4 марта 2015, 11:09, Елена Алексеева

Лариса Малеванная: "Нельзя жарить курицу с перьями"

В Санкт-Петербурге состоялась презентация новой книги Ларисы Малеванной "Мирись, мирись, больше не дерись"

Лариса Малеванная: "Нельзя жарить курицу с перьями"

Знакомые писатели уже предлагают народной артистке России Малеванной рекомендацию в Союз писателей. Она отшучивается. Между тем "Мирись, мирись…" – это уже ее четвертая книга. После ухода из БДТ Лариса Ивановна занялась режиссурой, редко, но метко откликаясь на серьезные предложения в кино. Это: "Идиот", "Апостол", "Дом", "Оттепель", "Переводчик", "Две женщины".

– Лариса Ивановна! С чем связан ваш переход из кинотеатрального цеха в писательский?

– Я тут ни при чем. Высшие силы распоряжаются нами по своему усмотрению. Все прописано.

– По Пастернаку? "Но продуман распорядок действий"?

– Почти. Во всяком случае, нам уготована предпочтительная для нас судьба.

– Но еще недавно казалось, что судьба ваша связана с театром. Вы столько лет посвятили сцене – и как режиссер, и как актриса, и как педагог… А потом вдруг ушли из Большого драматического театра.

– Ушла гораздо позже, чем нужно было. Долго не могла решиться, хотя в театр уже ноги не несли много лет. А потом спросила себя: "Зачем я сюда хожу? Чего жду?" И не найдя ответа, ушла. И сразу почувствовала облегчение, даже какой-то непонятный восторг внутри. Бывает, что человек умирает после того, как исполнит все, что ему предначертано. А случается, он продолжает жить, но живет совершенно иначе.

– И через год у вас уже вышла первая книга – "Горошинка в шкатулке".

– При вашем непосредственном участии и с вашей подачи, дорогая Елена. И не только книга. Стали происходить и другие таинственные события. Пригласили вдруг в Красноярск сыграть главную роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж", потом позвали в Краснодар на постановку спектакля, потом москвичи, прочитав нашу с вами "Горошинку", заказали книгу "Песочница", потом предложили хорошую роль в фильме "Апостол". Видимо, таким образом высшие силы одобряли мой уход из БДТ и готовность изменить свою жизнь. А старших надо слушаться!

– Но следует услышать, что тебе диктуется свыше. Надо обладать интуицией…

– Конечно. И не слишком доверять голосу разума.

– Боюсь, что с вашей репутацией умной, мыслящей актрисы это особенно трудно.

– Это трудно всем. Наш ум так устроен, что ему постоянно нужно что-то перемалывать, прокручивать на разные лады одни и те же наши небогатые мыслишки. Особенно мы любим перемалывать обиды и претензии и тем самым еще больше притягиваем в свою жизнь все негативное и нежелательное. А чтобы услышать негромкий голос интуиции, нужно убирать мусор из головы, освобождать сознание. Это непросто, но перемены в моей жизни начались тогда, когда я стала этому учиться.

Когда меня впервые позвали на постановку в Краснодарский молодежный театр, я упиралась, боялась рисковать. Но увидела этих ребят в спектакле, и внутренний голос вдруг завопил: "Это твои люди! Ничего не бойся!"

Первый спектакль "Куколка", по Аверченко. С первой репетиции было ясно, что молодые актеры хорошо обучены, хорошо воспитаны. До меня с ними работали известные московские режиссеры, да и их художественный руководитель Рогульченко ставил прекрасные спектакли. Так что, конечно же, "на зубок" они меня пробовали. Особенно один, Алексей Суханов. Я доказывала, спорила, а внутренний голос тихонько посоветовал мне просто оставить его в покое, пусть делает роль, как знает. Алексей репетировал и постепенно чувствовал, что у него роль буксует. Заволновался. Тем более что у других актеров, кто мне доверился, получалось лучше. И тут мне снится сон. Я еду на собачьей упряжке, в руках у меня миска с котлетами. Собаки радостно бегут, на лету хватают из моих рук еду и бегут еще быстрее, только одна, голодная, отстает. Мне часто снятся такие сны-подсказки, и я прислушиваюсь к ним. Наутро я прихожу на репетицию и говорю актерам: "Вы мне приснились, ребята. Алексей, я поняла, почему вы растеряны. Во сне меня упрекнули, что я вас недокармливаю, уделяю вам меньше внимания, чем другим!" С тех пор мы начали ладить, и роль он сыграл замечательно. И спектакль получился. На фестивале "Кубань театральная" наш спектакль был признан лучшим. Сейчас, когда встал вопрос о переносе спектакля на большую сцену, именно Алексея Суханова я попросила провести репетиции. Он в Краснодаре, я в Петербурге, общались по электронной почте. Кстати, лучшую мизансцену в спектакле придумал он: главному герою, псевдописателю Куколке, под ноги кидают книги – томики Пушкина, Лермонтова, Гоголя, и он по книгам идет к трону. Потом были еще два спектакля в Краснодаре, "Вечный муж" по Достоевскому и "Чудики" по рассказам Шукшина. Работали радостно, без надрыва.

– Так кем же вы были задуманы – автором, актрисой или режиссером?

– Если бы я сама себя придумала, я бы ответила на этот вопрос. Но это чей-то непостижимый замысел. И чтобы понять себя, познать себя – хватит ли всей жизни? Присутствие высшего разума в жизни, это как в театре – присутствие режиссера. Кстати, когда я работаю как актриса, что-то переключается внутри, и я подчиняюсь чужой воле – замыслу режиссера.

– И когда сочиняете, снова "что-то переключается"…

– Да, конечно. Хороший материал увлекает и ведет за собой. Персонажи иногда поступают совсем не так, как я задумала вначале, своевольничают, предлагают свои повороты в сюжете. Взять хотя бы историю со сценарием "Мышка". Я нашла этот документальный материал случайно – в "Великой книге пророков" у Н. Непомнящего. История об узнице ГУЛАГа Александре Метелиной. Прочла, и мне показалось, что я там была и все это видела. Писать стала, словно под диктовку. Задолго до того, как тема о ясновидящих стала модной. Было интересно поразмышлять о предопределенности нашего участия в происходящем. Так ли это, или все же мы можем влиять на сценарий нашей жизни, написанный не нами? Ученые спорят об этом. Я выбрала точку зрения, посоветовавшись с интуицией. И с удовольствием вложила в уста умненькой девочки-подростка такой текст: "Будущее полностью не предопределено: отдельные события нашей жизни налипают, как песчинки, на пространство-время и меняют его! Так что и от нас с тобой кое-что зависит, папка!"

В моей жизни есть человек, очень похожий на Сашу Метелину, – психолог Саша Коробченко. Дала ей почитать, она сказала: "Это про меня!"

– Жаль только, что сценарий пока не востребован. Как я понимаю, денег не нашлось?.. Или потому что снимают в основном про бандитов?

– Кино это вообще больная тема. От ролей отказываюсь постоянно. За редким исключением.

– Редко, но метко. "Идиот", "Оттепель", "Переводчик", "Две женщины" – это все весьма достойные работы…

– Когда приглашают, спрашиваю себя: чего мне больше хочется, в этом фильме сниматься или с правнучкой Лизой за грибами ходить? И чаще отвечаю: за грибами ходить! Когда предлагают роль в кино, я сразу спрашиваю про сценарий: "Бандиты есть"? Говорят: "Есть". – "Спасибо! До свидания!" Хотя у прекрасного режиссера Олега Погодина фильм "Дом" про бандитов получился очень сильный. Правда, уже снявшись в этом фильме, с финалом я так и не примирилась. Надо сказать, что прошлым летом неожиданно для себя самой я опять согласилась на одно предложение – сниматься в фильме с бандитами у молодого режиссера Клима Поплавского. Читала сценарий и хохотала. Называется "Приличные люди". И бандиты там вроде уцененных Остапов Бендеров, очень смешные. Мне предложили сыграть бабушку десятилетнего мальчика. Интеллигентная женщина, но все время пьяна. Меня зацепило то, что речь о тех, кого принято считать приличными людьми. Можно на криминал кивать, но надо и на себя поворотиться! А мы-то каковы?!

– Не все ведь знают, какой вы заядлый борец с вредными привычками. Можно считать, что эта бабушка – ваш очередной вклад на тему "пьянству – бой!" А в благополучной классике приятнее сниматься?

– Когда мне предложили роль в "Двух женщинах" по пьесе Тургенева "Месяц в деревне", первое, что я спросила: "Это не розыгрыш?" Ведь ничего такого сейчас не снимают. Только все жесткое, жестокое, корявое и шершавое. Оказалось, не розыгрыш. Были такие прекрасные партнеры, съемки проходили в дивных местах, в поместье Глинки под Смоленском. А Вера Глаголева оказалась режиссером деликатным и тонким. Восхищает и стойкость, с какой она выносила свою мечту и сумела ее воплотить. Тут актерские комплименты кончаются, и вопреки моей воле где-то внутри подает голос режиссер: претензии к фильму есть, многое я бы сделала иначе, но, думаю, мне стоит высказаться при личной встрече с Верой, которой я глубоко симпатизирую.

– А как вы относитесь к употреблению на сцене и на экране (в жизни – знаю, осуждаете и боретесь) ненормативной лексике?

– В искусстве, как и в жизни, – обхожу стороной. Я знаю, каким языком разговаривают в донских станицах. Там слова не скажут без мата. Но сумел же Шолохов в "Тихом Доне" без этого обойтись? Передав при этом богатство и сочность просторечия. И Шукшин обходился без ненормативной лексики, его "чудики" совсем другим удивляют читателя. У Горького есть афоризм: "Факт это еще не вся правда, а только сырье, из которого нужно извлечь настоящую правду искусства. Нельзя жарить курицу вместе с перьями".

– Но ведь жарят! Я имею в виду не только ненормативную лексику.

– Я в этом стараюсь не участвовать. Меня почему-то считают борцом, человеком "активной жизненной позиции". Но я этот путь проходила вынужденно.

Участвовала в борьбе за спасение своего дома – памятник архитектуры XX века, и получила все болезни, которые только можно заработать. Еле спаслась сама. Потом поняла: "Если не можешь повлиять на ход событий – отодвинься". Вот и сейчас… У меня полно родственников на Украине. И что я могу сделать в нынешней ситуации? Я не могу ее изменить! Ведь свои мозги людям, затеявшим эту войну, не вставишь. Сажусь и пишу книгу с названием "Мирись, мирись...". Ставлю спектакли, дающие надежду, настроенные на добро, на созидание. Вижу мудрость в том, чтобы меньше критиковать других, а больше заниматься собой, меняться по мере сил, мыслить позитивно и посылать эти мысли тем, кто думает иначе, кто разрушает, а не строит. Так вела себя в сталинском лагере заключенная Саша Метелина, пытаясь остановить дьявольский механизм самоуничтожения человечества.




Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.