27 февраля 2015, 12:26, Любовь Лебедина

Птичий двор обезумел в "Женитьбе Фигаро"

Только представьте, в знаменитом Ленкоме спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" прошел 600 раз и с афиши не думает исчезать, потому что зрители готовы его смотреть по нескольку раз. 

Птичий двор обезумел в "Женитьбе Фигаро" Автор фото: Литчасть театра

Такова сила остроумного замысла Марка Захарова, предложившего артистам "валять дурака" на сцене, хулиганить и, конечно, вертеться, юлить, прыгать, висеть вниз головой, но при этом не забывать, что "ложь хороша во спасение ближнего". Весьма сомнительный аргумент для христианской морали, но Бомарше не моралист, он сочинитель невиданных приключений, связанных с человеческой глупостью, тупостью и самонадеянностью, то есть тем, что всегда высмеивалось уличными артистами в импровизированных представлениях, впоследствии подхваченныхТеатром Дель Арте.

Долгоиграющий успех сопутствовал и другому более раннему "Фигаро…" в Театре сатиры с великолепной командой актеров и незабываемым Андреем Мироновым, превратившегося в визитную карточку этого коллектива. Ставили и продолжают ставить сегодня Бомарше и в музыкальных театрах, и в драматических, только пока переплюнуть два предыдущих спектакля никому не удавалось, при всей видимой легкости пьесы, требующей от исполнителей особой техники, виртуозного мастерства и витальности.

И вдруг свершилось непредвиденное, можно сказать, сказочное событие. И где бы вы думали? – В Академическом центральном театре кукол имени Сергея Образцова. Неужели марионетки смогли переиграть живых артистов? – Спросите вы. Не торопитесь с выводами, потому что режиссер Борис Константинов придумал совершенно новый вариант в прочтении площадной комедии и в этом стоит подробно разобраться. Он давно понял, что профессиональные кукловоды ничем не хуже драматических артистов, а в чем-то и лучше. Они не заражены тщеславным самовыражением, и, находясь за ширмой, не просто озвучивают своих героев, но и наделяют их особым характером, который выражается в микроскопических движениях, пластике.

Поэтому часто хочется оказаться по ту сторону ширмы и увидеть, как они это делают. И вот для того, чтобы открыть секреты их перевоплощения, Константинов всех исполнителей выводит на сцену, а после дает им возможность, не прерывая сюжета, вновь переселяться за ширму и играть с куклами. Эти моментальные трансформации артистов из живых персонажей в кукольные настолько сильно действуют на восприятие зрителей, что выглядят, как фокусы. К примеру, только что Фигаро в попеременном исполнении Алексея Соколова и Андрея Абельцева перетягивал любовный "канат" с хитроумной невестой Сюзанной (Юлия Бобровская, Анастасия Слюсарева), а через несколько минут эта пара уже предстает в виде "сладких" марионеток. Вот томная графиня, жена графа Алмавива (Алена Ковальчук, София Элик), обиженная его невниманием, кокетничает с пажом Керубино (Михаил Евченко, Максим Кустов), а в следующей картине графиня-кукла падает в обморок при стуке в дверь.

И еще очень важный момент в создании легкого дыхания спектакля, его жизнерадостного крещендо. Так как основное действие происходит на птичьем дворе, где собрались бродячие артисты, то все его обитатели: любопытные курочки, переживающие за снесенные яйца, самонадеянный индюк, тупой осел, которого назначают судьей в скандальном разбирательстве между Фигаро и плутовкой Селестиной, все художественные ингредиенты сплетаются в единый клубок гротесковых шаржей. Именно они создают комический абсурд, помогают ускорению "паровой машины", а когда пар рассеивается, то оказывается – "яйца курицу учат", и вообще все шиворот-навыворот: графский камердинер умнее самого графа, а глупый индюк может заседать и в парламенте.

Так от сцены к сцене, от череды безобидных шалостей и откровенных предательств возникает нечто большое и многоцветное, как сама жизнь. Похожая на карнавал, где обман, скрывающийся под видом добропорядочной маски, путает все карты скучных умозаключений, и карусель кукольной академии крутится все быстрее и быстрее, не давая зрителям опомниться, выдержать паузу, передохнуть. Куда там! Времени нет на раздумья, если хочешь ухватить за хвост удачу и доказать, что унынию нет места в театре.


В мире В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе

Украине следует пойти на жертвы, чтобы решить конфликт в Донбассе, заявил председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, член партии "Слуга народа" Даниил Гетманцев в эфире телеканала NewsOne.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура Человек на своём месте Человек на своём месте

"Важнейшее дело – найти точно профессию, когда ты занимаешься тем, для чего тебя на этот свет родили, – уверен режиссёр и актёр Владимир Меньшов, которому на днях исполнилось восемьдесят лет. – Главные этапы моей жизни – это картины. И главные этапы моего взросления и моего познания жизни – это тоже фильмы. Поэтому они у меня так редки".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.