5 марта 2015, 12:28, Илья Медовой

В Авиньоне все танцуют

Эта песенка засела в памяти с детства:
Сюр ле пон д’Авиньон
он и дансе, он и дансе,
Сюр ле пон д’Авиньон
он и дансе тут ан рон.

В Авиньоне все танцуют

Слова ее незамысловаты, как "кара­вай-каравай, кого хочешь выбирай". На мосту в Авиньоне все танцуют, ставши в круг. Прекрасные дамы делают вот так, красивые господа вот так... И все танцуют на Авиньонском мосту!

Мы с одноклассниками пели ее когда-то на уроках французского. И вот я в Авиньоне. Так вот он какой, этот знаменитый мост! Прямо скажем, не широк и не просторен, всего четыре пролета, которые обрываются в реку. Для многолюдных плясок вряд ли подходит. Танцующих на нем я не обнаружил, увидел разве что с десяток туристов, которые решили по нему пройтись, купив билет за 5 евро. В общем-то, и не мост это даже, а всего лишь напоминание о нем – о величественном сооружении, которое для своей эпохи было шедевром зодчества, а также о связанной с ним истории.



Пон-д’Авиньон или, как его чаще называют, мост Сен-Бенезе, появился в ХII веке. Легенда гласит, что 12-летний пастушок Бенуа, который позже стал известен под именем Святого Бенезе, услышал голос свыше, приказавший ему построить в Авиньоне мост через Рону. На берегу реки пастушок с помощью чудесной силы поднял огромный камень и положил его в том месте, где должен был начинаться мост. Увидев это, воодушевленная толпа горожан начала строительство. Через восемь лет, в 1185 году, двадцать два каменных пролета длиной более 900 метров связали берега Роны и стали своеобразными воротами Авиньона для прибывавших от моря по реке. Мост простоял почти пять веков, однако в 1669 году сильное наводнение смыло большую его часть. А прославился он в XV веке, благодаря песне, о которой я уже сказал. Тогда на нем действительно танцевали. И хотя после того как наводнение уничтожило мост, танцы прекратились, песня, напоминающая о радости общего веселья, оказалась живее памяти о природной стихии, его разрушившей, и о разных других неприятностях, случавшихся в этих местах в самые разные времена.  



У Авиньона богатая история. В древности он был столицей галльского племени каваров, потом входил в состав Римской империи. Но, вполне возможно, он остался бы всего лишь милым городком с традиционным для Франции набором архитектурных достопримечательностей, начиная с развалин античного форума, если бы не одно обстоятельство: с 1305 по 1378 год он был местом пребывания пап, иными словами, столицей католической Европы. Позже, в пору раскола католической церкви, здесь, так же как в Риме, продолжали обитать папы "альтернативные". Именно в ХIV веке в Авиньоне был построен для понтификов крупнейший готический дворец в Европе, а вернее, комплекс дворцов площадью 15 тысяч квадратных метров. Когда оказываешься рядом с ним, изумленно задираешь голову. Высоченные стены и башни, словно построенные гигантами. Вознесенная ввысь золоченая статуя Богоматери… Тут невольно ощущаешь себя букашкой. Грандиозный Папский дворец внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.



В 1417 году время Великого раскола закончилось. Но Авиньон по-прежнему оставался под патронатом Ватикана, пока в 1791 году французские революционеры не попытались смести дворец до основания и разграбить. Удалось, к счастью, только второе. В начале эпохи Третьей республики, когда во Франции сильны были антицерковные настроения, интерьер дворца разобрали для строительства конюшен, а фрески замазали, что до боли напоминает ситуацию с дворцами и храмами в советскую эпоху… Однако сейчас Папский дворец отреставрирован, в нем открыт музей. Тут можно полюбоваться, например, фресками художника Маттео Джованнетти, которые и сейчас, 650 лет спустя после их создания, потрясают экспрессией и яркостью красок.


Каждый год в середине лета Папский дворец превращается в главное место событий Авиньонского фестиваля – одного из самых знаменитых театральных фестивалей Европы. Здесь, начиная с 1947 года, ставили спектакли многие известные режиссеры, среди которых – Жан Вилар и Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Морис Бежар, Питер Брук и Роже Планшон. Летом сюда съезжаются толпы знатоков и почитателей театрального искусства. Да и всякого рода туристов тоже хватает. Любители античности созерцают свидетельства пребывания на этой земле римлян, ценители готики – Папский дворец, церкви Сен-Пьер, Сен-Дидье и Сен-Агриколь.

Улицы старого Авиньона располагают к тому, чтобы неспешно бродить по ним, всматриваясь в творения мастеров прошлого. Они являют собой противоположность грандиозным сооружениям Папского дворца и порой столь узки, что в них приходится чуть ли не ввинчиваться. Самое удивительное, что по некоторым из них непостижимым образом ухитряется протискиваться туристический мини-поезд из трех вагончиков. Я же предпочел путешествие по уличному лабиринту "на своих двоих" и ничуть об этом не пожалел. Иначе как бы мне удалось, например, оказаться на рю де Тейнтюрьер (улице Красильщиков), истинно средневековой улочке с булыжной мостовой, старинными зданиями и восхитительной древней церковью, где похоронена знаменитая Лаура, воспетая Петраркой.



Побродив несколько часов по мостовым средневековых улиц, я попал на старинную площадь Курантов, которую ничуть не портило открытое кафе под платанами. Как оказалось, неплохое место для того, чтобы посидеть с бокалом местного "розэ", неспешно наблюдая неторопливую жизнь города.

Старомодная карусель неподалеку не стояла без дела. Как только она приходила в движение, начинала звучать старая музыка. Наконец, грянула песня, которую я втайне ждал. Та самая. Исполняла ее Мирей Матье, дочь здешнего каменщика. Французы называют ее "Авиньонским соловьем" (по аналогии с "Булонским воробышком" – Эдит Пиаф). "На мосту в Авиньоне все танцуют…" – пела Мирей. Я подумал: шестьсот лет прошло. Стерлись в памяти имена здешних правителей и ужасы учиненных ими войн. А искренняя радость танцев на мосту, воспетая в песне, помнится. Музыка радует. От чудесного голоса певицы – комок в горле. Побольше бы в жизни таких вот простых и вместе с тем чудесных радостей, затмевающих грозы и войны и способных согревать – сегодня, и завтра, и через много веков.


В мире АЛЬМОДОВАР В КВАДРАТЕ АЛЬМОДОВАР В КВАДРАТЕ

Результаты юбилейного, 70-го Каннского кинофестиваля оказались для российского кинематографа неплохими. Российское кино, которое мощно выступило в Канне с фильмами "Нелюбовь" и "Теснота", представив разные поколения режиссеров, было замечено и отмечено.

Экономика Цены на водку в России выросли Цены на водку в России выросли

Сегодня в субботу стало известно о том, что Минфин с 13 мая повышает цены на алкогольную продукцию. В цене вырастет водка, коньяк и ликероводочные изделия.


Общество Кремль прокомментировал задержание мальчика на Арбате Кремль прокомментировал задержание мальчика на Арбате

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков прокомментировал ситуацию с задержанием 9-летнего мальчика на Старом Арбате, заявив, что: "Этот случай не требует никаких отдельных докладов, это все-таки не вопрос президента", - об этом он сообщил изданию "Коммерсант".

Культура Международный чеховский фестиваль соревнуется с Авиньоном и Эдинбургом Международный чеховский фестиваль соревнуется с Авиньоном и Эдинбургом

За 25 лет своего существования этот фестиваль крепко встал на ноги, у него появился свой имидж, иностранным деятелям искусства уже не надо рассказывать, где он находится и кто его проводит, они сами стараются на него попасть, зная о его высоком художественном уровне.

Спорт Роберто Манчини может получать в "Зените" 5-6 млн евро в год Роберто Манчини может получать в "Зените" 5-6 млн евро в год

После того, как румынский тренер "Зенита" Мирчу Луческу, под предводительством которого питерцы провели неудачный сезон, был отправлен в отставку, пошли слухи о том, что главным претендентом на вакантную должность является итальянец Роберто Манчини.