26 февраля 2015, 13:47, Елена Семенова

Шоу-аттракцион предлагает думать чувством

Конечно, выставка "Великие модернисты" – это аттракцион, но аттракцион, который вызывает выброс не адреналина, а… какое-то там вещество, отвечающее у нас за воздушные шары и дирижабли, надувающие восторгом грудную клетку. 

Шоу-аттракцион предлагает думать чувством

Ну еще бы, заходишь в зал более пятисот квадратных метров, где на множестве больших экранов с помощью лазерных проекторов, да еще под грамотно подобранный аудиоряд, бушует живописная феерия. Может быть, кто-то помнит, как в конце 80-х годов привозили в Парк Горького аттракцион "108 градусов" – полусферическое здание, на потолке которого показывали фильм: полеты на дельтаплане над горами и над статуей Христа в Рио-де-Жанейро, езда на скейте по крутым склонам и прочие экстремальные вещи, от которых захватывало дух. В результате – полная иллюзия присутствия. Так вот, и здесь очень похожий трюк, однако, с иным – интеллектуальным художественным материалом.

Надо сказать, что даже самая высококачественная техника (а здесь ее присутствие сомнений не вызывает) не спасла бы этот красивый проект, если бы создатели девяти короткометражных фильмов, посвященных жизни и творчеству девяти великих модернистов XIX–XX веков, не знали и не чувствовали бы досконально судьбы этих людей. Да и отбор мастеров сам за себя говорит: Поль Гоген, Анри Руссо, Анри Тулуз-Лотрек, Густав Климт, Поль Синьяк, Эдвард Мунк, Амедео Модильяни, Василий Кандинский, Казимир Малевич. Безусловно, рафинированные знатоки живописи поморщатся – мол, нужно ходить в мировые музеи, смотреть шедевры в подлинниках, ощущать их живую энергетику. Надо, спору нет. Однако в плане просвещения и "возвращения" культуры в массы этот популяризаторский проект неоценим. Наверняка многие, увидевшие картины в виде движущегося шоу, захотят потом увидеть их вновь, уже в другой обстановке.

Что касается поднятой на штык кураторами идеи модернизма как обновления в искусстве, то она, конечно, не нова, и в рамках виртуозной технологической подачи даже чуть-чуть отходит на второй план. В "подготовительном" зале вывешены ряды репродукций самых разных в стилевом, техническом и тематическом плане русских и западных художников XIX–XX веков и встречают хлесткие, парадоксальные высказывания философов, живописцев и знатоков искусства. "Мы знаем, что мы будем поняты маленьким числом людей, но это нас устраивает" (Шарль Бодлер), "Преувеличения в искусстве не существует, я даже думаю, что все спасение в крайности" (Поль Гоген). Ясное дело, импрессионизм, пуантилизм, супрематизм, абстракция последовательно воспринимались в штыки и осмеивались приверженцами классицизма. Об этом еще предлагается поразмышлять, читая биографии художников.

Но зайдя в мультимедийный зал, лучше не думать. Точнее так – думать чувством. Сначала во мраке расцветают диковинные цветы, сгущаются зеленые, бордовые и розовые тона и экраны заполняются покачивающимися лианами джунглей и пустынь Анри Руссо, где притаились тигры и львы. В воздухе парит листок, в руке ребенка покачивается игрушечный клоун. Затем все блестками и серпантином рассыпается в ночь и по ее краю, полному звезд, протягивается полоса рассвета, зеленого, как абсент, а на ее фоне – шляпки и профили ожидающей публики. Уже можно догадаться! Ну да – следующий Тулуз-Лотрек. Желтые, охряные, красные, словно карты, раскладываются листки кабарешных афиш, а затем и жанровые картины – в бледно-желто-зеленоватом флере возникают корсеты и груди, вытягиваются ноги в чулках проституток и актрис. Затем проявляются тоскливые сельские пейзажи, извиваясь красками, линиями и волосами безудержно рыдают девушки, – перед нами "поэма жизни, любви и смерти" Эдварда Мунка, заканчивающаяся надрывным "Криком". Однако львиную часть вдохновения – сверкающий взрыв, торжество разноцветных, взлетающих, фонтанирующих шаров, пирамид, трапеций и кубов – создатели выставки отдали Кандинскому и Малевичу.


В мире Иран опроверг заявления Израиля об авиаударах по объектам в Сирии Иран опроверг заявления Израиля об авиаударах по объектам в Сирии

Председатель совета целесообразности (совещательный орган при верховном лидере) Ирана Мохсен Резаи опроверг утверждения израильских военных об авиаударах по иранским объектам близ Дамаска, сообщает агентство ILNA.


Культура "Таврида-АРТ" отпраздновала 350-летие российского флага. "Таврида-АРТ" отпраздновала 350-летие российского флага.

22 августа при участии 4.500 тысяч представителей творческой молодежи и видных деятелей искусства был развернут российский триколор 12 на 18 метров. Этим событием стартовал праздничный флешмобл