27 февраля 2015, 13:02, Андрей Кинякин

Страховщики хотят больше денег

Столкнувшись с необходимостью оформить или продлить страховку, многие граждане столкнулись с тем, что купить полис ОСАГО стало сложнее, а КАСКО – значительно дороже, чем в прошлом году. Связано это с попытками автостраховщиков отреагировать на изменения на российском рынке. Делается это, к сожалению, преимущественно за счет клиентов.

Страховщики хотят больше денег

Ждать в ближайшее время роста рынка ОСАГО не приходится. Вслед за кратковременным подъемом в октябре-декабре прошлого года, последовал спад. Под "подъемом" я понимаю произошедшее увеличение тарифов на 23 – 30 процентов. Это хоть и частично, но все же позволило нивелировать то обстоятельство, что базовый тариф на ОСАГО не менялся в России на протяжении 11 лет, а так же помогло частично компенсировать и увеличение лимитов выплат "по железу" до 400 тысяч рублей.

Под "спадом" же я понимаю разразившийся финансовый кризис, который очень больно ударил как по всему финансовому сектору в целом, так и по страховому в частности. Основные последствия в виде сокращения прибыльности и "сжатия" (причем, скорее всего, в первую очередь, в сегменте ОСАГО) нам еще только предстоит увидеть "во всей красе".

Причем основным драйвером кризиса в отрасли будет не столько отсутствие инвестиций ввиду действующих в отношении Российской Федерации санкций, сколько общее ухудшение макроэкономической ситуации, выразившееся в первую очередь в ослаблении курса рубля.

Почти 80-процентая девальвация курса национальной валюты привела к существенному удорожанию импорта. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день доля автомобилей, имеющих в своей конструкции импортные комплектующие, в совокупном российском автопарке превышает 50 процентов, возрастут затраты автостраховщиков, а также расходы автосервисов на запчасти и автокомпоненты для иномарок. И возрастут существенно.

Страховщики уже трубят о том, что действующих тарифов не хватает, а скоро ситуация ухудшится еще сильнее. Страховщики объективно не смогут удовлетворять все запросы клиентов по возмещению. Следом пойдет вал недовольства со стороны страхователей, рост судебных исков, как следствие – дополнительные расходы для страховщиков, снижение прибыльности бизнеса и так далее – замкнутый круг.

Нужно понимать, что общее ухудшение макроэкономической ситуации - это ухудшение и в "смежных" для рынка ОСАГО отраслях. Продажи новых автомобилей в России по итогам 2014 года упали приблизительно на 10 процентов. В январе нынешнего года снижение составило уже более 24 процентов. Дальше будет только хуже – соответственно, и полисов страховщики продадут меньше.

Однако у кризиса есть и положительные стороны. Рынок уже начинает очищаться от слабых игроков, он консолидируется. При этом я допускаю и вариант массового банкротства малых и средних страховых компаний, что мы наблюдали в 2008 – 2010 одах. Но если полис был приобретен у надежной компании, то можно быть уверенным в стабильности выплат. Тем более, если учитывать тот факт, что возмещение клиентам разорившихся компаний в любом случае производится из фондов РСА.

Что делать участникам рынка в кризисных условиях? Автовладельцам я бы посоветовал выбирать надежные компании, занимающие твердые позиции в рейтингах специализированных агентств. Попытки сэкономить на полисе в случае аварии обернутся невосполнимыми финансовыми потерями.

Что касается регулятора. На мой взгляд, Центробанк уже хорошо проявил себя в качестве мегарегулятора страхового рынка, подойдя к разрешению кризиса взвешенно, профессионально, оперативно предотвратив коллапс. Наиболее правильным, на мой взгляд, стало бы дальнейшее "гибкое" регулирование Центробанком страхового рынка, а также развитие механизмов саморегуляции. Возможно, требуется меньший контроль в тарифообразовании. За рубежом, например, где тарифы регулируются рынком, лимиты выплат в разы превышают российские.

И, наконец, страховщики. Сегодня объективно нужна саморегулируемая организация, СРО, которая, во-первых, взяла бы на себя часть функций государства (например, выявление недобросовестных компаний-страховщиков), во-вторых, создавала бы фонд, способный поддержать отрасль и страховщиков в кризисные времена. Это помогло бы поддерживать рынок. И, в-третьих, эта организация способствовала бы выстраиванию конструктивного диалога как между страховщиками и страхователями, так и между страховым сектором и государством.


Политика Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе

Президенты России, США и Франции Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон согласовали заявление по ситуации в Нагорном Карабахе, оно опубликовано на сайте Кремля.


Общество Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы

Москва впервые за долгое время столкнулась с активным оттоком населения, сообщает радиостанция "Говорит Москва" со ссылкой на результаты исследования, проведенного членом комитета по регенерации городских пространств Urban Land Institute Денисом Соколовым.

Культура Политические соперники на исторической арене "Ялта-45" Политические соперники на исторической арене "Ялта-45"

Перед режиссером Андреем Житинкиным и центральными исполнителями: Василием Бочкаревым, Владимиром Носиком и Валерием Афанасьем стояла сложнейшая задача: без портретного сходства с Рузвельтом, Сталиным, Черчиллем достигнуть такой достоверности в проживании эпохального момента "Ялта-45" стран победительниц в войне с фашизмом, чтобы зрители поверили в подлинность исторического события, описанного шведским драматургом Лукасом СВЕНССОНОМ и реализованного в режиссерском видении Житинкина.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.