5 марта 2015, 12:28, Илья Медовой

В Авиньоне все танцуют

Эта песенка засела в памяти с детства:
Сюр ле пон д’Авиньон
он и дансе, он и дансе,
Сюр ле пон д’Авиньон
он и дансе тут ан рон.

В Авиньоне все танцуют

Слова ее незамысловаты, как "кара­вай-каравай, кого хочешь выбирай". На мосту в Авиньоне все танцуют, ставши в круг. Прекрасные дамы делают вот так, красивые господа вот так... И все танцуют на Авиньонском мосту!

Мы с одноклассниками пели ее когда-то на уроках французского. И вот я в Авиньоне. Так вот он какой, этот знаменитый мост! Прямо скажем, не широк и не просторен, всего четыре пролета, которые обрываются в реку. Для многолюдных плясок вряд ли подходит. Танцующих на нем я не обнаружил, увидел разве что с десяток туристов, которые решили по нему пройтись, купив билет за 5 евро. В общем-то, и не мост это даже, а всего лишь напоминание о нем – о величественном сооружении, которое для своей эпохи было шедевром зодчества, а также о связанной с ним истории.



Пон-д’Авиньон или, как его чаще называют, мост Сен-Бенезе, появился в ХII веке. Легенда гласит, что 12-летний пастушок Бенуа, который позже стал известен под именем Святого Бенезе, услышал голос свыше, приказавший ему построить в Авиньоне мост через Рону. На берегу реки пастушок с помощью чудесной силы поднял огромный камень и положил его в том месте, где должен был начинаться мост. Увидев это, воодушевленная толпа горожан начала строительство. Через восемь лет, в 1185 году, двадцать два каменных пролета длиной более 900 метров связали берега Роны и стали своеобразными воротами Авиньона для прибывавших от моря по реке. Мост простоял почти пять веков, однако в 1669 году сильное наводнение смыло большую его часть. А прославился он в XV веке, благодаря песне, о которой я уже сказал. Тогда на нем действительно танцевали. И хотя после того как наводнение уничтожило мост, танцы прекратились, песня, напоминающая о радости общего веселья, оказалась живее памяти о природной стихии, его разрушившей, и о разных других неприятностях, случавшихся в этих местах в самые разные времена.  



У Авиньона богатая история. В древности он был столицей галльского племени каваров, потом входил в состав Римской империи. Но, вполне возможно, он остался бы всего лишь милым городком с традиционным для Франции набором архитектурных достопримечательностей, начиная с развалин античного форума, если бы не одно обстоятельство: с 1305 по 1378 год он был местом пребывания пап, иными словами, столицей католической Европы. Позже, в пору раскола католической церкви, здесь, так же как в Риме, продолжали обитать папы "альтернативные". Именно в ХIV веке в Авиньоне был построен для понтификов крупнейший готический дворец в Европе, а вернее, комплекс дворцов площадью 15 тысяч квадратных метров. Когда оказываешься рядом с ним, изумленно задираешь голову. Высоченные стены и башни, словно построенные гигантами. Вознесенная ввысь золоченая статуя Богоматери… Тут невольно ощущаешь себя букашкой. Грандиозный Папский дворец внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.



В 1417 году время Великого раскола закончилось. Но Авиньон по-прежнему оставался под патронатом Ватикана, пока в 1791 году французские революционеры не попытались смести дворец до основания и разграбить. Удалось, к счастью, только второе. В начале эпохи Третьей республики, когда во Франции сильны были антицерковные настроения, интерьер дворца разобрали для строительства конюшен, а фрески замазали, что до боли напоминает ситуацию с дворцами и храмами в советскую эпоху… Однако сейчас Папский дворец отреставрирован, в нем открыт музей. Тут можно полюбоваться, например, фресками художника Маттео Джованнетти, которые и сейчас, 650 лет спустя после их создания, потрясают экспрессией и яркостью красок.


Каждый год в середине лета Папский дворец превращается в главное место событий Авиньонского фестиваля – одного из самых знаменитых театральных фестивалей Европы. Здесь, начиная с 1947 года, ставили спектакли многие известные режиссеры, среди которых – Жан Вилар и Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Морис Бежар, Питер Брук и Роже Планшон. Летом сюда съезжаются толпы знатоков и почитателей театрального искусства. Да и всякого рода туристов тоже хватает. Любители античности созерцают свидетельства пребывания на этой земле римлян, ценители готики – Папский дворец, церкви Сен-Пьер, Сен-Дидье и Сен-Агриколь.

Улицы старого Авиньона располагают к тому, чтобы неспешно бродить по ним, всматриваясь в творения мастеров прошлого. Они являют собой противоположность грандиозным сооружениям Папского дворца и порой столь узки, что в них приходится чуть ли не ввинчиваться. Самое удивительное, что по некоторым из них непостижимым образом ухитряется протискиваться туристический мини-поезд из трех вагончиков. Я же предпочел путешествие по уличному лабиринту "на своих двоих" и ничуть об этом не пожалел. Иначе как бы мне удалось, например, оказаться на рю де Тейнтюрьер (улице Красильщиков), истинно средневековой улочке с булыжной мостовой, старинными зданиями и восхитительной древней церковью, где похоронена знаменитая Лаура, воспетая Петраркой.



Побродив несколько часов по мостовым средневековых улиц, я попал на старинную площадь Курантов, которую ничуть не портило открытое кафе под платанами. Как оказалось, неплохое место для того, чтобы посидеть с бокалом местного "розэ", неспешно наблюдая неторопливую жизнь города.

Старомодная карусель неподалеку не стояла без дела. Как только она приходила в движение, начинала звучать старая музыка. Наконец, грянула песня, которую я втайне ждал. Та самая. Исполняла ее Мирей Матье, дочь здешнего каменщика. Французы называют ее "Авиньонским соловьем" (по аналогии с "Булонским воробышком" – Эдит Пиаф). "На мосту в Авиньоне все танцуют…" – пела Мирей. Я подумал: шестьсот лет прошло. Стерлись в памяти имена здешних правителей и ужасы учиненных ими войн. А искренняя радость танцев на мосту, воспетая в песне, помнится. Музыка радует. От чудесного голоса певицы – комок в горле. Побольше бы в жизни таких вот простых и вместе с тем чудесных радостей, затмевающих грозы и войны и способных согревать – сегодня, и завтра, и через много веков.


Политика День Великой Скорби День Великой Скорби

17 июля чтут память последнего российского императора Николая II, императрицы Александры, цесаревича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии зверски убитых большевиками

Экономика За шесть месяцев 2017 года московские предприниматели набрали кредитов на 6,8 млрд рублей За шесть месяцев 2017 года московские предприниматели набрали кредитов на 6,8 млрд рублей

В 1 полугодии 2017 г. предприниматели Москвы получили в 3 раза больше кредитов и банковских гарантий благодаря гарантийной поддержке по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.


Спорт Чемпион мира по блицу Сергей Карякин раскрыл преступление века Чемпион мира по блицу Сергей Карякин раскрыл преступление века

Гроссмейстер Карякин со своими коллегами-шахматистами посоревновался в прохождении интеллектуального квеста с командой игроков “Мира Квестов”, за плечами которых уже более 200 квестов.