28 марта 2015, 20:54, Андрей Галицкий, Михаил Садчиков

Антигону упаковали в чемодан

Что же такого показали эстонцы и что нашли в древнем как мир тексте, чем задели за живое искушенную публику Северной столицы?

Антигону упаковали в чемодан Автор фото: Андрей Галицкий

В Санкт-Петербурге, на новой сцене Александринского театра, впервые на российских подмостках показали знаменитый спектакль эстонского театра R.A.A.A.M. "Антигона". Несмотря на большой успех постановки у себя на родине и за рубежом (спектакль был с успехом представлен Польше, а на фестивале в Тегеране номинирован в 5-ти категориях) вся труппа очень волновалась: как воспримут "Антигону" петербуржцы? Материал античный, постановка новаторская — мало ли что?.. Петербуржцы восприняли шквалом оваций. На финальном поклоне зал поднялся в едином порыве - аплодисменты не смолкали в течение несколько минут. 

Что же такого показали эстонцы и что нашли в древнем как мир тексте, чем задели за живое искушенную публику Северной столицы? Напомним, сюжет об Антигоне был весьма популярен в Древней Греции. Он отражен в известнейших одноименных трагедиях Софокла, Еврипида. Впервые обрел сценическую жизнь аж в 442 году до нашей эры. С тех пор неоднократно ставился в различных интерпретациях вплоть до нашего времени.

Междоусобная борьба братьев Антигоны привела к гибели обоих. Один из них был захоронен с почестями, другой, предавший родные Фивы, по приказу царя Креона, отдан на растерзание птицам. Суть конфликта в том, что Креон не посчитался с традиционными родовыми законами, в отличие от своей племянницы Антигоны, которая тайком предала брата земле. За это Креон пригрозил жестоко наказать ослушницу, но Антигона предпочла смерть повиновению царю. 

Режиссер спектакля, иранский драматург Гомаин Ганизадех основательно поработал с античными источниками. Как рассказал "Трибуне" продюсер постановки Март Меос, текст корректировался после каждой репетиции, часто даже во время репетиции, кроме того, адаптировался под конкретного исполнителя. Таким образом, постановщик добивался естества не только в сценическом поведении, но и в произнесении фраз. Основная сложность при работе была языковой: среди эстонцев никто не понимал иранского языка, а на английском, Гомаин не говорит. К счастью, нашлась переводчица с иранского на английский, а также с английского на эстонский. С помощью такой языковой цепочки и осуществился замысел. 

Гомаин Ганизадех прославился у себя на родине сразу по окончании университета, когда написал и поставил пьесу "Дедал и Икар", за что получил награду на международном театральном фестивале "Fadjr" как лучший драматург. Спектакль позже была показан в Мюльхайме (Theater an der Ruhr), Людвигсхафен-на-Рейне (фестиваль CORSO), и в Лондоне (Barbican Centre). Следующей работой стала постановка собственной пьесы "Агамемнон", а потом - "Калигула" по пьесе Альберта Камю. 

В "Антигону" позвали артистов из разных театров Эстонии. Художник Инга Варес создала красно-черное аскетичное пространство, на котором четко выделяются фигуры актеров в белых балахонах. От чего нарочито угловатая пластика исполнителей с задержанными непрямыми переходами из одной мизансцены в другую становится выпукло абсурдистской. А постоянное тиканье часов подчеркивает механистичность жизни обитателей дома правителя Креона.

Дни текут по заранее заведенному порядку. Антигона готовит яичницу, слуга Терезий раскладывает тарелки за большим семейным столом, затем - трапеза. Только вот яиц с каждым разом становится меньше. И запасы молока кончаются — последняя корова сдохла. Истощились и запасы воды - давно не было дождей. Везде мухи, плодящиеся от разлагающегося трупа брата Антигоны, не захороненного, как и положено в классическом сюжете, по приказу ее дяди Креона. 

На самом деле, все это метафора общества, разрушающегося устаревшим режимом, который функционирует чисто механически. Оно буквально разъедается роем мух. В конце концов, кто-то присыпает труп землей. Выясняется, это Антигона! Разгневанный дядя сначала лишает ее права садиться за стол, потом и вовсе убивает, срывая с головы колпак. Все женщины в спектакле ходят в колпаках, а мужчины, в основном, в шляпах. В обществе, созданном Креоном, это некий надуманный символ чести, лишиться которого равносильно смерти.

В сценах гибели героев, а следом за Антигоной сводит счеты с жизнью сын Креона и жених девушки Гаймон, срабатывает еще один символ: из колпака плюхается об пол и разбивается яйцо, причем не бутафорское. В таком обществе человеческая жизнь как раздавленное яйцо - ничего не стоит. И все-таки жизнь, не надуманная и расписанная правителем, а живая, народная, непокорно пробивается сквозь, казалось бы, хорошо отлаженные "режимные" моменты.

- Народ не хочет хоронить предателя! – вопит Креон.

- Но другая часть народа считает, что человек, кем бы ни был, должен быть предан земле! - настаивает Антигона.

- Но эта часть в меньшинстве! - недоумевает Креон.

Однако меньшинство постепенно становится большинством: все домашние в той или иной форме выражают протест. На лживой политике счастья не построишь - эта мысль сейчас особенно актуальна. Сестра Антигоны Исмена просит старого Терезия упаковать чемодан. Она бежит прочь из этого ада и ни куда-нибудь - в Нью-Йорк ("Может быть, там стану актрисой"). Терезий послушно выполняет просьбу "барышни" и на глазах у изумленной публики упаковывает в чемодан мертвую Антигону. С этим чемоданчиком на колесиках, сменив белую полубольничную робу на стильный укороченный плащ, Исмена покидает дом. 

Жена Креона и мать Гаймона, которая большую часть действия лежит в кровати с завязанными рукавами (ей постоянно вкалывают успокоительные), в конце концов, дожидается момента, когда слуга забывает закрыть окно, в которое незаметно покуривает, и бросается вниз… Слуга спохватывается, но - поздно! В это время начинается долгожданный дождь. В окне мы видим потоки реальной воды. Такая же реальная вода начинает литься в душевой кабинке, где моется Креон. 

Из динамиков радио, в котором Терезий постоянно ловит сводки погоды, несется композиция Глории Гейнор "I will survive" ("Я выживу"), В ней, как известно, поется о человеке, собирающем все силы, чтобы жить дальше. У гостей Питера - все авангардно, но осмысленно. С прекрасной игрой великолепного актерского ансамбля. Поэтому и впечатления целостные.


Политика Российское посольство заявило о "тиражировании версий" по Солсбери Российское посольство заявило о "тиражировании версий" по Солсбери

Правительство Великобритании начинает осознавать, что "бесконечное тиражирование непроверенных версий" инцидента в Солсбери без доказательств невозможно, заявил журналистам в четверг пресс-секретарь российского посольства в Лондоне.

В мире Бермуды примут максимально ясное законодательство об ICO Бермуды примут максимально ясное законодательство об ICO

Выступая в нижней палате парламента Бермуд, премьер-министр и одновременно министр финансов Дэвид Бюрт представил новые правила ICO. Новое регулирование определяет, какой минимум информации нужно раскрыть при первичном размещении криптомонет.

Экономика Кристофер Мата: Биткоин до конца года будет стоить 15 тысяч долларов Кристофер Мата: Биткоин до конца года будет стоить 15 тысяч долларов

Кристофер Мата, профессиональный инвестор, который ранее работал вице-президентом Goldman Sachs, не планирует отказываться от своего прогноза, что Биткоин в этом году достигнет отметки в 15 тысяч долларов, даже несмотря на то, что сейчас криптовалюта №1 стоит более чем в два раза меньше указанного уровня — об этом он заявил в интервью американскому телеканалу CNBC.


Общество Латвийцы поделились приятными воспоминаниями о "советской оккупации" Латвийцы поделились приятными воспоминаниями о "советской оккупации"

Публикация жительницы Латвии Инары Балоде в Facebook о приятных воспоминаниях от жизни в СССР вызвала дискуссию, в ходе которой большая часть пользователей соцсети согласилась с мнением женщины, пишет Sputnik Latvija.

Культура Ни одного сериала без криминала. Ни одного сериала без криминала.

В огромной обойме сериалов на ТВ вы не встретите ни одного качественного фильма, разве только "Склифосовский" и "Оттепель". Все сценарии написаны под одно лекало, где на первом месте стоить судьба детей, разлученных с родителями или похищенных злодеями, что придает им привкус невольного сострадания. Ну, а на втором месте – истории современных Золушек, в конце концов, обретающих свое счастье, испытав до этого массу страданий.