24 марта 2015, 11:52, Елена Ларина

На юбилей Олега Табакова явится английская королева

В МХТ состоялся предпремьерный показ спектакля "Юбилей ювелира", приуроченный к 80-летию худрука театра Олега Табакова. Для постановки английской пьесы пригласили Константина Богомолова.

На юбилей Олега Табакова явится английская королева Автор фото: © Евгений Биятов/РИА Новости

На первый взгляд вся эта задумка кажется традиционно юбилейной. И пьеса вполне бенефисная, и название с намеком, и даже сюжет предполагает подготовку к юбилею. Все могло быть именно так, если бы… Выбранная Олегом Павловичем пьеса английского драматурга Николы МакОлиффа рассказывает о последних днях жизни пожилого смертельно больного человека. И первый кадр, который видит зритель, – белые на четырех черных экранах слова: "Начало конца". Знакомый уже по другим спектаклям режиссерский почерк Константина Богомолова позволяет ему придумывать в помощь пьесе текст от себя, который акцентирует какие-то важные для него мысли, что может внезапно остановить время, движение спектакля, иногда спровоцировать неожиданные реакции. Зритель читает эти фразы и чуть-чуть подхихикивает. Его забавляет, как медленно к первому слову прибавляется второе, потом третье, наконец, видна вся фраза. Публика еще не знает, что через какое-то время, когда суть этих слов станет проявляться все отчетливее, ему захочется плакать. Главный герой, ювелир (Олег Табаков), болен и его жена (Наталья Тенякова) приглашает к нему сиделку (Дарья Мороз).

Все трое существуют в довольно четких эмоциональных границах. Точнее было бы сказать "безэмоциональных" границах. Но за кажущейся сдержанностью и даже холодностью – профессиональный и душевный опыт одной, боль и горечь другой, любовь, которая помогает умирающему человеку подготовиться к юбилею, и к слову "Тишина", которое появится на черных экранах последним. Герою пьесы через пару месяцев должно исполниться 90 лет. И хотя врач выделил на подготовку к своему концу только пару недель, ювелир все равно готовится к юбилею, потому что ждет важную гостью – королеву Елизавету. Он влюблен в нее с того момента, когда встретился с ней, молодой прелестной девушкой, чтобы привести в порядок корону британской империи для коронации. Эта влюбленность приросла к нему намертво и стала для него реальностью, превратившись в целый параллельный мир фантазий и грез, а для его жены она стала настоящей мукой. Ведь рядом с ней всю жизнь была соперница – королева. И теперь умирающий ювелир уверен, что в день его 90-летия королева обязательно придет. И королева приходит. Драматург оставляет открытым вопрос – кто именно приходит к умирающему юбиляру. Сама королева? Переодетая подруга или родственница сестры-сиделки? Ведь это ее идея осчастливить своего пациента в момент смерти.

В спектакле в образе королевы приходит сама жена ювелира. Ради того, чтобы любимый муж умер счастливым, она преодолевает ревность и обиду. И еще более открытым остается вопрос – понимает ли сам ювелир, кто приходит на его юбилей. Зритель только видит слезы героя... А потом слово "Тишина". Вот такая совсем невеселая история, наполненная благородством, достоинством, ясным осознанием важнейшего перехода человека в другую жизнь. Именно об этом захотел поговорить со своим благодарным зрителем Олег Табаков. О том, что для него важнее юбилейного праздника со смехом и прибаутками, на которые публика, безусловно, будет рассчитывать. Обаяние актера Табакова безгранично и его кино– и театральные работы доказывали это многократно. Но не здесь. Это кажется странным. В своем юбилейном спектакле Олег Павлович не захотел быть "обаятельным и привлекательным", а захотел быть честным! С самим собой, со зрителями. И, кажется, решил обхитрить юбилей и ожидания с ним связанные.

Понимая, что пьеса довольно слезливая, пригласил для постановки именно Константина Богомолова, который, по словам юбиляра, "сумел "вынуть" пьесу из пошлого слезоотделения и перевести в разряд размышлений о гармонии". Для них смерть – это "хороший фотограф", "желанный гость, если его встречает радушный хозяин". Это невозможно сыграть, это можно только прожить. И артисты живут на сцене в течение полутора часов, осветляя печаль и превращая ожидание смерти в торжественные минуты свершившейся судьбы.


Политика Российское посольство заявило о "тиражировании версий" по Солсбери Российское посольство заявило о "тиражировании версий" по Солсбери

Правительство Великобритании начинает осознавать, что "бесконечное тиражирование непроверенных версий" инцидента в Солсбери без доказательств невозможно, заявил журналистам в четверг пресс-секретарь российского посольства в Лондоне.

В мире Бермуды примут максимально ясное законодательство об ICO Бермуды примут максимально ясное законодательство об ICO

Выступая в нижней палате парламента Бермуд, премьер-министр и одновременно министр финансов Дэвид Бюрт представил новые правила ICO. Новое регулирование определяет, какой минимум информации нужно раскрыть при первичном размещении криптомонет.

Экономика Кристофер Мата: Биткоин до конца года будет стоить 15 тысяч долларов Кристофер Мата: Биткоин до конца года будет стоить 15 тысяч долларов

Кристофер Мата, профессиональный инвестор, который ранее работал вице-президентом Goldman Sachs, не планирует отказываться от своего прогноза, что Биткоин в этом году достигнет отметки в 15 тысяч долларов, даже несмотря на то, что сейчас криптовалюта №1 стоит более чем в два раза меньше указанного уровня — об этом он заявил в интервью американскому телеканалу CNBC.


Общество Латвийцы поделились приятными воспоминаниями о "советской оккупации" Латвийцы поделились приятными воспоминаниями о "советской оккупации"

Публикация жительницы Латвии Инары Балоде в Facebook о приятных воспоминаниях от жизни в СССР вызвала дискуссию, в ходе которой большая часть пользователей соцсети согласилась с мнением женщины, пишет Sputnik Latvija.

Культура Ни одного сериала без криминала. Ни одного сериала без криминала.

В огромной обойме сериалов на ТВ вы не встретите ни одного качественного фильма, разве только "Склифосовский" и "Оттепель". Все сценарии написаны под одно лекало, где на первом месте стоить судьба детей, разлученных с родителями или похищенных злодеями, что придает им привкус невольного сострадания. Ну, а на втором месте – истории современных Золушек, в конце концов, обретающих свое счастье, испытав до этого массу страданий.