27 февраля 2015, 13:02, Андрей Кинякин

Страховщики хотят больше денег

Столкнувшись с необходимостью оформить или продлить страховку, многие граждане столкнулись с тем, что купить полис ОСАГО стало сложнее, а КАСКО – значительно дороже, чем в прошлом году. Связано это с попытками автостраховщиков отреагировать на изменения на российском рынке. Делается это, к сожалению, преимущественно за счет клиентов.

Страховщики хотят больше денег

Ждать в ближайшее время роста рынка ОСАГО не приходится. Вслед за кратковременным подъемом в октябре-декабре прошлого года, последовал спад. Под "подъемом" я понимаю произошедшее увеличение тарифов на 23 – 30 процентов. Это хоть и частично, но все же позволило нивелировать то обстоятельство, что базовый тариф на ОСАГО не менялся в России на протяжении 11 лет, а так же помогло частично компенсировать и увеличение лимитов выплат "по железу" до 400 тысяч рублей.

Под "спадом" же я понимаю разразившийся финансовый кризис, который очень больно ударил как по всему финансовому сектору в целом, так и по страховому в частности. Основные последствия в виде сокращения прибыльности и "сжатия" (причем, скорее всего, в первую очередь, в сегменте ОСАГО) нам еще только предстоит увидеть "во всей красе".

Причем основным драйвером кризиса в отрасли будет не столько отсутствие инвестиций ввиду действующих в отношении Российской Федерации санкций, сколько общее ухудшение макроэкономической ситуации, выразившееся в первую очередь в ослаблении курса рубля.

Почти 80-процентая девальвация курса национальной валюты привела к существенному удорожанию импорта. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день доля автомобилей, имеющих в своей конструкции импортные комплектующие, в совокупном российском автопарке превышает 50 процентов, возрастут затраты автостраховщиков, а также расходы автосервисов на запчасти и автокомпоненты для иномарок. И возрастут существенно.

Страховщики уже трубят о том, что действующих тарифов не хватает, а скоро ситуация ухудшится еще сильнее. Страховщики объективно не смогут удовлетворять все запросы клиентов по возмещению. Следом пойдет вал недовольства со стороны страхователей, рост судебных исков, как следствие – дополнительные расходы для страховщиков, снижение прибыльности бизнеса и так далее – замкнутый круг.

Нужно понимать, что общее ухудшение макроэкономической ситуации - это ухудшение и в "смежных" для рынка ОСАГО отраслях. Продажи новых автомобилей в России по итогам 2014 года упали приблизительно на 10 процентов. В январе нынешнего года снижение составило уже более 24 процентов. Дальше будет только хуже – соответственно, и полисов страховщики продадут меньше.

Однако у кризиса есть и положительные стороны. Рынок уже начинает очищаться от слабых игроков, он консолидируется. При этом я допускаю и вариант массового банкротства малых и средних страховых компаний, что мы наблюдали в 2008 – 2010 одах. Но если полис был приобретен у надежной компании, то можно быть уверенным в стабильности выплат. Тем более, если учитывать тот факт, что возмещение клиентам разорившихся компаний в любом случае производится из фондов РСА.

Что делать участникам рынка в кризисных условиях? Автовладельцам я бы посоветовал выбирать надежные компании, занимающие твердые позиции в рейтингах специализированных агентств. Попытки сэкономить на полисе в случае аварии обернутся невосполнимыми финансовыми потерями.

Что касается регулятора. На мой взгляд, Центробанк уже хорошо проявил себя в качестве мегарегулятора страхового рынка, подойдя к разрешению кризиса взвешенно, профессионально, оперативно предотвратив коллапс. Наиболее правильным, на мой взгляд, стало бы дальнейшее "гибкое" регулирование Центробанком страхового рынка, а также развитие механизмов саморегуляции. Возможно, требуется меньший контроль в тарифообразовании. За рубежом, например, где тарифы регулируются рынком, лимиты выплат в разы превышают российские.

И, наконец, страховщики. Сегодня объективно нужна саморегулируемая организация, СРО, которая, во-первых, взяла бы на себя часть функций государства (например, выявление недобросовестных компаний-страховщиков), во-вторых, создавала бы фонд, способный поддержать отрасль и страховщиков в кризисные времена. Это помогло бы поддерживать рынок. И, в-третьих, эта организация способствовала бы выстраиванию конструктивного диалога как между страховщиками и страхователями, так и между страховым сектором и государством.


Политика В Башкирии и Саратовской области создадут особые экономические зоны В Башкирии и Саратовской области создадут особые экономические зоны

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановления о создании двух особых экономических зон (ОЭЗ) в республике Башкортостан и Саратовской области, соответствующие документы опубликованы на официальном портале правовой информации.

В мире СМИ: в Нигерии не менее 60 человек погибли при нападении бандитов СМИ: в Нигерии не менее 60 человек погибли при нападении бандитов

Неизвестные вооруженные бандиты совершили атаку в нескольких деревнях северо-западе Нигерии, по меньшей мере 60 человек погибли, сообщает агентство Франс Пресс со ссылкой на медиков.


Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

В пятницу, 29 мая, в 0.50 на канале "ТВ Центр" в проекте "Александр Збруев. Небольшая перемена" речь пойдёт о народном артисте России, долгожителе театральной сцены и киноэкрана, которого порой называют "вечным мальчиком".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.