26 февраля 2015, 11:43, Илья Медовой

Золотая корона Дубровиц

325 лет назад в подмосковных Дубровицах  был заложен один из самых необычных российских памятников зодчества – храм Знамения Пресвятой Богородицы. Он известен не только уникальной архитектурой, но и интересной историей.

Золотая корона Дубровиц Автор фото: Илья МЕДОВОЙ Коронованный храм стоит на высоком холме

Церковь стоит  на высоком мысу, на месте слияния Пахры и Десны. И смотрится как мачта корабля, тем более что открывающиеся с мыса дали очень напоминают морской простор. Рядом с ней старинная усадьба Дубровицы, когда-то принадлежавшая  представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных, Потемкиных и Дмитриевых-Мамоновых.

 Многое  необычно в этом храме  –  столпообразная форма, обилие  резьбы, витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых. Венчает его не традиционная луковица или купол, а золоченая корона. Издали кажется, что храм украшен лепниной. Но когда подходишь ближе, понимаешь, что причудливый наружный декор – это виртуозная резьба по камню. Завитки настенных пышных узоров  напоминают кружева и золотое шитье платьев знатных дам былых времен. Обходя храм не спеша, замечаешь в, казалось бы, симметричной  композиции намеренную асимметрию, придающую ей живость: тут такой ангел, а вот совсем другой, здесь одна резьба, а тут иная, по-разному ложатся тени... Внимательно разглядывая одинаковые на первый взгляд гроздья винограда или листья, убеждаешься, что они  абсолютно разные.


На этих хорах молился Путр I

А когда заходишь внутрь, испытываешь удивление не меньшее. Вместо настенных фресок  здесь  – барельефы и горельефы на библейские сюжеты. Поясняют их не традиционные для наших храмов надписи на церковно-славянском, а стихотворные латинские тексты…

Кому пришло в голову соорудить это диковинное диво в наших родных осинах? Автор идеи – князь Борис Алексеевич Голицын, старший друг и воспитатель Петра I. Он был человеком незаурядной образованности и глубокой веры. В Немецкой слободе (старинном московском районе, где в XVI  селились иностранцы)  заслужил прозвание

Иоанна Крестителя, поскольку всеми силами стремился обратить в православие как можно больше ее обитателей. Князь свободно говорил по-латыни, ценил европейскую музыку и не был чужд богословским спорам. Сохранилось свидетельство одного из его собеседников и оппонентов, католического миссионера Франциска Эмилиани о том, что князь Голицын всячески препятствовал католикам строить в Москве каменный храм, при этом отдавая должное красоте католической архитектуры и бого­служения.

В 1689 году завистники оклеветали  князя в глазах царя, и осерчавший Петр велел Голицыну удалиться в подмосковное имение Дубровицы. Однако уже через год Петр, разобравшись с клеветниками, вернул опального царедворца в Москву и пожаловал ему боярское достоинство. Многие историки полагают, что именно в знак примирения со своим царственным воспитанником Голицын и решил воздвигнуть необычную церковь Знамения.


Волшебное кружево в камне

Князь Голицын вложил в этот храм собственную тягу к просвещению, достижениям зодчих Возрождения и одновременно постарался увековечить монаршие  амбиции молодого Петра. Кстати, царь присутствовал на закладке храма в 1690 году, а во время его освящения вместе с царевичем Алексеем молился на резных хорах.

Нам доподлинно неизвестны имена автора этого шедевра и трудившихся на его строительстве мастеров. С уверенностью можно сказать лишь, что среди них были как русские, так и иностранцы. Архитектурное убранство храма Знамения поражало современников. "А церковь такова удивительная и резная вся в вонную сторону и таким образцом и переводом, что такой и в Москве удивительной по нынешнее время не было", – писал Иван Погорельский, секретарь архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия. Нашлись у храма и критики. Его упрекали в подражании зарубежным образцам. Дескать, в православных храмах исстари запрещались "идолы", только мозаики, иконы да фрески, а в Дубровицах – и скульптуры, и барельефы. И что такое корона на храме, как не знак превосходства светской власти над церковной?


...и Богородица на престольной иконе

Но разве не проявились в этом храме традиции отечественного зодчества – русских центрических ярусных храмов? – отвечали им оппоненты. Дубровицкая церковь – это классический восьмерик на четверике. А наружная резьба
по камню соответствует древним русским традициям (вспомним хотя бы резные стены соборов Владимира и Юрьева-Польского). Тем же, кто утверждает, что скульптуры чужды  православию, можно напомнить, что в старых русских храмах, особенно северных, деревянных скульптур всегда было много. Что до "короны", венчающей строение, то она  напоминает о высших ценностях. Ведь что такое корона в христианстве? Символ праведности, благословения и благорасположения, победы над смертью и пороком, обретения, награды мученику. Корону из звезд носила Дева Мария как Царица Небесная. Кстати, на одной из икон  Дубровицкого храма Богородица изображена именно в короне…


Коронованные царские врата...

Трудно отрицать, что традиции русского зодчества в Дубровицком храме соединены с западными. Но вся штука в том, что в данном случае одно не мешает другому. И это гармоничное сочетание можно расценить как  художественный прорыв, плод невероятно дерзкой по тем временам попытки создать единый образный язык культуры для всей христианской Европы вне конфессиональных различий. То есть не только внести в русскую культуру что-то западное, но и Запад обогатить нашим. Россия претендовала на то, чтобы войти в Европу как равная, не теряя себя. Именно в этом состоял пафос петровских преобразований. Князь Голицын был истовым православным,  а художественную культуру пытался синтезировать с западной. Именно синтезировать, а не отбросить свое и полностью заменить на чужое. И храм, который  Голицын построил в ознаменование прихода своего воспитанника к власти, ярко показывает вектор петровской политики. Он стал символом окна в Европу, которое первый российский император упорно прорубал все последующие годы.

Остается добавить, что Дубровицкая церковь включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И, несмотря на ее уникальность и ценность, в ней идет повседневная, обычная для любого другого православного храма жизнь. Как говорится, Бог в помощь!


Политика В Кремле рассказали о контактах с Турцией и Сирией по Африну В Кремле рассказали о контактах с Турцией и Сирией по Африну

Пресс-секретарь России Дмитрий Песков рассказал о действиях Кремля в связи с началом военной операции Турции в Сирии. По словам Пескова, Москва поддерживает контакты и с Анкарой, и с Дамаском, а также наблюдает за гуманитарными аспектами противостояния.

В мире Эксперт: США "балансируют на тонкой веревочке" в вопросе атак на Африн Эксперт: США "балансируют на тонкой веревочке" в вопросе атак на Африн

Самолеты ВВС Турции поразили 45 целей в сирийском Африне во второй день проведения операции "Оливковая ветвь". В эфире радио Sputnik эксперт Владимир Фитин отметил, что у США двойственное отношение к происходящему.

Экономика TerraMiner запустил второе ICO TerraMiner запустил второе ICO

Среди российских ICO о которых так много говорят, интересен проект TerraMiner. Это мощная и технологичная майнинг ферма, расположенная в Китае, инвесторы которой получают право на часть, дохода от майнинга.


Общество Студенты МЧС поддержали ульяновских курсантов Студенты МЧС поддержали ульяновских курсантов

Неожиданный поворот получил скандал вокруг пародийного танца полуголых студентов Ульяновского авиационного училища. В YouTube появился ролик, в котором молодые люди в фирменных футболках МЧС станцевали пародийных танец под ту же композицию Satisfaction.

Культура К 80-летию Высоцкого в Москве подготовлены десятки мероприятий‍ К 80-летию Высоцкого в Москве подготовлены десятки мероприятий‍

В Москве в музеях и театрах департамент культуры подготовил десятки мероприятий к 80-летию со дня рождения актера и музыканта Владимира Высоцкого, сообщается на портале мэра Москвы.