23 февраля 2015, 16:11, Елена Ларина

Сад души вырублен в Пушкинском театре

Черный экран задника сцены в спектакле Владимира Мирзоева "Вишневый сад" вдруг раздвинулся до полоски света, и знакомые до боли чеховские персонажи оказываются совершенно незнакомыми прежде людьми. Спектакль Мирзоева в Пушкинском театре не преодолевает чеховский текст, а из него происходит. Прежде всего, главная пара – Лопахин и Раневская. Лопахин в исполнении приглашенного из Театра Ермоловой Александра Петрова совсем молод и по-мальчишески влюблен в свою барыню, оставшись верным тем детским чувствам, которые срезонировали в нем с точки отсчета личности. И вот Лопахин – победитель рядом с Любовь Андреевной, и она, кажется, тоже расположена принимать его влюбленность. Да и поговорить ей в этом доме решительно не с кем. Ее братец Гаев (Андрей Сухов) – инфантильный, ленивый, не хочет взрослеть. Сорокалетнего Гаева одевает и раздевает ко сну старый Фирс. Этот барин абсолютно уверен, что заслужил от мужика такую благодарность своим справедливым к нему отношением. А вот Лопахин для него чужой, так как его проект спасения усадьбы, которую через пару месяцев продадут за долги, совершенно лишен красоты и духовной наполненности.

Сад души вырублен в Пушкинском театре Автор фото: Екатерины Цветковой

В спектакле есть зримый образ, как соки вишневых деревьев питают персонажей пьесы. Шарлотта Ивановна на просьбу показать фокус вдруг материализует мешочки с вишневым соком, которые, как капельницы, подсоединены к героям. Люди, живущие корнями, традициями, энергией места, исчезнут с лица земли, как вырубленный вишневый сад. Виктория Исакова невероятно интересна в роли Раневской. Она сама, как вишневое дерево. Весной среди цветущего сада оживает. Но очень скоро понимаешь, что "ожить" ей все равно не удастся. Раневская – это кровоточащая рана, которая образовалась пять лет назад, когда утонул ее семилетний сын Гриша. Память о нем пропитывает стены этого дома. Аня (Таисия Вилкова) рассказывает Варе о жизни за границей, а между ними сидит Гриша. О нем ни слова, но он здесь, между ними, буквально физически (режиссер взял в спектакль двух мальчиков). Шарлотта показывает свои фокусы, а в памяти зрителей почему-то образ Гриши. Возможно, он любил фокусы. Дуняша идет купаться, а в ее памяти возникает образ мальчика с мячиком. Этой сценой начинается спектакль. Варя (Наталья Рева-Рядинская), которую все вокруг "вручают" бедному Лопахину, восхищает своей удивительной музыкальностью. Ее песня на испанском языке во французском стиле – знак тайного желания тоже увидеть заграницу. А она грохочет связкой ключей, и именно этот звук стал ее визитной карточкой. Заграница – это для Раневской. Она сорит последними монетами, чтобы не забыть, что была богатой барыней. Играет в любые игры, лишь бы заглушить боль потерь в этом доме. Его обитатели, судя по всему, любили когда-то проводить время в развлечениях, поэтому то и дело пытаются развеселить себя, вернуть атмосферу беззаботности. Но вместе с этими попытками опять воскресает образ Гриши.

Трагичность ситуации в спектакле очень конкретная, она касается всех персонажей. Это трагичность, живущая внутри Раневской и ее семьи, тех, кто вырос среди волшебной красоты вишневого сада. Трагичность смерти ребенка, которая осталась открытой раной, и никакой слом эпох не затянет ее. Эта смерть стала началом распада семьи, началом распада памяти о прошлом и детстве. Но она плохой попутчик для новой жизни. Поэтому сад, символ их души, тоже будет вырублен. Любые мечты о новой жизни иллюзорны, когда внутри тебя живет боль потерь.

Чеховский Космос режиссер тоже разглядел. Может быть, самую удивительную Шарлотту я увидела именно в этой постановке Мирзоева. Она не просто клоунесса, она иллюзионист с необычными способностями. Шарлотта способна материализовывать вещи, хотя никто этого не замечает. Она видит людей, их глупость, их будущее. Шарлотта носит ружье, заряженное конфетти, в отличие от Епиходова, который носит револьвер, потому что не знает – жить ему или застрелиться. Епиходова (Сергей Миллер) в доме называют "22 несчастья". Тем, кто знаком с нумерологией, это может показаться странным. Ведь 22 – число космического закона. Но Епиходов единственный, кто в результате всех "несчастий" остается "в порядке" под девизом английского историка Бокля: "Тот, кто не чувствует мрака, никогда не будет искать света". Свой револьвер он, в конце концов, вкладывает в ладонь Раневской, не забыв приставить ее руку к виску. Дуняша (Анастасия Мытражик), предложив себя всем мужчинам в доме, остается именно с ним. Именно его Лопахин после покупки дома назначает управляющим, а значит, Епиходов остается в доме, к которому прикипел душой, с желанной женщиной.

И главное – и Дуняша, и Епиходов, и Лопахин, и даже Петя Трофимов, который долго ищет свои старые галоши, выходят в прощальной песне обутыми. И только господа – Варя, Гаев, Аня и Раневская – босыми. У них ничего не осталось. Аня, жадно вдыхающая цветущий сад весной, по возвращении из Парижа, ближе к осени, вдруг обнаруживает, что не любит вишневый сад, как прежде. Гаев в отличие от Лопахина, который только от одного проекта получил доход в 40 тысяч рублей, будет работать за 6 тысяч рублей в год. Раневская снова едет в Париж с 15 тысячами рублей, которые Аня выпросила у бабушки на уплату долга. Неудивительно, что она босая при таких деньжищах. Этих денег ей все равно хватит ненадолго, оберут мошенники. Раневская возвратилась в имение весной, а уезжает осенью, во время сбора урожая. Но урожай оказался бесплодным. Как и у забытого Фирса (Михаил Жигалов), который, оставшись один, вдруг понимает, что жизнь прошла, а он будто и не жил. Уезжающие и провожающие поют о чем-то грустном, прикрыв глаза и как бы защищаясь от неизвестного будущего. А голубой задник сцены опять съедается черным экраном, словно выключили телевизор. Зато на поклонах всем артистам вручают вишневые ветки, возвращая надежду на новые сады.


В мире В Финляндии около ста тысяч потребителей остались без электричества В Финляндии около ста тысяч потребителей остались без электричества

Около 100 тысяч потребителей остаются без электричества в Восточной Финляндии из-за шторма Пяйвё, который обрушился на страну во вторник, сообщает Ассоциации энергокомпаний страны.

Экономика Финансирование нацпроектов могут сократить на 140 миллиардов рублей Финансирование нацпроектов могут сократить на 140 миллиардов рублей

Финансирование нацпроектов в следующие два года может сократиться в общей сложности на 140 миллиардов рублей по сравнению с последними поправками в федеральный бюджет на 2020-2022 годы, пишет газета "Известия" со ссылкой на предварительные бюджетные проектировки Минфина России.


Культура "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил"

Эта фраза из "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери стала крылатой, ее знают все от мала и до велика. Она сопровождает нас всю жизнь, начиная с детства, когда впервые мы познакомились с Маленьким принцем, прилетевшего с крошечной планеты, где растет роза, а невидимый барашек спрятался в коробке.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.