13 февраля 2015, 13:49, Ирина Игнатенко

Тополь с матом не в ладах

Он - автор более 10 киноработ, среди которых любимые зрителями фильмы «Юнга Северного флота» (1973), «Любовь с первого взгляда» (1975), «Несовершеннолетние» (1976). Последняя работа режиссера фильм «На краю стою» о судьбе российского пограничника отмечен наградой международного фестиваля «Золотой Феникс». В октябре 1978 года режиссер и сценарист эмигрировал за рубеж, так как не видел никакой возможности реализовывать свои художественные проекты. Позже один из них воплотился в квадрологии «Любимые и ненавистные» далеко от России. 

Тополь с матом не в ладах

Сегодня книги Тополя издаются массовыми тиражами во многих странах мира. И вот писатель вновь приехал в Россию, уже в качестве гостя, представить свой новый роман - «Лобное место», где действие происходит не только в настоящем времени, но и переносит читателя в прошлое, и даже в будущее. По своей сути, это не что иное, как хроника жизни творческой интеллигенции 1960-70-х годов с Пражской весной, съемками на легендарном «Мосфильме» и, конечно, любовью к прекрасной девушке.

- Ваш роман «Лобное место» считают продолжением «Красной площади». Какая взаимосвязь между этими произведениями?

- Роман «Красная площадь» впервые был выпущен в 1984 году за границей, а в Россию он попал через 10 лет. Главный герой произведения - следователь по особо важным поручениям изучает дело о смерти первого заместителя Председателя КГБ и погибает, потому что в ходе расследования неожиданно раскрывает секреты кремлевского заговора. Но у него остается сын. Во второй части истории - сын вырастает и хочет выяснить до конца обстоятельства гибели своего отца.

- Почему роман называется «Лобное место»?

- Лобное место в Москве было сооружено еще в XVI веке. С того времени здесь происходят разного характера знаковые события. 25 августа 1968 года сюда пришли 8 простых граждан и подняли плакаты, протестующие против вторжения советских танков в Чехословакию. Конечно же, представители правопорядка немедленно схватили «провокаторов», избили их и посадили в тюрьму. И все-таки они выжили. Наталья Горбаневская, одна из участниц этой акции, - мать двоих детей, работавшая библиотекаршей, написала книжку «Полдень», где подробно описывает, как она пришла на площадь с грудным ребенком в коляске, и что потом случилось с ними. Я вот сейчас рассказываю, а у меня мурашки по коже... Еще тогда я подумал, что из этого вопиющего беспредела может получиться захватывающий сюжет, а само место дать название роману.

- То есть документальная история послужила основой романа?

- Да, ее основная линия. Безусловно, в романе есть и любовь между мужчиной и женщиной, а иначе какой же это роман. Но главная трагедия любовной истории заключается в том, что персонажи живут в разных временах - герой в настоящем, а его дама сердца в будущем.

- Ваши персонажи перемещаются из одной эпохи в другую. Как считаете, в будущем возможны такие путешествия во времени?

- Да, мои герои могут совершать «круизы» через десятилетия, купив для этого путевку. Сейчас мы думаем, что это бред, фантастика, но двадцать лет назад мы тоже не могли представить, что весь мир будет перед нами на экране мобильного телефона. Перед приездом в Москву я был на лекции профессора психологии в Принстонском университете. Он рассказывал о многих вещах, в том числе о генной памяти, связанной со временем. Ученые над этим уже работают.

- У вас есть еще несколько произведений, где вы предсказываете будущее. Например, в романе «Завтра в России» почти точно определили дату путча. У вас - дар предвидения?

- Нет, никакого дара у меня нет. Когда я сочинял «Завтра в России», то уже 10 лет жил в Торонто и с интересом наблюдал за происходящим в России, поскольку достаточно хорошо знал Советский Союз, психологию этой страны на всех ее уровнях, и когда сел писать - не придумал ничего более оригинального, как идти за обстоятельствами и героями. Я всегда знаю только начало истории, а в процессе работы уже сама действительность диктует логическое развитие событий.

- Сколько времени уходит на написание книги?

- Все зависит от замысла. Для своего первого исторического романа – о «железном канцлере» Бисмарке я собирал материал 12 лет, а для написания самой книги понадобилось 5 месяцев. «Лобное место» сложилось очень быстро, месяца за четыре, учитывая и время предварительной подготовки. Что такое «Мосфильм» мне не надо было выяснять, поскольку 50 лет провел в кинематографе. 

- А как вошли в кинематограф?

- Очень просто, после армии я окончил ВГИК. В моей жизни редко бывают правильные решения - это было одно из них. Сценарный факультет решил все. К тому же многие экранизации, сделанные по моим фильмам, мне категорически не нравились, и я снимал свою фамилию с титров. А за свои фильмы мне не было стыдно.

- Признание критиков, премии имеют какое-то значение для вас?

- Я пишу и снимаю для зрителей. В то же время я человек впечатлительный и ранимый, поэтому читать о себе гадости неприятно. Тем более когда вижу, что журналист хочет самоутвердиться за мой счет.

- Вы следите за современным российским кинематографом?

- Да, я с нетерпением ждал 5 февраля, чтобы пойти и посмотреть в кинотеатре последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Не хочу скачивать его в Интернете, не хочу смотреть на компьютере, потому что режиссер всегда делает картину в расчете на большой экран.

- Российские фильмы сейчас завоевывают международные фестивали. Как вы считаете, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», тот же «Левиафан» понятны иностранцам?

- Понимаете, все измеряется востребованностью. Ведь первый фильм Звягинцева «Возвращение» был представлен международной публике, когда его никто не знал. Какой-то русский приехал на фестиваль, привез какую-то картину. Более 60 стран купили ее в первый день показа! Значит, иностранному зрителю это интересно. Кинопрокатчик никогда не возьмет фильм, который смотреть не будут.

- Сейчас стали довольно часто экранизировать классику. Вы готовы смотреть такое кино?

- Если оно не сделано за копейки. Потому что классика требует серьезной подготовки, дорогих декораций. Есть только одно произведение, которое я смотреть не буду ни в какой интерпретации, - это «Мастер и Маргарита» Булгакова. Когда я читал эту книгу, то уже снял ее для себя. И никакие актеры не смогут ничего нового добавить, лишь разрушат картину в моем воображении.

- Многие российские режиссеры выступили против полного запрета мата в кино. Как вы относитесь к этому предложению? 

- В моих первых книгах, посвященных СССР, мат присутствует в диалогах. Я много тогда ездил по стране, посещал райкомы партии и не мог представить диалоги без матерных слов. При этом не обязательно использовать мат через каждое слово, но совсем убирать его нельзя. От того, что запретили мат на экране, его количество в жизни не сократилось.

- Могут ли зрители ждать от вас новых работ в кино?

- Если мне дадут деньги, я сделаю еще десяток фильмов, и, поверьте, люди будут их смотреть. А без денег я могу только книжку написать - что и продолжаю делать. Но люди надеются, пишут мне письма. И это замечательно! Если публика перестанет от меня чего-то ждать, значит, моя творческая биография закончится.


В мире Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию

Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной раде законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)", свидетельствуют данные на официальном сайте парламента.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.