16 марта 2015, 11:56, Елена Семенова

"Завтрак аристократа" в ХХI веке

В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка "Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня его рождения".

"Завтрак аристократа" в ХХI веке Картина Федотова "Сватовство майора"

Театр жизни… Название, пожалуй, самое подходящее для перипетий жизни Павла Федотова. Воспитывался он в патриархальной среде на окраинах Замоскворечья, видел незамысловатую жизнь купцов, биржевых служащих, маклеров, торговцев. Отец был военным, и в 11 лет отдал сына в кадетский корпус. Вы спросите, где же театральная интрига? А интрига в том, что у прилежного юноши талантов было множество. Хорошо учился, показывал отличные результаты во всех дисциплинах. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимался переводами с немецкого, писал эпиграммы на друзей и товарищей, рисовал на них карикатуры. Вообще, одарен Павел Андреевич был сполна: помимо стихов, басен, элегий, пьес он сочинял романсы, которые сам перелагал на музыку. Был человеком приятным – хорошо ладил на службе с друзьями и с начальством. Денщик его обожал, начальство поощряло первые опыты в батальном жанре. Так, великий князь Михаил Павлович за картину "Встреча великого князя" пожаловал художнику бриллиантовый перстень.

Но мы увлеклись биографическими нюансами, а надо бы перейти к выставке. Кураторы условно разделили ее на пять частей – Федотов-портретист, Федотов-баталист, Федотов – блистательный мастер жанровых бытовых сцен – работ, собственно, с которыми он и вошел в историю искусства, и, наконец, Федотов-поэт и философ с лирическими зарисовками. Но это уже ближе к закату жизни. Все эти части, конечно, неравнозначны по количеству работ и степени мастерства. Особняком в первом зале представлен цикл рисунков, где Федотов со свойственным ему с юных лет юмором показал историю своего рождения – рождения "гениального живописца": чего стоит только один найденный на головке малыша "бугор живописи"! Именно эта серия позволяет почувствовать изюминку его таланта, склонного не просто к бытописанию, но к литературному бытописанию, созданию живописного рассказа.
Однако сложилось так, что тему первых опытов Павла Федотова определила военная служба. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда Федотов изучал батальную живопись. Очень заметно, что это был ученический период. При всей аккуратности передачи фигур, мундиров, выстроенной композиции заметны статика, искусственность, нарушения пропорций тел, порой лубочность. Вероятно, ко всему прочему, сковывала академичность жанра, заставлявшая ориентироваться на эталонные образцы. Многие батальные сцены так и остались неоконченными. Однако тут мы наблюдаем театральный поворот сюжета – именно благодаря батальным полотнам Павел Федотов получил от Николая I небольшую пенсию, вышел в отставку, снял комнатушку на Васильевском острове и поступил в Академию художеств. Что восхищает, так это настойчивость Федотова в достижении цели – его не останавливает ни денежная нужда, ни проблемы в академии: ведь "заточенность" на карикатуру дала повод мастерам усомниться в его таланте.
В первом зале мы знакомимся с Федотовым-портретистом. Между прочим, тут, видимо, кураторами допущен намеренный хронологический сбой. Ведь портреты художник писал на протяжении всей жизни: они, как мы помним, в XIX веке играли роль фотографии и давали возможность заработка. Здесь мы уже видим совершенно иную ступень мастерства – перед нами незаурядный живописец, который в "тихих" не помпезных холстах с помощью сдержанного колорита, нежных летучих полутонов "проявляет" души моделей и делает так, что хочется сказать – "это же огромный мир в капельке росы". Характерно, что чаще персонажи Федотова – люди среднего достатка: клерки, нотариусы, маклеры, экономки. Самый известный портрет – это "Портрет Н.П. Жданович за клавесином". В нем переданы не только свежесть, чистота, грациозность, изящество, но несомненный ум, интеллигентность молодой женщины.
Но даже портретная галерея – лишь преамбула. Центральный зал третьего этажа в Инженерном корпусе отдан работам, которые поставили Павла Федотова в ряд со знаменитыми мировыми живописцами. Благодаря баснописцу Ивану Крылову, который "учуял" в Федотове наблюдателя и бытописателя и посоветовал ему обратиться к жанровым сценкам, Россия получила на редкость самобытного мастера. Обычно считают, что Федотов переработал на свой лад стиль Хогарта, но, думается, что порой в них "гуляют" живость, юмор и веселье кабацких сцен Остаде. Так или иначе, в русской живописи до него не изображали такого яркого театра жизни. В экспозиции представлено много доработанных и недоработанных эскизов, а также четыре самые известные картины в масле. Все они показывают тонкий юмор, даже сарказм художника, наблюдавшего жизнь обывателей с их радостями и печалями, грешками и пороками.

Дивный литературно-живописный план в духе Островского и Гоголя являет картина "Следствия кончины Фидельки", где смерть собачки, лежащей в центре на столе, породила переполох во всей семье. В центре русский и немецкие врачи ссорятся по поводу диагноза слегшей в печали барыни, художники рисуют мертвую Фидельку, суровый хозяин у постели жены грозит другим собачкам подсвечником. Картины Федотова всегда густо населены, их интересно рассматривать, каждая мелочь вроде "служащей" собачки продумана автором. Грустный муж потрошит кошелек ради молодой жены, рядом слуга не может удержать все сделанные ею покупки, солидная дама под шумок что-то стибрила с прилавка. Или, например, молодой супруг после венчания обнаруживает, что невеста не красавица, и из дома выносят взятые под залог вещи. Экспрессия, гротеск мимики и поз неизменно напоминают о карикатуре, но Павел Федотов уже превозмог ее плоский примитив и вселил в своих персонажей жизнь и страсть.

Кульминация выставки – пять знаменитых картин Федотова. Как известно, после судьбоносного совета Крылова Павел Андреевич написал маслом две картины "Свежий кавалер" ("Утро чиновника, получившего первый крест") и "Разборчивую невесту" – на сюжет басни Крылова. После восторженного отзыва Брюллова Федотов был выдвинут на звание академика, получил денежное пособие и закончил картину "Сватовство майора", которая была выставлена на академической выставке 1848 года вместе со "Свежим кавалером" и "Разборчивой невестой". На нынешней выставке к торжественному дефиле добавлен ироничный "Завтрак аристократа". Кстати, в том числе во избежание всевозможных домыслов будущих искусствоведов Павел Федотов почти каждый рисунок и картину снабжал подписями, иногда подробными, в которых фактически создавал краткую юмореску, нравоучительную зарисовку, а то и целый рассказ. Так, к "Свежему кавалеру" написано стихотворение "Картина "Свежий кавалер", или где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь". А к "Сватовству майора" – фактически целая поэма, которую, между прочим, считают наиболее удачным поэтическим опытом Павла Федотова.


В мире Сирийские военные оставили позиции в Идлибе после атаки боевиков Сирийские военные оставили позиции в Идлибе после атаки боевиков

Правительственные войска Сирии вынужденно оставили позиции в юго-восточной части Идлибской зоны деэскалации из-за наступления боевиков, сообщает российский центр примирения враждующих сторон в Сирии.

Экономика Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ

Коллекторские агентства могут допустить до полноценной работы с долгами граждан по ЖКХ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Смерть человека, как смена времен года Смерть человека, как смена времен года

Художественный руководитель Театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис вместе с молодыми актерами, часть из которых его студенты ГИТИСа, переложили на язык сцены роман Уильяма Фолкнера "Когда я умирала", написанный в монологах, дав спектаклю новое название "Йокнапатофа" - несуществующего округа в Миссисипи на юге США.

Спорт В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта

В Международной ассоциации студенческого спорта (FISU) поделились мнением о назначении Олега Матыцина на пост министра спорта. Об этом сообщает пресс-служба организации.