16 февраля 2015, 10:00, Антонина Крюкова

У "Левиафана" свои "Белые слоны"

В столичном Доме кино прошла восемнадцатая торжественная церемония награждения лауреатов национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Напомним, что присуждение премии проходит в два тура: в первом назвать своих фаворитов в одиннадцати номинациях предлагается широкому кругу кинокритиков, киноведов, киножурналистов; во втором – лауреатов определяет экспертный совет тайным голосованием. 

 

У "Левиафана" свои "Белые слоны"

Награды за лучший документальный фильм, лучший анимационный фильм и специальная премия имени Мирона Черненко присуждаются без предварительного выдвижения номинантов на основе шорт-листов голосованием экспертного совета.

Надо заметить, что в этом году некоторые игровые картины, выдвинутые на премию, еще не успели получить прокатные удостоверения из-за присутствия в них ненормативной лексики, поэтому широкому зрителю они практически не известны. Большинство из них демонстрировались в русской программе Московского МКФ, но были доступны лишь фестивальной публике. И еще: Министерство культуры РФ наконец-то прислушалось к голосу кинематографистов и на днях отменило прокатные удостоверения для фестивальных фильмов.

Интрига, какой фильм назовут лучшим, продержалась недолго. Разумеется, им стал «Левиафан» Андрея Звягинцева, опередивший выдвинутых в этой номинации «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», поставленные Андреем Кончаловским, и «Дурака» Юрия Быкова. «Левиафан» также одержал победу в номинации «Лучшая режиссерская работа», оставив позади опять же «Почтальона» и «Испытание» Александра Котта. Помимо этого авторы сценария Олег Негин и Андрей Звягинцев взяли «Белого слона» за текст. Исполнитель главной роли Алексей Серебряков – за лучшую мужскую роль, Елена Лядова – за лучшую женскую, Роман Мадянов – за лучшую мужскую роль второго плана.

Фильм Звягинцева номинировался и за лучшую операторскую работу, но кинокритики решили отдать премию Юрию Клименко и Владимиру Ильину, к сожалению, в апреле 2014 года ушедшему из жизни. Это они сняли черно-белую ленту Алексея Германа «Трудно быть богом», за что и были отмечены наградой. Можно себе представить, насколько трудным был выбор жюри, если с этими мастерами камеры конкурировали безупречные операторы Леван Капанадзе с «Испытанием» и Михаил Кричман все с тем же «Левиафаном».
Картина Германа также удостоилась награды за лучшую работу художника – лауреатами стали сразу трое: Сергей Коковкин, Георгий Кропачев и Елена Жукова.

А в «Испытании» отмечена музыка Алексея Айги, где нет ни единого слова, и где удалось сочетать звуки природы с музыкальными. Резонансный, остро социальный фильм «Дурак», хотя и попал в главные номинации, удостоился премии только за лучшую женскую роль второго плана. Лауреатом стала актриса Наталья Суркова, сыгравшая мэра города, где процветает коррупция и беззаконие, а человеческая жизнь не стоит и гроша. Лучшим дебютом кинокритики признали фильм Наталии Мещаниновой «Комбинат «Надежда», до сих пор не вышедший в прокат, поскольку режиссер не собирается лишить своих героев колоритных нецензурных диалогов и намерена стоять на своем.

«Белого слона» за лучший неигровой фильм получили две картины – «На пороге страха» Герца Франка и Марии Кравченко и «Срок» Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова. Герц Франк посвятил своей картине почти десять лет, но так и не успел ее закончить – до финала ее довела Мария Кравченко, которую режиссер привлек к проекту за несколько лет до своей кончины. Это история о женщине, ставшей женой израильтянина, в 1995 году смертельно ранившего премьер-министра Ицхака Рабина и получившего пожизненное заключение. Фильм «Срок» посвящен протестному движению – «кто ради своих убеждений готов идти на срок». Среди его героев – Алексей Навальный, Илья Яшин, Сергей Удальцов и другие. Из анимационных проектов «Белым слоном» награжден «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, отмеченный призом прошлогоднего МКФ в Берлине. Премию имени Мирона Черненко получил фильм Ивана Твердовского-ст. «Дмитриев», посвященный главному хранителю Госфильмофонда, архивисту, киноведу, вдохновителю и организатору фестиваля «Белые столбы» Владимиру Дмитриеву. В 2013 году его не стало, и эта картина – первый опыт осмысления того, что он сделал для нашего кинематографа, какой вклад внес в историю кино.

В третий раз в этом году вручалась премия молодых кинокритиков (возраст до 33 лет) «Голос», учрежденная в рамках «Белого слона». В шорт-лист вошли «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Комбинат «Надежда» Наталии Мещаниновой и «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой. Все эти картины участвовали в «Кинотавре» и не безуспешно побывали на международных кинофестивалях, к тому же их поставили режиссеры-женщины. В центре каждого из этих фильмов – молодые современные люди со своими драмами и проблемами, пытающиеся распорядиться собственной судьбой. Награду было решено отдать фильму Мещаниновой, снявшей драму о глухом безвременье, провинциальном болоте, уничтожающем молодую поросль. Наконец, специальный диплом экспертного совета был присужден фестивалю документального кино «Артдокфест», который вопреки заявлению министра культуры о том, что «ни один проект Манского, в том числе и «Артдокфест», не получит никогда никаких денег», в очередной раз все же состоялся. Недаром диплом сопровождается формулировкой «За твердую позицию, не зависимую от внехудожественных влияний».

Итак, «Левиафан» получил шесть «Белых слонов», и это вполне справедливая оценка профессионалов картины, еще до выхода в прокат получившей неслыханный резонанс. Православные священнослужители усмотрели в ней клевету на церковь и веру, потребовав отобрать прокатное удостоверение, государственники и патриоты – на страну, где человек, оказывается, дышит отнюдь не вольно, питерский депутат Милонов даже потребовал от Звягинцева вернуть государственные деньги, выделенные на съемки картины. И все это по отношению к фильму, который впервые с 1969 года завоевал «Золотой глобус», престижнейшую международную награду, и попал в номинанты «Оскара».

Но вот «Левиафан» вышел в прокат – и что? Все стоит на своих местах, ни один храм не рухнул, государство никуда не делось, люди спешат по своим делам, полные надежд на светлое будущее. Шумиху вокруг этой ленты, превратившей ее из художественного высказывания в событие социально-политическое, можно объяснить просто – в «Левиафане» многие увидели собственное отражение в зеркале, и этим отражением остались недовольны. Ведь «Левиафан» – картина о нынешней России, приватизированной чиновниками, не представляющими себе, что кроме них есть еще народ. Недаром же это понятие ушло из политического лексикона, где простому человеку невозможно добиться справедливости, где трудно жить по совести и еще много чего трудно делать, если ты не облечен властью или богатством. Так что всем недовольным можно ответить разве что старинной русской пословицей – «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

 

"Левиафан", плюющий в душу
Фильм Звягинцева "Левиафан" получил "Золотой глобус"
Почему "Левиафана" нет в прокате
На тропу войны выходят "дураки"
Андрон Кончаловский - духовный стриптиз на экспорт

Политика Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией

Министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос заявил, что Греция для защиты своих суверенных прав готова ко всему, в том числе и к военным действиям против Турции в случае провокаций.

В мире Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ

Условия Международного валютного фонда по новой кредитной программе неприемлемы для Украины, заявил глава фракции "Слуга народа" в Верховной раде Давид Арахамия в эфире телеканала "Украина 24".

Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Участники объявлены, но фестиваль отменён Участники объявлены, но фестиваль отменён

В этом году 73-й Международный Каннский кинофестиваль по понятной причине не состоялся в традиционно обозначенные сроки, а именно: с 12 по 23 мая, поэтому был отложен ориентировочно сначала до конца июня, потом до середины осени, а теперь президент фестиваля Пьер Лескюр на днях объявил, что в этом году он окончательно отменён.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.