поняли многое, в том числе про себя и тех, кто своей рукой держит их сердце.



Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.