7 февраля 2015, 12:01, Любовь Лебедина

Чулпан Хаматова на качелях любви

При входе в зал «Современника» зрители видят открытую сцену с бесчисленным количеством железных труб и телефонных проводов. То есть это символ технического прогресса, но одновременно и паутинная сеть, куда попадает человек, будучи неуверенным в себе и не знающий, где брать силы для веры в будущее. 

Чулпан Хаматова на качелях любви

В центре площадки стоят две кровати: первая похожа на широкий «аэродром», вторая – узкая, холостяцкая, покрытая старым шерстяным одеялом. Две разные квартиры с разными хозяевами, с которыми публике еще предстоит познакомиться. В программке читаем: их двое: она – Гитель Моска, он – Джерри Райн. Судя по именам – американцы, к тому же действие происходит в Нью-Йорке.

Но это не играет решающей роли в прочтении пьесы. Ибо неважно, какой национальности герои и где они живут, важно другое. Почему Галина Волчек, спустя полвека, вновь ставит один из первых своих спектаклей в «Современнике» – «Двое на качелях»? Неужели других современных пьес нет? При этом надо учитывать, какая глыба ответственности ложится на двух исполнителей: держать в течение трех часов сценического времени внимание публики, вести за собой, заставлять плакать и смеяться, сопереживать и негодовать.

Скорее всего, Галина Борисовна изначально была уверена, что Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов донесут до зрителей боль и неустроенность двух одиноких людей, чувствующих себя никому не нужными в огромном городе. Несмотря на то, что события происходят в Нью-Йорке, они могли произойти и в Москве, где простому человеку также живется несладко. Не только экономически, но и психологически, ведь большинство людей замкнулись на собственных проблемах. Им не хочется тратить силы на какого-то Ваню, Петю, учитывать депрессии других, до поры до времени обходящие их стороной.
Американский писатель Уильям Гибсон как никто другой умел раскрывать все изгибы человеческой души, ее потаенные уголки, проводить «раскопки» внутри самого обыкновенного персонажа и находить там драгоценные перлы, и доброту, не сулящую ничего хорошего, поскольку иногда доброта грозит жертвенностью. (Надо заметить, что и Антон Павлович Чехов, любимый писатель Гибсона, в любви не принимал никаких жертв.)

Итак, прозвенел третий звонок и на левую половину сцены впорхнула смешная девица, взбалмошная и вертлявая, с кудряшками на голове, в безумно эклектичном наряде, будто после выступления в кабаре. Она и сейчас продолжает танцевать и кривить рожицы перед зеркалом, наливая молоко из бутылки. Эта пигалица никак не похожа ни на секретаршу, ни на умненькую студентку. Она вся на шарнирах, как будто в ней сидит специальный моторчик, вырабатывающий энергию. Поэтому, когда раздается телефонный звонок и в трубке звучит хрипловатый мужской голос, это ничуть ее не пугает, наоборот() развлекает.

Тут же высвечивается вторая половина сцены, где высокий и статный молодой мужчина с вяло опущенными плечами курит у открытого окна. Неуверенно набрав номер, он с трудом подбирает слова и не находит ничего лучшего, как попросить малознакомую девушку, встреченную на вечеринке, продать ему холодильник. Хотя ежу понятно, что холодильник здесь ни при чем, просто надо найти предлог, чтобы зайти к кому-то в гости, прислониться к теплому плечу, так как у него никого в огромном мегаполисе нет. Уехав из родного города, где жена все решала и продвигала по служебной лестнице судопроизводства, он хочет доказать себе и другим, что способен добиться всего сам. Казалось бы, знакомая ситуация, тысячи раз проигранная и переигранная, но почему-то она держит внимание зрителей. Почему?

Нам интересно, как эта заводная «штучка», у которой, казалось бы, нет никаких проблем с мужчинами, вдруг сворачивается, словно улитка, и заползает в свой «домик», когда Джерри после ужина в ресторане, вылетевшего ему в копеечку, предлагает провести ночь любви. Другая бы схватилась за подобное романтическое приключение, но только не Гитель. Ведь любви нет, пока нет, а секс без любви для нее не существует. Но чем дальше, тем больше она втягивается в историю жизни этого неприспособленного к трудностям человека, что называется, берет его на поруки, возрождая в нем веру в себя. Джерри выпрямляется с большим трудом, продолжая сомневаться и киксовать, неожиданно обнаруживая для себя, что тоскует по жене и хочет слышать ее и видеть.

Этот третий персонаж не появляется в спектакле, но он незримо присутствует в непростых отношениях Джерри и Гитель, желающую оставаться только другом, но любовь уже сжимает маленькое сердце героини. При этом каждый телефонный звонок жены доводит ее до истерики, поскольку предчувствует в нем угрозу возможного расставания. Гитель не устраивает сцен ревности, собственное достоинство не позволяет ей этого делать. Это же достоинство, в конце концов, обрывает ее отношения с Джерри, и она отпускает его, потому что не хочет, чтобы он из благодарности жил с ней.

Во втором акте перед зрителями предстает совсем другая Гитель. Маска беззаботности и наигранной веселости сброшена, наконец-то можно остаться самой собой и признаться в любви, но без жалости к себе. Ведь ей удалось самое главное: сделать любимого мужчину счастливым. Пусть не для себя, для другой, но ради этого стоило пожертвовать своим благополучием, так как она «не проросла» в любимом. Психологическая драма заканчивается на высоко звенящей трагической ноте, но зрители не покидают зал удрученными, ибо за прошедшие три часа они поняли многое, в том числе про себя и тех, кто своей рукой держит их сердце.


Политика Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США

Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за планов США разрабатывать и размещать ракеты среднего радиуса действия, сообщил исполняющий обязанности постпреда при международной организации Дмитрий Полянский.

В мире Трамп и Макрон договорились пригласить Россию на G7, сообщила журналистка Трамп и Макрон договорились пригласить Россию на G7, сообщила журналистка

Дональд Трамп принял предложение Эммануэля Макрона пригласить Россию на саммит G7 в 2020 году в США, сообщила в Twitter журналист CNN Кайли Атвуд со ссылкой на высокопоставленные источники в американской администрации.

Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.


Культура Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить. Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить.

После конкурса кандидатов на должность художественного руководителя первого русского театра имени Федора Волкова, объявленного Министерством культуры Р.Ф, победил Сергей Пускепалис, пребывающий в должности заместителя по творческим вопросам Эдуарда Баякова с декабря 2018 года в МХАТе имени Горького.