27 марта 2015, 14:25, Любовь Лебедина

"Самоубийца" по лотерейному билету

Сегодня даже трудно представить, что Николай Эрдман написал комического "Самоубийцу" в 1928 году, так и не увидевшего свет при его жизни. Видимо, на роду этого творения было написано – вечно мыкаться по театрам, созревать до генеральных прогонов, а потом оказываться в "мусорном баке" с надеждой на лучшие времена. А эти времена все не приходили и не приходили, и только в 1987 году пьеса была опубликована в СССР, ну и, естественно, Министерство культуры дало зеленый свет режиссерам, мечтавшим переплюнуть постановку Всеволода Мейерхольда, запрещенную цензурой.

"Самоубийца" по лотерейному билету

Спрашивается, чего же так боялась советская власть, воспринимая комедию как идеологическую диверсию против фундаментальных основ строителя коммунизма? Да и так ли уж был опасен маленький человек, доведенный безработицей до "мертвой петли" суицида и, к счастью, осознавший, что приговорить себя к смерти можно, а вот существовать вопреки невыносимости бытия архитрудно. Наверное, залакировать действительность, убедить людей в том, что жить кое-как во имя светлого будущего – намного приятнее, чем взглянуть суровой действительности в лицо. А тут вдруг является шутник-провокатор и начинает гнать "пургу", мол, какой-то там голодный Семен Подсекальников ночью в кровати под одеялом прячет ливерную колбасу, вместо того чтобы заниматься любовью с молодой женой. Ну, знаете, это не достойно советского человека, который должен бороться с трудностями, закалять себя в борьбе и не соглашаться на пышные похороны под лозунгом "борца за правду".

Неважно, какой правды и в чьих интересах – интеллигенции, литературной богемы, главное, всколыхнуть уснувшую совесть России, оставив после себя посмертную записку: "В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти". Ну, скажите на милость, какой власти такое "завещание" понравится?.. Ни тогда, ни даже при демократии, когда, к слову сказать, "собачья" колбаса подорожала до 400 рублей и превратилась в недосягаемый деликатес для безработных.

В данном случае речь не идет о потребительской корзине неимущих, речь пойдет о спектакле Сергея Женовача в Студии театрального искусства, который умудрился в комическом абсурде увидеть трагедию маленького человека, чем-то напоминающего гоголевского персонажа. Ютится Семен Семенович в коммунальной квартире с женой и тещей, мечтает научиться играть на трубе и таким образом зарабатывать деньги, но фортуна не спешит ему на помощь. Тем временем в мозгу идет напряженный процесс: надо немедленно покончить с этим унизительным положением, перестать висеть на шее жены, может быть, тогда кто-нибудь вспомнит – жил-был в Москве такой человек по фамилии Подсекальников. Но слава – вещь непредсказуемая, и она приходит к нему совершенно с неожиданной стороны. Разные партии, узнав о добровольце-самоубийце с помощью ушлого соседа Калабушкина, хотят примазаться к отважному поступку героя, использовать его в своих пиар-акциях. Ну скажите, разве не актуальная тема для ХХI века? Тем более сейчас, когда смерть человека становится расхожей монетой в политических играх…

И опять-таки режиссер не претендует на социальную трибуну, не держит фигу в кармане. Вместе с артистами он выводит пошлую бессмысленную жизнь мелких людишек на чистую воду, когда Подсекальников за полчаса до рокового выстрела в окружении пьяненьких сподвижников вдруг осознает унизительную роль "лотерейного билета", а самое главное – цену мгновения, отделяющего настоящее от загадочной вечности. Прозрение маленького человека на пороге неведомого является кульминационным моментом в спектакле, и Вячеслав Евлантьев играет его поразительно просто и в то же время феерически остро. Вся окружающая мишура несостоявшегося самоубийцы превращается в серпантин, пустые хлопушки, потому что для этих зрителей бесплатное представление закончено. Наступает черед искать другую жертву для удовлетворения своего тщеславия и признания, а также успехов на любовном фронте.

Осознание близкого конца позволяет Семен Семеновичу преодолеть вечный страх, сидящий в нем с рождения, так как терять больше нечего, и он готов безумствовать, даже звонить в Кремль. И тут возникает очень важная для спектакля тема внутренней свободы. Неужели русскому человеку надо дойти до последней черты жизни, даже не прожив ее наполовину, чтобы почувствовать это сладкое слово "свобода"? При этом Сергей Женовач не думает издеваться над своими персонажами, представлять их в виде каких-то фриков, что весьма часто встречалось у других режиссеров, и от того за гротесковой формой пропадало содержание. Вместе с художником Александром Боровским он помещает героев в кельи-клетушки с хлопающими дверьми, где вся жизнь подчинена единому расписанию и единому поведению. В этом муравейнике нет и не может быть собственного волеизъявления, все делается с оглядкой на соседа, следуя правилам социалистического равноправия.

Скучная проза жизни доведена режиссером в отдельных эпизодах до гэгов, напоминающих цирковую клоунаду, как ни странно, обращающих нас к классике. Например, когда практичный и жизнелюбивый Калабушкин (Алексей Вертков) преследует Подсекальникова и нудит, просит его отдать ему револьвер. (Невольно вспоминается сцена с ядом из чеховской пьесы "Дядя Ваня".) Или когда курьер Егор Тимофеевич (Сергей Качанов) в армейском галифе и с ехидной улыбочкой строчит донос на свою "музу" в лице того же красавца Калабушкина, подписываясь, как у Гоголя в "Ревизоре", – сто тысяч курьеров. Очень смешно! И самое главное – гениальный текст Эрдмана не пропадает, не исчезает под давлением гротесковой формы, он парит и царствует в трагикомическом абсурде.

Лично мне довелось много видеть постановок "Самоубийцы", и, честно сказать, я не являлась большой поклонницей этих спектаклей, потому что на сцене не было живых людей, их представляли марионетки, изначально достойные одного – осмеяния. Здесь же, благодаря Сергею Женовачу, мне посчастливилось встретиться с очень интересным режиссерским замыслом и его воплощением в исполнении талантливой молодой труппы.


Политика Владимир Путин: война в Сирии скоро закончится Владимир Путин: война в Сирии скоро закончится

20 ноября Владимир Путин встретился с президентом Сирии Башаром Асадом. Прибытие сирийского президента сопровождалось беспрецедентными мерами безопасности. Он прибыл в Сочи на военном российском самолете, который взлетел с российской базы.

В мире Президент Зимбабве подал в отставку Президент Зимбабве подал в отставку

Один из долгожителей политической карты мира, диктатор Роберт Мугабе подал в отставку. О своей отставке он написал письмо, которое было зачитано в парламенте.


Общество Дело Татьяны Сухаревой: ляпы обвинителей и прибыли "потерпевших" Дело Татьяны Сухаревой: ляпы обвинителей и прибыли "потерпевших"

Редакция "Деловой Трибуны" продолжает следить за рассмотрением дела Татьяны Сухаревой в Пресненском районном суде г.Москвы.

Культура Смерть за предательство стоит миллиард. Смерть за предательство стоит миллиард.

"Визит старой дамы" в Малом театре напомнил зрителям о главных человеческих ценностях, которые могут исчезнуть, если люди забудут о сострадании и прощении.

Спорт Новое слово в мире ставок на спорт Новое слово в мире ставок на спорт

В России ставки на спорт принимают как минимум 15 крупных букмекеров. Как не утонуть в этом море информации? Помощник в выборе букмекерских контор Topbukmeker поможет сделать правильный выбор