23 февраля 2015, 14:37, Любовь Лебедина

В жизни и на сцене я влюбчивый человек

Народная артистка России Ольга Пашкова – прима Малого театра, выпускница Щепкинского училища и потому стены Императорского театра для нее родные. Она никогда не изменяла им, изредка отлучаясь на съемки в кино, выбирая тех режиссеров, которые могли что-то дать в творческом плане. Это фильмы: "И свет во тьме светит", "Оно", "Бесы", "Вор", "Сказ про Федора Стрельца". Сейчас Ольгу Пашкову можно увидеть в таких спектаклях Малого театра, как "Тайны мадридского двора", "На всякого мудреца довольно простоты", "Таинственный ящик", "Дети Ванюшина", "Три сестры". Общаться с Ольгой Леонидовной одно удовольствие. Она умна, добра, интеллигентна, не кичится своей значимостью, и дети для нее святое.

В жизни и на сцене я влюбчивый человек

– За 27 лет работы в Малом театре вы сыграли множество разноплановых ролей, но одна из моих любимых в вашем исполнении – это Маша в "Трех сестрах" Чехова, именно такой я и представляю ее. Трудно она вам давалась или была в кайф? Ведь не случайно Юрий Соломин именно вам, своей ученице, дал эту роль, о которой мечтают все актрисы.

– Некоторые мои коллеги в шутку называют меня не Ольгой Леонидовной, а Ольгой Леонардовной, как Книппер-Чехову. Честно сказать, мне это приятно. Я обожаю чеховских героинь, и глубоких, и трогательных, тем не менее сложно было преодолеть высокую планку драматургии, а также давление авторитетов тех великих актрис, которые выходили в этом образе на сцену. Однажды на репетиции Юрий Мефодьевич сказал: "Мы выступаем адвокатами Чехова. Для нас важно понять, чего он хотел, ни в коем случае не вступая с ним в конфликт". Помимо того, что Юрий Мефодьевич сильный режиссер, он и сильный педагог, и так умеет вписаться в образ другого человека и передать это исполнителю, что артист прозревает. Да и сам спектакль прозвучал невероятно мощно благодаря актерскому ансамблю, созданному Юрием Соломиным.

– Ну в Малом театре драматург всегда стоял и стоит на первом месте, а уже потом режиссер. Итак, вы современная женщина, водите автомобиль. Мне кажется, надо быть очень смелой и даже отважной, чтобы не бояться в кого-то врезаться. После вы приходите в театр и играете классический спектакль из другого времени. Как вам удается перестроить себя?

– Дело в том, что экстрим и актерская профессия отнюдь не противоречат друг другу. Артист всегда зависит от выброса адреналина. Недаром артисты, которые остались без работы, ломаются, так как не получают необходимого адреналина. Для меня не составляет большого труда водить машину. Я люблю ее еще и за то, что могу в ней побыть одна. Да, я современная женщина, но, где бы я не оказывалась, в том же родном коллективе, мне надо постоянно улыбаться, иначе будут спрашивать – что случилось? То есть надо быть постоянно доброжелательной, внимательной, а это значит совершать усилия над собой, не показывать своего настроения. Ну а в машине я могу поставить любимый диск и послушать его, собраться с мыслями, повторить роль и так далее. Когда просыпаясь утром, я знаю, что буду играть вечером, то весь день думаю о роли. Это происходит подсознательно, интуитивно, и за час перед спектаклем, когда гримируешься, с каждым движением кисточки все глубже и глубже погружаешься в чужой для тебя характер и делаешь его своим. Вначале своей карьеры я лет десять потратила на то, чтобы овладеть профессией. Как-то Юрий Мефодьевич сказал, что на "Царе Федоре" он теряет за вечер два килограмма. Для интереса решила проверить это на себе, и точно – два килограмма как не было. Понимаете: есть талант, а есть ремесло, и без этих двух компонентов не может состояться хороший артист.

– Скажу вам по секрету: больше всего я люблю смотреть генеральные прогоны, когда актеры напряжены. В этом состоянии они более живые и непредсказуемые.

– Да, и совпадения бывают совершенно непредсказуемые. К примеру, твоя героиня влюбляется, и ты в жизни тоже ни с того ни с сего влюбляешься. Иногда мне даже страшно бывает. К примеру, если моя Клавдия в "Детях Ванюшина" ворчливая, то и во мне просыпается злыдня. Когда говорят про неискренних людей, что они кривляются как артисты, это неправда, потому что артисты наиболее искренние и естественные на сцене, иначе зрители им не поверят.

– Скажите, а влюбить себя в нелюбимого партнера можно?

– Можно, если он талантлив. Я очень влюбчивый человек, и для меня первый критерий – это талант.

– В жизни тоже влюбчивы?

– Да. И вообще в жизни все начинается с любви. Ну а как жить без нее? Я даже в свою профессию пошла от жадности к жизни. Мне столько хотелось посетить стран, так много увидеть, что, казалось, несправедливо существовать только в одной точке земного шара. Ведь пока мы чем-то очарованы, пока горим, о чем-то мечтаем – тогда и жизнь бесконечна.

– По-вашему, очарование жизни можно сохранить в старости, ведь со временем эмоции притупляются, а человек больше созерцает.

– Но познание себя и мира бесконечно. И если ты не закрываешься от мира, то и он тебе дарит много нового. И потом можно реализовывать себя бесконечно. Надо уметь восхищаться другими, своими детьми, реализовывать себя в них.

– А вы замечаете в себе те изменения, которые произошли с вами за 27 лет работы в театре?

– Конечно. Но я спортивный человек, и в детстве, и в юности посещала множество секций, в том числе гимнастики, верховой езды, что физически закалило мой организм. Видимо, поэтому я не чувствую себя сорокалетней женщиной, и готова играть Нину Заречную в "Чайке", хотя пора Аркадину изображать. Я еще не успела поносить коротких юбочек, а надо макси одевать. Наверное, внутри меня происходит перестройка, но я никак не могу настроить себя на возрастные роли, а надо бы. Я вообще не считаю себя героиней, больше – характерной актрисой. И очень горжусь этим. Например, в спектакле "Тайны мадридского двора" я играю Изабеллу Португальскую легко и с удовольствием. Когда темперамент перехлестывает через край, для меня это самое желанное состояние. В то же время мне необходимо одиночество.

– Кроме машины, где вы можете побыть наедине с собой?

– Ночью, когда укладываю сына спать. Ночь я люблю больше чем день, наверное, потому, что суток не хватает. К тому же актерских амбиций у меня нет. А это плохо, потому что артист должен стремиться быть лучше всех. Ведь мы каждый вечер доказываем, что имеем право выступать на сцене. Конфликтные ситуации тоже не для меня, лучше пропущу впереди себя.

– Выходит, вы терпеливый человек?

– Терпеливый и отходчивый. А копить в себе зло и носить его, мне кажется, вредно для здоровья.

– Что-то в характере передалось вам от папы и мамы? На кого вы больше похожи?

– Внешне я больше похожа на папу. Мама родилась в 1941 году в Подмосковье, на Красной Горке. Специального образования не получила, поскольку отец в начале войны ушел на фронт и не вернулся, пропал без вести. Ее мама умерла, когда ей было 12 лет, и, по сути, она осталась круглой сиротой, пришлось зарабатывать на кусок хлеба самой. По характеру она лидер, центр вселенной. Без движения, без помощи людям не представляет своего существования. Она может за чужого ребенка пожертвовать собой. Однажды приходит ко мне на спектакль, и все лицо у нее поцарапано. "Что такое, что случилось?" – перепугано спрашиваю ее. Оказалось, она шла по парку и видит, что какой-то дядька тащит за собой упирающуюся девочку в слезах. "Почему вы так грубо обращаетесь с дочерью?" – возмущенно воскликнула мама. И тут девочка кричит: "Он не мой папа, тетенька!" Вокруг никого нет, звать на помощь некого, и мама, крикнув девочке: "Беги!" – стала бить дядьку сумкой с двумя бутылками "Боржоми", которые везла мне. Завязалась драка, хорошо, что милицейская машина подъехала, и маньяка связали, а маме потом выдали почетную грамоту. Скорее всего, и я бы также поступила, потому что дети для меня святое. А папа жесткий человек и в этом плане я пошла в него, будучи требовательной к себе и другим. Лучше ничего, чем плохо.

– Наверное, кино не занимает такое большое место в вашей жизни, как театр? И тем не менее что-то дает?

 – Конечно. Мне очень везло на режиссеров, на Козакова, Ланского, Овчарова, который снимал "Оно", где играли Ролан Быков, Маргарита Терехова. Только когда заканчивались съемки, я начинала что-то понимать, потому что в кино актеру надо быть и режиссером своей роли. Если на сцене талантливый артист может сыграть любой характер, то в кино много зависит от внешности, большое значение имеет типаж.

– Один из моих любимых фильмов, где вы снимались, – это "Вор", в главной роли с Владимиром Машковым. Скажите, он энергетически сильный артист?

– Очень! На съемках ведет себя наравне со всеми, и фанаберией не страдает. Я восхищаюсь им, потому что он сумасшедший в своей профессии. Ролан Быков тоже был уникальный в этом плане человек, пока мы ехали с ним в автобусе на съемочную площадку, он придумывал массу вариантов в картине "Оно", где я играла героиню, которая попадает в мясорубку сталинских репрессий и ради спасения своего возлюбленного идет на заклание.

– Какие виды искусства кроме театра предпочитаете больше?

– Чаще всего с сыном ходим на выставки, поскольку он учится в художественной школе при Академии художеств. Любим бывать на концертах симфонической музыки, и особенно нас впечатляет орган.

– Значит, у вас кто-то в семье рисовал или рисует? Ведь от кого-то он должен был унаследовать любовь к живописи?

– Разве только она передалась от его крестного отца Саши Коршунова? (Смеется.) Ну а если серьезно – наш папа очень талантливый. Он тоже актер по образованию, работал в Зеленограде, и у него хороший глаз, умеет увидеть такое, мимо чего другой пройдет не замечая. И вот Тимка в него.

– А почему изменил актерской профессии?

– Обстоятельства заставили. Когда в 90-е годы всем приходилось выживать, даже в Малом театре мы получали зарплату, которой хватало только на дорогу, мой муж вынужден был у метро продавать книжки, а я ему привозила пирожки. Ну а сейчас он работает на административной должности в кино. Так что у меня очень красивая, талантливая семья. С тех пор как у меня родился сын, я поняла, что одиночество мне не грозит никогда.


Политика Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США

Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за планов США разрабатывать и размещать ракеты среднего радиуса действия, сообщил исполняющий обязанности постпреда при международной организации Дмитрий Полянский.

В мире На Украине суд обязал возбудить дело против Порошенко и Климкина На Украине суд обязал возбудить дело против Порошенко и Климкина

Соломенский районный суд Киева обязал Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) возбудить уголовное дело против экс-президента Петра Порошенко и министра иностранных дел Украины Павла Климкина.

Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.


Культура Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить. Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить.

После конкурса кандидатов на должность художественного руководителя первого русского театра имени Федора Волкова, объявленного Министерством культуры Р.Ф, победил Сергей Пускепалис, пребывающий в должности заместителя по творческим вопросам Эдуарда Баякова с декабря 2018 года в МХАТе имени Горького.