26 февраля 2015, 11:43, Илья Медовой

Золотая корона Дубровиц

325 лет назад в подмосковных Дубровицах  был заложен один из самых необычных российских памятников зодчества – храм Знамения Пресвятой Богородицы. Он известен не только уникальной архитектурой, но и интересной историей.

Золотая корона Дубровиц Автор фото: Илья МЕДОВОЙ Коронованный храм стоит на высоком холме

Церковь стоит  на высоком мысу, на месте слияния Пахры и Десны. И смотрится как мачта корабля, тем более что открывающиеся с мыса дали очень напоминают морской простор. Рядом с ней старинная усадьба Дубровицы, когда-то принадлежавшая  представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных, Потемкиных и Дмитриевых-Мамоновых.

 Многое  необычно в этом храме  –  столпообразная форма, обилие  резьбы, витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых. Венчает его не традиционная луковица или купол, а золоченая корона. Издали кажется, что храм украшен лепниной. Но когда подходишь ближе, понимаешь, что причудливый наружный декор – это виртуозная резьба по камню. Завитки настенных пышных узоров  напоминают кружева и золотое шитье платьев знатных дам былых времен. Обходя храм не спеша, замечаешь в, казалось бы, симметричной  композиции намеренную асимметрию, придающую ей живость: тут такой ангел, а вот совсем другой, здесь одна резьба, а тут иная, по-разному ложатся тени... Внимательно разглядывая одинаковые на первый взгляд гроздья винограда или листья, убеждаешься, что они  абсолютно разные.


На этих хорах молился Путр I

А когда заходишь внутрь, испытываешь удивление не меньшее. Вместо настенных фресок  здесь  – барельефы и горельефы на библейские сюжеты. Поясняют их не традиционные для наших храмов надписи на церковно-славянском, а стихотворные латинские тексты…

Кому пришло в голову соорудить это диковинное диво в наших родных осинах? Автор идеи – князь Борис Алексеевич Голицын, старший друг и воспитатель Петра I. Он был человеком незаурядной образованности и глубокой веры. В Немецкой слободе (старинном московском районе, где в XVI  селились иностранцы)  заслужил прозвание

Иоанна Крестителя, поскольку всеми силами стремился обратить в православие как можно больше ее обитателей. Князь свободно говорил по-латыни, ценил европейскую музыку и не был чужд богословским спорам. Сохранилось свидетельство одного из его собеседников и оппонентов, католического миссионера Франциска Эмилиани о том, что князь Голицын всячески препятствовал католикам строить в Москве каменный храм, при этом отдавая должное красоте католической архитектуры и бого­служения.

В 1689 году завистники оклеветали  князя в глазах царя, и осерчавший Петр велел Голицыну удалиться в подмосковное имение Дубровицы. Однако уже через год Петр, разобравшись с клеветниками, вернул опального царедворца в Москву и пожаловал ему боярское достоинство. Многие историки полагают, что именно в знак примирения со своим царственным воспитанником Голицын и решил воздвигнуть необычную церковь Знамения.


Волшебное кружево в камне

Князь Голицын вложил в этот храм собственную тягу к просвещению, достижениям зодчих Возрождения и одновременно постарался увековечить монаршие  амбиции молодого Петра. Кстати, царь присутствовал на закладке храма в 1690 году, а во время его освящения вместе с царевичем Алексеем молился на резных хорах.

Нам доподлинно неизвестны имена автора этого шедевра и трудившихся на его строительстве мастеров. С уверенностью можно сказать лишь, что среди них были как русские, так и иностранцы. Архитектурное убранство храма Знамения поражало современников. "А церковь такова удивительная и резная вся в вонную сторону и таким образцом и переводом, что такой и в Москве удивительной по нынешнее время не было", – писал Иван Погорельский, секретарь архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия. Нашлись у храма и критики. Его упрекали в подражании зарубежным образцам. Дескать, в православных храмах исстари запрещались "идолы", только мозаики, иконы да фрески, а в Дубровицах – и скульптуры, и барельефы. И что такое корона на храме, как не знак превосходства светской власти над церковной?


...и Богородица на престольной иконе

Но разве не проявились в этом храме традиции отечественного зодчества – русских центрических ярусных храмов? – отвечали им оппоненты. Дубровицкая церковь – это классический восьмерик на четверике. А наружная резьба
по камню соответствует древним русским традициям (вспомним хотя бы резные стены соборов Владимира и Юрьева-Польского). Тем же, кто утверждает, что скульптуры чужды  православию, можно напомнить, что в старых русских храмах, особенно северных, деревянных скульптур всегда было много. Что до "короны", венчающей строение, то она  напоминает о высших ценностях. Ведь что такое корона в христианстве? Символ праведности, благословения и благорасположения, победы над смертью и пороком, обретения, награды мученику. Корону из звезд носила Дева Мария как Царица Небесная. Кстати, на одной из икон  Дубровицкого храма Богородица изображена именно в короне…


Коронованные царские врата...

Трудно отрицать, что традиции русского зодчества в Дубровицком храме соединены с западными. Но вся штука в том, что в данном случае одно не мешает другому. И это гармоничное сочетание можно расценить как  художественный прорыв, плод невероятно дерзкой по тем временам попытки создать единый образный язык культуры для всей христианской Европы вне конфессиональных различий. То есть не только внести в русскую культуру что-то западное, но и Запад обогатить нашим. Россия претендовала на то, чтобы войти в Европу как равная, не теряя себя. Именно в этом состоял пафос петровских преобразований. Князь Голицын был истовым православным,  а художественную культуру пытался синтезировать с западной. Именно синтезировать, а не отбросить свое и полностью заменить на чужое. И храм, который  Голицын построил в ознаменование прихода своего воспитанника к власти, ярко показывает вектор петровской политики. Он стал символом окна в Европу, которое первый российский император упорно прорубал все последующие годы.

Остается добавить, что Дубровицкая церковь включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И, несмотря на ее уникальность и ценность, в ней идет повседневная, обычная для любого другого православного храма жизнь. Как говорится, Бог в помощь!


Политика Песков: Россия не отказалась от гуманитарной помощи жителям Донбасса Песков: Россия не отказалась от гуманитарной помощи жителям Донбасса

Самопровозглашенные республики Донбасса – будут продолжать получать от России гуманитарную помощь. Такое заявление сделал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, таким образом опровергнув информацию появившуюся в СМИ о том, что помощь предназначенную для ДНР и ЛНР переадресуют Крыму и Калининградской области.

Экономика 30 000 листов за 96 часов 30 000 листов за 96 часов

Призрак сугробовской преступной группы бродит по коридорам Мосгорсуда. Полковнику Борисову всё труднее бороться за своё доброе имя.


Общество Собирать мебель должен профессионал Собирать мебель должен профессионал

Так приятно выбирать мебель, представляя, как она красиво впишется в дизайн квартиры или дома, или мечтать о том, как на смену надоевшему дивану можно будет купить большую кровать, а может быть вообще и целый гарнитур… Постойте, но кто все это будет собирать?

Культура Империя времени. Братство Империя времени. Братство

Русское фэнтези, да оно существует и на удивление бывает интересным, захватывающим и с интригующей сюжетной линией. Вы еще не знакомы с писателем Анной Потемкиной и ее творчеством? Тогда самое время познакомится, ведь у нее вышла новая, весьма нетривиальная книга…