23 февраля 2015, 18:39, Максим Башкеев

Школьников хотят лишить шансов на поступление в вуз

Министерство образования и науки решило обратить внимание на то, что детям в школах задают непомерные объемы домашней работы, и выпустило рекомендации, о максимальном количестве времени, которое учащиеся должны тратить на выполнение домашних заданий. Для младшей школы предельный хронометраж – полтора часа, для старшей – три с половиной. Первоклашек и вовсе рекомендовано от "домашки" освободить. Кто будет стоять над детьми с секундомером и кому все это нужно?

Школьников хотят лишить шансов на поступление в вуз

Споры по поводу того, много домашней работы задают в школе или мало стары как мир, точнее, как сама школа. Педагоги и дети всегда находились на диаметрально противоположных позициях, но к последним все чаще стало приходить подкрепление в лице родителей, озабоченных тем, что чада, дескать, ничем кроме учебы не занимаются. В Минобр посыпались жалобы, ведомство отреагировало пресловутыми рекомендациями. Родители довольны, дети счастливы, не знающие меры педагоги урезонены?

Как бы ни так. Произошедшее довольно сильно попахивает театральной постановкой, призванной произвести должный эффект среди впечатлительной публики. Дело в том, что и без всяких рекомендаций временные лимиты на выполнение домашних заданий были прописаны в Санитарных нормах и правилах (СанПиН). Из положения, которое существует уже не первый год, следует, что ежесуточный объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы время на его приготовление не превышало полутора часов во 2 – 3 классах, двух часов в 4 – 5 классах, двух с половиной часов в 6 – 8 классах и до трех с половиной часов в старшей школе. Спрашивается, и стоило городить огород?

Очевидно, что нет. Да и в самом министерстве говорят, что ведомственный приказ всего лишь наглядно дублирует нормативы, содержащиеся в СанПиН. Сверх того, что и так было прекрасно известно, документ содержит призыв к школам тщательнее подходить к составлению расписания уроков и не сводить в один день предметы, подготовка к которым занимает у учащихся много свободного времени. То есть, опять-таки ничего кроме апелляций к здравому смыслу. Но если в какой-то отдельно взятой школе его не было раньше, откуда ему взяться сейчас, или простое повторение существующих не первый год рекомендаций произведет в умах школьного руководства революцию?

Понятно, что дети стонут от высоких нагрузок. Что после 6 – 7 – 8 уроков в школе, тратить по 5 – 6 часов времени на "домашку" - это откровенный перебор. Психологи давно бьют тревогу: к ним приходит все больше детей, не просто находящихся на грани нервного срыва, а уже перешагнувших эту страшную черту. Не вылезающие из-за парты и письменного стола школяры не видят радостей жизни, не понимают, зачем терпят все эти лишения и не просто задумываются о суициде, но и ищут смерти.

Но только ли домашние задания виновны в том, что ситуация настолько критическая? На мой взгляд, у этой беды существуют еще как минимум две причины. Первая исходит все из того же заботливого Минорбра и давным-давно принятого курса на информатизацию образования, неверная трактовка которого и выработанная за десятилетия привычка отчитываться обо все по принципам "палочной системы", привели к тому, что из жизни детей выбрасываются недели, если не годы их жизней. Это время, которое тратится на написание, на самом деле никому не нужных рефератов, или что еще хуже – проектных работ. Это более тяжелые версии рефератов, поскольку они подразумевают наличие электронных презентаций, над которыми кроме самого ребенка в конечном итоге трудится вся

семья. Кому нужны такие задания, с которыми школяр априори не может справиться сам?

Вторая причина связана с перфекционизмом самих родителей, которые, будучи уверенными, что их дети самые лучшие на свете, в упор не замечают того, что чада мучаются, не способные тянуть гимназические и лицейские программы. А кто-то не справляется с объемами знаний, которые дают в спецшколах и даже в самых обычных общеобразовательных учебных заведениях. Дома постоянные скандалы, а виноваты в них естественно школы – больно много задают.

Если в Минобре понимают абсурдность родительских претензий и именно поэтому ограничились переписыванием норм СанПиНа, то это оправдывает популизм данного шага. Учиться исключительно в школе – цель прекрасная, но, к сожалению несбыточная. Требования высшей школы к будущим студентам настолько высоки, что удовлетворять им к концу 11 класса без дополнительной домашней нагрузки не представляется возможным. Более того, родители далеко не самых бездарных детей тратят немалые деньги на репетиторов, чтобы гарантированно не завалить ЕГЭ.

Здесь самое время взять слово тем, кто считает, что за границей все всегда устроено лучше, чем у нас. Мол, если там смогли избавить ребятню от домашних заданий, то, что мешает нам? Действительно, из-за постоянных жалоб родителей объемы домашних заданий сначала сократили в Великобритании. Затем, в 2012 году победу праздновали ученики во Франции, там домашку сначала отменили на две недели, а потом приступили к сокращению ее объемов. Буквально через год по этому же пути пошли и в Германии. Все это так, но при этом за скобками остается, например, то обстоятельство, что высшее образование в той же Франции практически полностью платное. В государственных высших школах обучаются только около 4 процентов от всех студентов. Как бы цинично это ни звучало, но местной системе образования выгодно, чтобы подростки выходили из стен колледжей и лицеем как можно более неподготовленными. Ведь даже подготовка к вступительным экзаменам в вуз во Франции – это отдельный, хорошо развитый бизнес. Стоимость годового обучения на так называемом подготовительном факультете составляет около 15 тысяч евро. Опять-таки надо понимать, в каких школах, в каких районах и с преобладанием какого контингента были спровоцированы выступления против непосильной домашней работы. Уверен, там, где действительно думают об образовании своих детей никто и слова не подумал возразить против изнурительной домашней нагрузки, потому что понимают, без труда в современном мире просто невозможно чего-то добиться в этой жизни.


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.