4 марта 2015, 11:09, Елена Алексеева

Лариса Малеванная: "Нельзя жарить курицу с перьями"

В Санкт-Петербурге состоялась презентация новой книги Ларисы Малеванной "Мирись, мирись, больше не дерись"

Лариса Малеванная: "Нельзя жарить курицу с перьями"

Знакомые писатели уже предлагают народной артистке России Малеванной рекомендацию в Союз писателей. Она отшучивается. Между тем "Мирись, мирись…" – это уже ее четвертая книга. После ухода из БДТ Лариса Ивановна занялась режиссурой, редко, но метко откликаясь на серьезные предложения в кино. Это: "Идиот", "Апостол", "Дом", "Оттепель", "Переводчик", "Две женщины".

– Лариса Ивановна! С чем связан ваш переход из кинотеатрального цеха в писательский?

– Я тут ни при чем. Высшие силы распоряжаются нами по своему усмотрению. Все прописано.

– По Пастернаку? "Но продуман распорядок действий"?

– Почти. Во всяком случае, нам уготована предпочтительная для нас судьба.

– Но еще недавно казалось, что судьба ваша связана с театром. Вы столько лет посвятили сцене – и как режиссер, и как актриса, и как педагог… А потом вдруг ушли из Большого драматического театра.

– Ушла гораздо позже, чем нужно было. Долго не могла решиться, хотя в театр уже ноги не несли много лет. А потом спросила себя: "Зачем я сюда хожу? Чего жду?" И не найдя ответа, ушла. И сразу почувствовала облегчение, даже какой-то непонятный восторг внутри. Бывает, что человек умирает после того, как исполнит все, что ему предначертано. А случается, он продолжает жить, но живет совершенно иначе.

– И через год у вас уже вышла первая книга – "Горошинка в шкатулке".

– При вашем непосредственном участии и с вашей подачи, дорогая Елена. И не только книга. Стали происходить и другие таинственные события. Пригласили вдруг в Красноярск сыграть главную роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж", потом позвали в Краснодар на постановку спектакля, потом москвичи, прочитав нашу с вами "Горошинку", заказали книгу "Песочница", потом предложили хорошую роль в фильме "Апостол". Видимо, таким образом высшие силы одобряли мой уход из БДТ и готовность изменить свою жизнь. А старших надо слушаться!

– Но следует услышать, что тебе диктуется свыше. Надо обладать интуицией…

– Конечно. И не слишком доверять голосу разума.

– Боюсь, что с вашей репутацией умной, мыслящей актрисы это особенно трудно.

– Это трудно всем. Наш ум так устроен, что ему постоянно нужно что-то перемалывать, прокручивать на разные лады одни и те же наши небогатые мыслишки. Особенно мы любим перемалывать обиды и претензии и тем самым еще больше притягиваем в свою жизнь все негативное и нежелательное. А чтобы услышать негромкий голос интуиции, нужно убирать мусор из головы, освобождать сознание. Это непросто, но перемены в моей жизни начались тогда, когда я стала этому учиться.

Когда меня впервые позвали на постановку в Краснодарский молодежный театр, я упиралась, боялась рисковать. Но увидела этих ребят в спектакле, и внутренний голос вдруг завопил: "Это твои люди! Ничего не бойся!"

Первый спектакль "Куколка", по Аверченко. С первой репетиции было ясно, что молодые актеры хорошо обучены, хорошо воспитаны. До меня с ними работали известные московские режиссеры, да и их художественный руководитель Рогульченко ставил прекрасные спектакли. Так что, конечно же, "на зубок" они меня пробовали. Особенно один, Алексей Суханов. Я доказывала, спорила, а внутренний голос тихонько посоветовал мне просто оставить его в покое, пусть делает роль, как знает. Алексей репетировал и постепенно чувствовал, что у него роль буксует. Заволновался. Тем более что у других актеров, кто мне доверился, получалось лучше. И тут мне снится сон. Я еду на собачьей упряжке, в руках у меня миска с котлетами. Собаки радостно бегут, на лету хватают из моих рук еду и бегут еще быстрее, только одна, голодная, отстает. Мне часто снятся такие сны-подсказки, и я прислушиваюсь к ним. Наутро я прихожу на репетицию и говорю актерам: "Вы мне приснились, ребята. Алексей, я поняла, почему вы растеряны. Во сне меня упрекнули, что я вас недокармливаю, уделяю вам меньше внимания, чем другим!" С тех пор мы начали ладить, и роль он сыграл замечательно. И спектакль получился. На фестивале "Кубань театральная" наш спектакль был признан лучшим. Сейчас, когда встал вопрос о переносе спектакля на большую сцену, именно Алексея Суханова я попросила провести репетиции. Он в Краснодаре, я в Петербурге, общались по электронной почте. Кстати, лучшую мизансцену в спектакле придумал он: главному герою, псевдописателю Куколке, под ноги кидают книги – томики Пушкина, Лермонтова, Гоголя, и он по книгам идет к трону. Потом были еще два спектакля в Краснодаре, "Вечный муж" по Достоевскому и "Чудики" по рассказам Шукшина. Работали радостно, без надрыва.

– Так кем же вы были задуманы – автором, актрисой или режиссером?

– Если бы я сама себя придумала, я бы ответила на этот вопрос. Но это чей-то непостижимый замысел. И чтобы понять себя, познать себя – хватит ли всей жизни? Присутствие высшего разума в жизни, это как в театре – присутствие режиссера. Кстати, когда я работаю как актриса, что-то переключается внутри, и я подчиняюсь чужой воле – замыслу режиссера.

– И когда сочиняете, снова "что-то переключается"…

– Да, конечно. Хороший материал увлекает и ведет за собой. Персонажи иногда поступают совсем не так, как я задумала вначале, своевольничают, предлагают свои повороты в сюжете. Взять хотя бы историю со сценарием "Мышка". Я нашла этот документальный материал случайно – в "Великой книге пророков" у Н. Непомнящего. История об узнице ГУЛАГа Александре Метелиной. Прочла, и мне показалось, что я там была и все это видела. Писать стала, словно под диктовку. Задолго до того, как тема о ясновидящих стала модной. Было интересно поразмышлять о предопределенности нашего участия в происходящем. Так ли это, или все же мы можем влиять на сценарий нашей жизни, написанный не нами? Ученые спорят об этом. Я выбрала точку зрения, посоветовавшись с интуицией. И с удовольствием вложила в уста умненькой девочки-подростка такой текст: "Будущее полностью не предопределено: отдельные события нашей жизни налипают, как песчинки, на пространство-время и меняют его! Так что и от нас с тобой кое-что зависит, папка!"

В моей жизни есть человек, очень похожий на Сашу Метелину, – психолог Саша Коробченко. Дала ей почитать, она сказала: "Это про меня!"

– Жаль только, что сценарий пока не востребован. Как я понимаю, денег не нашлось?.. Или потому что снимают в основном про бандитов?

– Кино это вообще больная тема. От ролей отказываюсь постоянно. За редким исключением.

– Редко, но метко. "Идиот", "Оттепель", "Переводчик", "Две женщины" – это все весьма достойные работы…

– Когда приглашают, спрашиваю себя: чего мне больше хочется, в этом фильме сниматься или с правнучкой Лизой за грибами ходить? И чаще отвечаю: за грибами ходить! Когда предлагают роль в кино, я сразу спрашиваю про сценарий: "Бандиты есть"? Говорят: "Есть". – "Спасибо! До свидания!" Хотя у прекрасного режиссера Олега Погодина фильм "Дом" про бандитов получился очень сильный. Правда, уже снявшись в этом фильме, с финалом я так и не примирилась. Надо сказать, что прошлым летом неожиданно для себя самой я опять согласилась на одно предложение – сниматься в фильме с бандитами у молодого режиссера Клима Поплавского. Читала сценарий и хохотала. Называется "Приличные люди". И бандиты там вроде уцененных Остапов Бендеров, очень смешные. Мне предложили сыграть бабушку десятилетнего мальчика. Интеллигентная женщина, но все время пьяна. Меня зацепило то, что речь о тех, кого принято считать приличными людьми. Можно на криминал кивать, но надо и на себя поворотиться! А мы-то каковы?!

– Не все ведь знают, какой вы заядлый борец с вредными привычками. Можно считать, что эта бабушка – ваш очередной вклад на тему "пьянству – бой!" А в благополучной классике приятнее сниматься?

– Когда мне предложили роль в "Двух женщинах" по пьесе Тургенева "Месяц в деревне", первое, что я спросила: "Это не розыгрыш?" Ведь ничего такого сейчас не снимают. Только все жесткое, жестокое, корявое и шершавое. Оказалось, не розыгрыш. Были такие прекрасные партнеры, съемки проходили в дивных местах, в поместье Глинки под Смоленском. А Вера Глаголева оказалась режиссером деликатным и тонким. Восхищает и стойкость, с какой она выносила свою мечту и сумела ее воплотить. Тут актерские комплименты кончаются, и вопреки моей воле где-то внутри подает голос режиссер: претензии к фильму есть, многое я бы сделала иначе, но, думаю, мне стоит высказаться при личной встрече с Верой, которой я глубоко симпатизирую.

– А как вы относитесь к употреблению на сцене и на экране (в жизни – знаю, осуждаете и боретесь) ненормативной лексике?

– В искусстве, как и в жизни, – обхожу стороной. Я знаю, каким языком разговаривают в донских станицах. Там слова не скажут без мата. Но сумел же Шолохов в "Тихом Доне" без этого обойтись? Передав при этом богатство и сочность просторечия. И Шукшин обходился без ненормативной лексики, его "чудики" совсем другим удивляют читателя. У Горького есть афоризм: "Факт это еще не вся правда, а только сырье, из которого нужно извлечь настоящую правду искусства. Нельзя жарить курицу вместе с перьями".

– Но ведь жарят! Я имею в виду не только ненормативную лексику.

– Я в этом стараюсь не участвовать. Меня почему-то считают борцом, человеком "активной жизненной позиции". Но я этот путь проходила вынужденно.

Участвовала в борьбе за спасение своего дома – памятник архитектуры XX века, и получила все болезни, которые только можно заработать. Еле спаслась сама. Потом поняла: "Если не можешь повлиять на ход событий – отодвинься". Вот и сейчас… У меня полно родственников на Украине. И что я могу сделать в нынешней ситуации? Я не могу ее изменить! Ведь свои мозги людям, затеявшим эту войну, не вставишь. Сажусь и пишу книгу с названием "Мирись, мирись...". Ставлю спектакли, дающие надежду, настроенные на добро, на созидание. Вижу мудрость в том, чтобы меньше критиковать других, а больше заниматься собой, меняться по мере сил, мыслить позитивно и посылать эти мысли тем, кто думает иначе, кто разрушает, а не строит. Так вела себя в сталинском лагере заключенная Саша Метелина, пытаясь остановить дьявольский механизм самоуничтожения человечества.



В мире В Индии самолет выкатился за пределы полосы и развалился на части В Индии самолет выкатился за пределы полосы и развалился на части

В Индии самолет авиакомпании Air India Express при посадке в городе Кожикоде, штате Керала, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пилот погиб, множество пассажиров получили травмы, написал в Twitter экс-министр культуры и туризма страны Альфонс Каннантанам.


Культура Юные танцоры выступят в новом телесезоне Юные танцоры выступят в новом телесезоне

Проект телеканала "Россия – Культура", посвященный детскому и юношескому танцу, стартовал в январе 2020 года в новогодние каникулы и настолько понравился зрителям и самим участникам, что количество желающих увидеть продолжение и продемонстрировать свои таланты и умения превысило все ожидания. Поэтому было принято решение снимать второй сезон, где юные артисты вновь готовы танцевать.