5 марта 2015, 12:28, Илья Медовой

В Авиньоне все танцуют

Эта песенка засела в памяти с детства:
Сюр ле пон д’Авиньон
он и дансе, он и дансе,
Сюр ле пон д’Авиньон
он и дансе тут ан рон.

В Авиньоне все танцуют

Слова ее незамысловаты, как "кара­вай-каравай, кого хочешь выбирай". На мосту в Авиньоне все танцуют, ставши в круг. Прекрасные дамы делают вот так, красивые господа вот так... И все танцуют на Авиньонском мосту!

Мы с одноклассниками пели ее когда-то на уроках французского. И вот я в Авиньоне. Так вот он какой, этот знаменитый мост! Прямо скажем, не широк и не просторен, всего четыре пролета, которые обрываются в реку. Для многолюдных плясок вряд ли подходит. Танцующих на нем я не обнаружил, увидел разве что с десяток туристов, которые решили по нему пройтись, купив билет за 5 евро. В общем-то, и не мост это даже, а всего лишь напоминание о нем – о величественном сооружении, которое для своей эпохи было шедевром зодчества, а также о связанной с ним истории.



Пон-д’Авиньон или, как его чаще называют, мост Сен-Бенезе, появился в ХII веке. Легенда гласит, что 12-летний пастушок Бенуа, который позже стал известен под именем Святого Бенезе, услышал голос свыше, приказавший ему построить в Авиньоне мост через Рону. На берегу реки пастушок с помощью чудесной силы поднял огромный камень и положил его в том месте, где должен был начинаться мост. Увидев это, воодушевленная толпа горожан начала строительство. Через восемь лет, в 1185 году, двадцать два каменных пролета длиной более 900 метров связали берега Роны и стали своеобразными воротами Авиньона для прибывавших от моря по реке. Мост простоял почти пять веков, однако в 1669 году сильное наводнение смыло большую его часть. А прославился он в XV веке, благодаря песне, о которой я уже сказал. Тогда на нем действительно танцевали. И хотя после того как наводнение уничтожило мост, танцы прекратились, песня, напоминающая о радости общего веселья, оказалась живее памяти о природной стихии, его разрушившей, и о разных других неприятностях, случавшихся в этих местах в самые разные времена.  



У Авиньона богатая история. В древности он был столицей галльского племени каваров, потом входил в состав Римской империи. Но, вполне возможно, он остался бы всего лишь милым городком с традиционным для Франции набором архитектурных достопримечательностей, начиная с развалин античного форума, если бы не одно обстоятельство: с 1305 по 1378 год он был местом пребывания пап, иными словами, столицей католической Европы. Позже, в пору раскола католической церкви, здесь, так же как в Риме, продолжали обитать папы "альтернативные". Именно в ХIV веке в Авиньоне был построен для понтификов крупнейший готический дворец в Европе, а вернее, комплекс дворцов площадью 15 тысяч квадратных метров. Когда оказываешься рядом с ним, изумленно задираешь голову. Высоченные стены и башни, словно построенные гигантами. Вознесенная ввысь золоченая статуя Богоматери… Тут невольно ощущаешь себя букашкой. Грандиозный Папский дворец внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.



В 1417 году время Великого раскола закончилось. Но Авиньон по-прежнему оставался под патронатом Ватикана, пока в 1791 году французские революционеры не попытались смести дворец до основания и разграбить. Удалось, к счастью, только второе. В начале эпохи Третьей республики, когда во Франции сильны были антицерковные настроения, интерьер дворца разобрали для строительства конюшен, а фрески замазали, что до боли напоминает ситуацию с дворцами и храмами в советскую эпоху… Однако сейчас Папский дворец отреставрирован, в нем открыт музей. Тут можно полюбоваться, например, фресками художника Маттео Джованнетти, которые и сейчас, 650 лет спустя после их создания, потрясают экспрессией и яркостью красок.


Каждый год в середине лета Папский дворец превращается в главное место событий Авиньонского фестиваля – одного из самых знаменитых театральных фестивалей Европы. Здесь, начиная с 1947 года, ставили спектакли многие известные режиссеры, среди которых – Жан Вилар и Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Морис Бежар, Питер Брук и Роже Планшон. Летом сюда съезжаются толпы знатоков и почитателей театрального искусства. Да и всякого рода туристов тоже хватает. Любители античности созерцают свидетельства пребывания на этой земле римлян, ценители готики – Папский дворец, церкви Сен-Пьер, Сен-Дидье и Сен-Агриколь.

Улицы старого Авиньона располагают к тому, чтобы неспешно бродить по ним, всматриваясь в творения мастеров прошлого. Они являют собой противоположность грандиозным сооружениям Папского дворца и порой столь узки, что в них приходится чуть ли не ввинчиваться. Самое удивительное, что по некоторым из них непостижимым образом ухитряется протискиваться туристический мини-поезд из трех вагончиков. Я же предпочел путешествие по уличному лабиринту "на своих двоих" и ничуть об этом не пожалел. Иначе как бы мне удалось, например, оказаться на рю де Тейнтюрьер (улице Красильщиков), истинно средневековой улочке с булыжной мостовой, старинными зданиями и восхитительной древней церковью, где похоронена знаменитая Лаура, воспетая Петраркой.



Побродив несколько часов по мостовым средневековых улиц, я попал на старинную площадь Курантов, которую ничуть не портило открытое кафе под платанами. Как оказалось, неплохое место для того, чтобы посидеть с бокалом местного "розэ", неспешно наблюдая неторопливую жизнь города.

Старомодная карусель неподалеку не стояла без дела. Как только она приходила в движение, начинала звучать старая музыка. Наконец, грянула песня, которую я втайне ждал. Та самая. Исполняла ее Мирей Матье, дочь здешнего каменщика. Французы называют ее "Авиньонским соловьем" (по аналогии с "Булонским воробышком" – Эдит Пиаф). "На мосту в Авиньоне все танцуют…" – пела Мирей. Я подумал: шестьсот лет прошло. Стерлись в памяти имена здешних правителей и ужасы учиненных ими войн. А искренняя радость танцев на мосту, воспетая в песне, помнится. Музыка радует. От чудесного голоса певицы – комок в горле. Побольше бы в жизни таких вот простых и вместе с тем чудесных радостей, затмевающих грозы и войны и способных согревать – сегодня, и завтра, и через много веков.


Политика Президенты России и Греции подвели итоги встречи Президенты России и Греции подвели итоги встречи

На брифинге, посвященном итогам встречи президентов России и Греции, российский лидер Владимир Путин сообщил, что дипломатический кризис между странами преодолен.

В мире СБУ не пропустила Донецкого митрополита через линию разграничения СБУ не пропустила Донецкого митрополита через линию разграничения

Служба безопасности Украины (СБУ) запретила митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону въехать на подконтрольную Киеву территорию в Донбассе. Об этом сообщили в информационно-просветительском отделе канонической Украинской православной церкви (УПЦ).


Общество Одобрена госпрограмма "Чистая вода" 2024 Одобрена госпрограмма "Чистая вода" 2024

Самый низкий процент обеспеченности населения качественной питьевой водой эксперты зафиксировали в регионах: Вологодская область – 43,6 %, Республика Бурятия – 44,1 %, Забайкальский край – 51,1 %, Ненецкий автономный округ – 51,4 %, Республика Саха (Якутия) – 59,8 %, Еврейская автономная область – 61,3 %, Курганская область – 61,8 %, Костромская область – 63,0 %, Смоленская область – 63,1 %

Культура Трагедия Спитака стучится в сердца через 30 лет. Трагедия Спитака стучится в сердца через 30 лет.

На большой экран российского проката вышел фильм-реквием "Спитак" Александра Котта, посвященный незабываемой трагедии тридцатилетней давности, произошедшей во время страшного землетрясения в городах и селениях Армении, унесшего 25 тысяч человеческих жизней.

Спорт Новый президент СБР, допинговые скандалы и Шипулин в резерве Новый президент СБР, допинговые скандалы и Шипулин в резерве

2 декабря в словенской Поклюке стартует Кубок мира по биатлону 2018/2019. Сборную России серьёзно "перетряхнуло" в межсезонье, поэтому если летом вы не следили за новостями, то национальную команду с первого взгляда не узнаете. Рассказываем, что изменилось.