27 февраля 2015, 12:26, Любовь Лебедина

Птичий двор обезумел в "Женитьбе Фигаро"

Только представьте, в знаменитом Ленкоме спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" прошел 600 раз и с афиши не думает исчезать, потому что зрители готовы его смотреть по нескольку раз. 

Птичий двор обезумел в "Женитьбе Фигаро" Автор фото: Литчасть театра

Такова сила остроумного замысла Марка Захарова, предложившего артистам "валять дурака" на сцене, хулиганить и, конечно, вертеться, юлить, прыгать, висеть вниз головой, но при этом не забывать, что "ложь хороша во спасение ближнего". Весьма сомнительный аргумент для христианской морали, но Бомарше не моралист, он сочинитель невиданных приключений, связанных с человеческой глупостью, тупостью и самонадеянностью, то есть тем, что всегда высмеивалось уличными артистами в импровизированных представлениях, впоследствии подхваченныхТеатром Дель Арте.

Долгоиграющий успех сопутствовал и другому более раннему "Фигаро…" в Театре сатиры с великолепной командой актеров и незабываемым Андреем Мироновым, превратившегося в визитную карточку этого коллектива. Ставили и продолжают ставить сегодня Бомарше и в музыкальных театрах, и в драматических, только пока переплюнуть два предыдущих спектакля никому не удавалось, при всей видимой легкости пьесы, требующей от исполнителей особой техники, виртуозного мастерства и витальности.

И вдруг свершилось непредвиденное, можно сказать, сказочное событие. И где бы вы думали? – В Академическом центральном театре кукол имени Сергея Образцова. Неужели марионетки смогли переиграть живых артистов? – Спросите вы. Не торопитесь с выводами, потому что режиссер Борис Константинов придумал совершенно новый вариант в прочтении площадной комедии и в этом стоит подробно разобраться. Он давно понял, что профессиональные кукловоды ничем не хуже драматических артистов, а в чем-то и лучше. Они не заражены тщеславным самовыражением, и, находясь за ширмой, не просто озвучивают своих героев, но и наделяют их особым характером, который выражается в микроскопических движениях, пластике.

Поэтому часто хочется оказаться по ту сторону ширмы и увидеть, как они это делают. И вот для того, чтобы открыть секреты их перевоплощения, Константинов всех исполнителей выводит на сцену, а после дает им возможность, не прерывая сюжета, вновь переселяться за ширму и играть с куклами. Эти моментальные трансформации артистов из живых персонажей в кукольные настолько сильно действуют на восприятие зрителей, что выглядят, как фокусы. К примеру, только что Фигаро в попеременном исполнении Алексея Соколова и Андрея Абельцева перетягивал любовный "канат" с хитроумной невестой Сюзанной (Юлия Бобровская, Анастасия Слюсарева), а через несколько минут эта пара уже предстает в виде "сладких" марионеток. Вот томная графиня, жена графа Алмавива (Алена Ковальчук, София Элик), обиженная его невниманием, кокетничает с пажом Керубино (Михаил Евченко, Максим Кустов), а в следующей картине графиня-кукла падает в обморок при стуке в дверь.

И еще очень важный момент в создании легкого дыхания спектакля, его жизнерадостного крещендо. Так как основное действие происходит на птичьем дворе, где собрались бродячие артисты, то все его обитатели: любопытные курочки, переживающие за снесенные яйца, самонадеянный индюк, тупой осел, которого назначают судьей в скандальном разбирательстве между Фигаро и плутовкой Селестиной, все художественные ингредиенты сплетаются в единый клубок гротесковых шаржей. Именно они создают комический абсурд, помогают ускорению "паровой машины", а когда пар рассеивается, то оказывается – "яйца курицу учат", и вообще все шиворот-навыворот: графский камердинер умнее самого графа, а глупый индюк может заседать и в парламенте.

Так от сцены к сцене, от череды безобидных шалостей и откровенных предательств возникает нечто большое и многоцветное, как сама жизнь. Похожая на карнавал, где обман, скрывающийся под видом добропорядочной маски, путает все карты скучных умозаключений, и карусель кукольной академии крутится все быстрее и быстрее, не давая зрителям опомниться, выдержать паузу, передохнуть. Куда там! Времени нет на раздумья, если хочешь ухватить за хвост удачу и доказать, что унынию нет места в театре.


Политика В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19 В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19

Санкционная политика США на фоне пандемии коронавируса неприемлема, попытки Вашингтона навязать свои интересы в одностороннем порядке ради экономической выгоды безответственны и уносят жизни, заявил глава комитета бундестага ФРГ по экономике и энергетике Клаус Эрнст.

Экономика В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам

Налогом в 13% будут облагать процентные доходы по каждому вкладу более миллиона рублей, при этом счета суммироваться не будут, сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова

Инна Владимировна прожила длинную жизнь. Такому долголетию в 93 года, да еще актрисы, может позавидовать любой творческий человек, так как нервы у этой категории людей изнашиваются очень быстро.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.