27 марта 2015, 14:15, Анатолий Шаповалов

Зубрить — учебе вредить

Как только не приходится школьникам, студентам, да и всем, кто чему-то учится, исхитряться для запоминания новой информации. "Грызть гранит", чтобы знать "назубок", и чтобы потом от зубов же "отскакивало". Однако в заколдованном круге зубрежки толку мало. Зубрить или не зубрить – на этот почти гамлетовский вопрос современные ученые все более уверенно отвечают: "Нет!"

Зубрить — учебе вредить Автор фото: www.lady.ru

Гарвардский университет недавно опубликовал результаты десятилетних исследований ведущих специалистов в области познавательных процессов, среди них: Генри Родигер, Марк Макданиэль, Норман Трэвис, Герман фон Эддингхаус (есть в  их работах и ссылки на труды нашего соотечественника Ивана Павлова). На традиционном, всем с детства знакомом зазубривании поставлен жирный крест.
Ведь как бывает обычно? Большинство учащихся готовится к экзаменам в общем-то одинаково: корпят над учебниками, читая и перечитывая материал многократно, а потом пытаются воспроизвести усвоенное. Но как оказалось, повторное чтение одного и того же раздела учебника не дает практически ничего.

Объем усвоенной информации остается почти таким же, как и после первого ознакомления с материалом. Первое прочтение совершенно незнакомого текста всегда связано с так называемым эффектом новизны. Уже на втором круге подсознательно формируется убеждение, что "я уже это знаю". А раз так, то стоит ли напрягаться, углубляться в содержание, анализировать? Так мозг попадает в коварную ловушку. В действительности же в нашей памяти остается множество пробелов, а общие контуры создают некую иллюзию. Вроде что-то помнишь, но уже какое-то время спустя достать "это" из памяти удается с большим трудом.

По мнению ученых-психологов, выручить в данной ситуации может только надлежащая организация учебы, а также владение целом рядом мнемонических приемов, или способов запоминания. Но это искусство – нелегкое, и ему тоже надо учиться.

Подавляющее большинство студентов откладывает учебу до последнего момента, полагая, что этого будет достаточно, а в день сдачи экзамена память о зазубренном будет наиболее "свежей". Однако такой подход абсолютно не способствует долговременному запоминанию. Около 80 процентов "схваченной" таким образом информации улетучивается в течение первых же суток. А уж после сессии и каникул многие вообще не в состоянии припомнить, что зубрили в ту бессонную ночь перед экзаменом.

Исследования показали, что для надежного запоминания, скажем, списка незнакомых слов, достаточно повторить их четырежды с перерывами. Паузы должны составлять от 10 минут до 24 часов. Выходит: чем больше перерывов, тем больше материала остается в памяти. Очень важно также задавать себе вопросы после прочтения того или иного материала. Вместо того чтобы читать его вновь и вновь, лучше "допросить" самого себя. Пересказ, пусть другими словами, опуская второстепенные детали и выделяя главное, — это то, что заложит основу для запоминания.

Диаграммы, рисунки, карты, схемы – все это тоже в помощь. Чем больше будет путей для попадания новой информации в наше "запоминающее устройство", тем лучше. Пусть в ход идут ассоциации, создание визуальных образов, использование цвета, рисунков, главное - избежать прямолинейности и монотонности. Логика логикой, но чем абсурднее ассоциация, тем лучше запомнится материал, с ней связанный. И тут уж работает не только зрение, но и обычно невостребованные при традиционной зубрежке слух, моторика...

И еще один совет ученых - чтобы хорошо запомнить и воспроизвести прочитанное, очень полезно обсудить это, послушать других, включить в дело "коллективный мозг". От избытка знаний голова, к счастью, не болит.


В мире Сокрушительный удар по стабильности: США заявили о выходе из ДРСМД Сокрушительный удар по стабильности: США заявили о выходе из ДРСМД

Соединенные Штаты готовы обнулить еще одно базисное и, что очень важно, бессрочное условие глобальной стратегической стабильности. Именно глобальной, которая касается и их самих. Так можно и совсем обнулиться.

Экономика Медведев отметил позитивную роль введенных против России санкций Медведев отметил позитивную роль введенных против России санкций

Введённые против России санкции сыграли позитивную роль и стали причиной роста рынка сельскохозяйственной техники в стране, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.


Общество Жительница Барнаула пыталась задушить классного руководителя сына Жительница Барнаула пыталась задушить классного руководителя сына

Суд Барнаула рассмотрит уголовное дело местной жительницы, подозреваемой в угрозе убийства классного руководителя своего сына, сообщает прокуратура Алтайского края.

Культура Народному артисту СССР Василию Лановому исполняется 85 лет.
Народному артисту СССР Василию Лановому исполняется 85 лет.

16 января в Театре имени Вахтангова соберутся почитатели великого таланта Василия Семеновича Ланового, чтобы посмотреть с его участием спектакль "Посвящается Еве", а после представления на сцену выйдет юбиляр в окружении своих коллег и начнется праздничное чествование, так как, начиная с 1957-го года он служит этому театру, какие бы катаклизмы не происходили в нем.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.