27 марта 2015, 14:15, Анатолий Шаповалов

Зубрить — учебе вредить

Как только не приходится школьникам, студентам, да и всем, кто чему-то учится, исхитряться для запоминания новой информации. "Грызть гранит", чтобы знать "назубок", и чтобы потом от зубов же "отскакивало". Однако в заколдованном круге зубрежки толку мало. Зубрить или не зубрить – на этот почти гамлетовский вопрос современные ученые все более уверенно отвечают: "Нет!"

Зубрить — учебе вредить Автор фото: www.lady.ru

Гарвардский университет недавно опубликовал результаты десятилетних исследований ведущих специалистов в области познавательных процессов, среди них: Генри Родигер, Марк Макданиэль, Норман Трэвис, Герман фон Эддингхаус (есть в  их работах и ссылки на труды нашего соотечественника Ивана Павлова). На традиционном, всем с детства знакомом зазубривании поставлен жирный крест.
Ведь как бывает обычно? Большинство учащихся готовится к экзаменам в общем-то одинаково: корпят над учебниками, читая и перечитывая материал многократно, а потом пытаются воспроизвести усвоенное. Но как оказалось, повторное чтение одного и того же раздела учебника не дает практически ничего.

Объем усвоенной информации остается почти таким же, как и после первого ознакомления с материалом. Первое прочтение совершенно незнакомого текста всегда связано с так называемым эффектом новизны. Уже на втором круге подсознательно формируется убеждение, что "я уже это знаю". А раз так, то стоит ли напрягаться, углубляться в содержание, анализировать? Так мозг попадает в коварную ловушку. В действительности же в нашей памяти остается множество пробелов, а общие контуры создают некую иллюзию. Вроде что-то помнишь, но уже какое-то время спустя достать "это" из памяти удается с большим трудом.

По мнению ученых-психологов, выручить в данной ситуации может только надлежащая организация учебы, а также владение целом рядом мнемонических приемов, или способов запоминания. Но это искусство – нелегкое, и ему тоже надо учиться.

Подавляющее большинство студентов откладывает учебу до последнего момента, полагая, что этого будет достаточно, а в день сдачи экзамена память о зазубренном будет наиболее "свежей". Однако такой подход абсолютно не способствует долговременному запоминанию. Около 80 процентов "схваченной" таким образом информации улетучивается в течение первых же суток. А уж после сессии и каникул многие вообще не в состоянии припомнить, что зубрили в ту бессонную ночь перед экзаменом.

Исследования показали, что для надежного запоминания, скажем, списка незнакомых слов, достаточно повторить их четырежды с перерывами. Паузы должны составлять от 10 минут до 24 часов. Выходит: чем больше перерывов, тем больше материала остается в памяти. Очень важно также задавать себе вопросы после прочтения того или иного материала. Вместо того чтобы читать его вновь и вновь, лучше "допросить" самого себя. Пересказ, пусть другими словами, опуская второстепенные детали и выделяя главное, — это то, что заложит основу для запоминания.

Диаграммы, рисунки, карты, схемы – все это тоже в помощь. Чем больше будет путей для попадания новой информации в наше "запоминающее устройство", тем лучше. Пусть в ход идут ассоциации, создание визуальных образов, использование цвета, рисунков, главное - избежать прямолинейности и монотонности. Логика логикой, но чем абсурднее ассоциация, тем лучше запомнится материал, с ней связанный. И тут уж работает не только зрение, но и обычно невостребованные при традиционной зубрежке слух, моторика...

И еще один совет ученых - чтобы хорошо запомнить и воспроизвести прочитанное, очень полезно обсудить это, послушать других, включить в дело "коллективный мозг". От избытка знаний голова, к счастью, не болит.


Экономика Инвестиции в мировую энергетику стабилизировались Инвестиции в мировую энергетику стабилизировались

Доклад Международного энергетического агентства (МЭА) стал своеобразным подведением итогов 2018 года в области инвестиций в мировую энергетику. Как сообщает МЭА, прекратив трехлетнее падение, инвестиции в мировую энергетику стабилизировались на уровне $1,85 трлн.


Общество Минстрой России выделит 245,9 млрд рублей на модернизацию изношенных водопроводов Минстрой России выделит 245,9 млрд рублей на модернизацию изношенных водопроводов

Согласно анализу Минстроя, протяженность ветхих сетей водоснабжения и водоотведения с износом свыше 60 % в России составляет 328,1 тыс. км. Этот огромный объем трубопроводов уже сегодня требует замены. И если не начать решать проблему сейчас, она рискует вылиться в настоящий коллапс водопроводно-канализационной отрасли.

Спорт Конюхов впервые в истории пересек южную часть Тихого океана на веслах Конюхов впервые в истории пересек южную часть Тихого океана на веслах

Путешественник Федор Конюхов стал первым человеком в мире, переплывшим южную часть Тихого океана от Новой Зеландии до Чили на весельной лодке, сообщили в штабе экспедиции.