6 марта 2015, 10:46, Любовь Лебедина

Святое войско Марии Ароновой

Фильм "Батальонъ" идет в кинопрокате с 20 февраля, собирая полные залы зрителей. Нашел время его посмотреть и Владимир Путин, и как сообщил пресс-секретарь Дмитрий Песков, картина ему понравилась, а это значит жди новых наград на российских кинофестивалях.

 

Святое войско Марии Ароновой

Но дело не в этом и не в красной дорожке, а в том, что режиссер Дмитрий Месхиев создавал трагическую ленту не по разнарядке Министерства культуры на патриотическую тему, а прикипел к ней всем сердцем, вынашивая и реализовывая сложнейшую тему защиты родного Отечества и роль в ней женщины. И еще один важный фактор есть в этой картине, о котором почти не писали кинокритики. Это когда страну поглощает хаос, и она разделяется на два враждующих лагеря, а тем временем захватчик топчет ее землю. 1917-й год вошел в русскую историю как год страшных потрясений, попрания всех духовных и моральных ценностей, и Февральская революция родила монстров, а народ превратился в толпу, опьяненную свободой. В новейшей истории мы тоже это проходили, правда, без большой крови, но спущенную сверху свободу без всяких обязательств тоже испытали на себе, и испытываем до сих пор. Но это так, к слову. 

Что же касается фильма Дмитрия Месхиева, то тут взят локальный исторический факт, связанный с созданием женского батальона по распоряжению Керенского, который должен был поднять боевой дух деградирующей армии, не желающей воевать с немцами. Перед режиссером было два пути. Первый – снять военный блокбастер, нашпигованный мелодраматическими сюжетами, вызывающими скупую слезу. И второй, более трудный, – поведать о судьбе каждой из женщин, сделавшей свой выбор между хранительницей семейного очага и воительницей, защищающей родной дом. Сильный пол оказался не способным справиться с нависшей над страной угрозой, спасовал, растерялся, фактически предал национальные интересы. Поэтому в фильме все мужские персонажи как бы отодвинуты на второй план, они функциональные фигуры в развитии сюжета, и вроде бы от них зависит судьба, но. "Новоизбранницы", вступающие в батальон унтер-офицера Марии Бочкаревой, являются на призывной пункт по доброй воле. Кто в модных туалетах и шляпках, кто в зипунах и крестьянских платках, и первое, чем они жертвуют, – это своей красотой. Их стригут под нулевку. И вот уже нет замысловатых причесок и длинных кос, затянутых в рюмочку талий, а вместо туфелек тяжелые солдатские сапоги, и мимо храма Василия Блаженного они пробегают строем. Одна молитва для них позади, а другая – впереди, когда перед последним смертельным боем Мария Бочкарева, обливаясь черными слезами, просит у боевых подруг прощения и все они молятся, готовые умереть в бою. Слава богу, ни в этой финальной сцене, ни в предыдущих эпизодах, например, в газовой атаке, нет киношного пафоса и картинного геройства, только стремительное коловращение тел, блеск штыков, тонкие пальцы, царапающие землю и жуткий страх не умереть здесь, сейчас, в эту секунду. Здесь надо отдать должное молодому оператору Илье Авербаху, его визуальному мастерству, сумевшему на видеоленте передать все напряжение воли и отчаянного сопротивления женщин, выполняющих работу струсивших мужчин.

Как мне показалось, фильм состоялся благодаря выбору на главную роль Марии Ароновой, актрисы Вахтанговского театра, больше известной по комедийным ролям. Тут она была неузнаваема, и в то же время своя, так как в характере Марии Бочкаревой читалась сложная и трудная биография человека, убежденного в своей правоте, много повидавшего на свете, в том числе окопы Первой мировой войны. В ней есть тот внутренний стержень, который не сломался, не дал обозлиться на весь мир, помог сохранить искренность и понимание чужого горя, которое становится и ее горем. Когда на телеге привозят мертвую Соню, доверившуюся пленному немцу и убитую им же, то Мария берет хрупкую девушку на руки, прижимает к себе и кричит, воет, будто мать, потерявшая своего ребенка. При этом, кажется, она уже ничего не боится, ни улюлюкающего сброда дезертиров, обступающих ее плотным кольцом и готовых надругаться над ней, ни возникшего из прошлого мужа, бьющего наотмашь со звериной жестокостью, потому что выбить из нее человеческое достоинство уже не может никто. Оно есть или его нет. Не то что у запуганного солдатским комитетом полковника, прикрывающегося подушкой, чтобы не видеть и не слышать ничего. Казалось бы, из этой мужественной женщины, как сказал один поэт, "можно гвозди делать", но так можно сказать о каждой русской бабе женского батальона, по сути, состоявшего из святых.

Женский батальон смерти разбудил русскую армию
Мария АРОНОВА: "Стараюсь не врать и не изменять себе"

В мире Эрдоган подписал закон о налоге на проживание в турецких отелях Эрдоган подписал закон о налоге на проживание в турецких отелях

Президент Турции Тайип Эрдоган подписал принятый парламентом страны закон о налогах на услуги, который предусматривает введение двухпроцентного налога на проживание в отелях с 1 апреля 2020 года, текст закона опубликован в официальном издании Resmi Gazetе.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.