30 марта 2015, 10:53, Любовь Лебедина

Мы должны гордиться русскими бабами

Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Александр Прошкин (на фото) отметил 25 марта свое 75-летие. В основном он известен как мастер исторического кино и телевизионных серий по русской классике. Самый большой успех ему принесла картина "Холодное лето пятьдесят третьего", ставшая хитом национального кинопроката, но и другие фильмы: "Увидеть Париж и умереть", "Черная вуаль", "Русский бунт" не оставляли зрителей равнодушными, особенно телесериал "Доктор Живаго", "Михайло Ломоносов", "Николай Вавилов". Особое место в фильмографии режиссера занимает картина "Живи и помни" по повести Валентина Распутина, тем более сейчас, когда он ушел из жизни, тот, на ком держалась русская литературная духовность. В настоящее время Прошкин приступил к съемкам фильма "Охрана".

Мы должны гордиться русскими бабами Автор фото: http://www.mfgs-sng.org Режиссер Александр Прошкин у музея Елены Ахвледиани

28 марта на телеканале "Культура" был показан фильм "Чудо" по сценарию Юрия Арабова. В этот же вечер состоялась программа из цикла "Линия жизни" с участием юбиляра, а у нас до этого состоялась своя беседа с Прошкиным.

– Судя по вашим фильмам, у вас трагическое мироощущение.

– Вся история ХХ века и начало ХХI века, это сплошная трагедия, поэтому и мышление у меня такое. К сожалению, пока у нас нет своего Шекспира, который смог бы все это описать. Тем не менее мы любим себя убеждать, что теперь все не так уж плохо, несмотря на санкции. К примеру, продолжительность жизни увеличилась и так далее…

– В этом нас убеждает власть, а народ-то думает по-другому…

– Любая власть – это продолжение нас самих, следовательно, нечего на нее пенять, коль мы такие… Беда в том, что русский народ генетически приучен к тоталитарному способу управления, поэтому не верит в возможность выбора, считая, как там решили наверху, так и будет. И тем не менее 1991 год показал, что у народа есть своя воля, – это было время невероятных надежд, весь мир смотрел на нас с завистью.

– Но ведь потом все забуксовало…

– Забуксовало – в силу нашего равнодушия, инертности, неутихающей злобе, продолжающей сидеть в народе, поскольку инстинкт гражданской войны неистребимо живет в нас. Более того, с нарастанием расслоения между богатыми и бедными это будет усугубляться. Я не очень уверен в возможности бунта, но если появится какой-нибудь Стенька Разин, то он сумеет завести народ и втянуть его в кровавый карнавал. Сегодня самая опасная вещь, это поднимающийся национализм, что для многонациональной России губительно. Пока мы еще держимся на остатках советского менталитета, где все нации были равны, а вот молодое поколение, часто агрессивное, а иногда и нищее, – оно начнет искать врага…

– А почему тогда так сдала интеллигенция?

– По-моему, значение интеллигенции слишком преувеличена. При тоталитарном режиме она исполняла роль сопротивляющейся элиты, а при демократии утратила этот статус и теперь занимается исключительно интеллектуальным трудом. Интеллигент – это, прежде всего, человек совести, у которого "душа болит". Но, если вы заметили, сейчас слово "совесть" употребляется крайне редко, ее заменил "успех". А как он достигается, каким путем – это никого не волнует, главное, быть успешным и богатым человеком. Кстати, то, что новый президент серьезно заговорил о соблюдении законов, совершенствовании правовой системы, это большой плюс. Дай бог, чтобы все не закончилось одними разговорами, когда самые благие намерения цивилизованного верха упираются в сопротивление чиновничества.

– Вы часто страдали от чиновников культуры?

– Ну как вам сказать: я от них завишу всегда, потому что мне трудно найти работу. Те кинопроекты, которые бы я хотел делать (в основном исторические), слишком затратные, инвесторов найти сложно. Поэтому без поддержки государства осуществить их невозможно. К счастью, сегодня нет идеологического давления, но есть клановое, коммерческое давление. Я всегда был одиночкой, поскольку не учился во ВГИКе, не имел сильных защитников, и поэтому всегда пробивался, полагаясь только на себя. Каждый раз, заканчивая картину, я думаю: а будет ли следующая… Ибо сегодня кино превращается в некую часть шоу-бизнеса, которое должно давать доходы. Что же касается частного бизнеса, то, переговорив с одним олигархом, услышал: "Человек, который не может заплатить за билет 10 долларов, меня не интересует". Поэтому единственная надежда – это телевидение, где все окупается за счет рекламы. Даже у моего фильма "Живи и помни" было только десять копий, в то время как у "Холодного лета" – четыре тысячи.

 – Возвращаясь к вопросу о вашем одиночестве, я подумала: может быть, это удел свободных людей…

– Я не считаю себя исключительным по части совести, она есть и у других моих коллег, но если брать по большому счету, то любой художник одинок. Сейчас в кинематограф приходят молодые ребята. Они очень разные, но часто их дезориентируют и покупают. Ведь самое страшное, когда режиссер помимо славы хочет заработать еще много денег. Я совсем не против коммерческого кино. И все-таки, если взять коммерческое американское кино, то оно в первую очередь строится на профессионально сделанном сюжете и очень хороших артистах. У нас, к сожалению, даже самые способные артисты  "едут" на одних и тех же штампах.


 – По-моему, это грозит и талантливому артисту Хабенскому.

– Я так не думаю. Костя очень тонкий и ироничный артист. Я в этом убедился, когда он снимался в моей картине "Чудо", в основу которой был положен реальный факт, произошедший в Самаре в 1956 году, когда одна выпившая девушка схватила икону и стала с ней танцевать, а потом застыла и простояла с ней 128 дней. В советские времена это событие всячески скрывалось, поэтому дальнейшая судьба этой девушки по имени Зоя неизвестна. Говорят, что, очнувшись, она попала в сумасшедший дом…

– Вы относитесь к категории режиссеров, которые умеют и любят работать с актерами, и это понятно, поскольку вы окончили курс Бориса Зона в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.

– Не только я их учу, но и они меня учат тоже. Те же встречи с великими мастерами русской сцены: Кторовым, Масальским, Топорковым очень много дали. Докопаться до сердцевины характера, вытащить из актеров личное, сокровенное – для меня самое интересное. В кино это сделать намного легче, чем в театре, потому что в киноэкспедициях люди раскрываются быстрее, чем в обыденной жизни. Мы так много узнаем друг о друге, что потом не очень-то хочется общаться. Это даже не жизнь, а подмена жизни, потому что съемочный процесс по человеческим затратам настолько интенсивен, что реальная жизнь кажется слишком тусклой.

– Значит, жизнь в виртуальном мире намного интересней для вас?

– Жизнь вымысла интересна тем, что каждый раз это разный миф. К примеру, когда я делал сериал про Ломоносова, то начал даже по-другому разговаривать. Или снимал я фильм о гениальном ученом Вавилове, который спал четыре часа в сутки, весь мир объездил, покорял всех женщин, и никак не мог найти зацепку: почему он все-таки пострадал, в чем была его вина. И, в конце концов, понял – это была история великой гордыни, когда человек очень верит в собственные силы и свой талант, а все остальное не так уж важно. До тех пора пока это не стало касаться его близких людей: одного друга посадили, другого объявили врагом народа, и он начал их спасать, но было уже поздно. И тогда Вавилов пошел на открытый конфликт со сталинским режимом. Его арестовали, и он умер в тюрьме от голода, человек, который хотел накормить хлебом весь мир.

– Ну а почему вы изменили своему родному Питеру?

– На это были личные причины, я женился на москвичке. И потом в 1976 году в Питере была сложная атмосфера, депрессивная, все, кто мог, бежали из этого города в Москву, за границу, тот же Довлатов. Сережу Довлатова я знал хорошо, поскольку с его братом Борей Довлатовым вместе учились в институте. Кстати, сейчас идет искусственное противопоставление стариков, которых надо отправить на свалку истории, и молодых продвинутых авангардистов. Но ведь когда все затаптывается, это не есть хорошо. Ведь любая культура складывается из преемственности традиций. К тому же за нами великая русская литература, психологическая школа переживания. Те же американские артисты воспитываются по системе Станиславского. Когда Смоктуновский приезжал к ним с "Гамлетом" – его на руках носили. Сегодня же многие наши актеры приходят на съемки неподготовленными, в лучшем случае знают текст.

– Что вы испытываете, когда фильм закончен: радость, облегчение?

– Полнейшее опустошение, потому что во время съемок привыкаешь к интенсивным человеческим отношениям, и вдруг... И потом у нас такая гнусная профессия, что творческий процесс подменяет реальную жизнь.

– А где вы берете силы для такого интенсивного труда? Вы как-то отдыхаете или мучаетесь во время простоев?

– Когда у меня нет работы – я раскисаю, потому что привыкаю к стрессовому состоянию и готовности неожиданных перемен, а если их нет, то, кажется, адреналин уже не выделяется в кровь и болячки начинают давать о себе знать. Лежать на песке и загорать – скучно, ловить рыбу – хорошо, но под разговор о кино, огромное количество современной литературы остается непрочитанной, потому что хочется прочесть как можно больше сценариев, а вдруг натолкнешься на то, что тебя согреет. По сути, творческий человек никогда не отдыхает, в привычном понимании этого слова, он постоянно думает и сочиняет, и в этом его радость, мука и наслаждение.

– Ну а как же любовь?

– Я вам скажу так: любовь определяет масштаб личности, ее животворное начало. Поэтому история любви моей Настены в "Живи и помни" – самая дорогая для меня, где жертвенность и чувственность соединились вместе. Поэтому, на мой взгляд, Россия должна гордиться не своими богатыми ископаемыми, а русскими бабами, на которых держится страна, да ведь и Россия тоже женского рода.




Политика Российские пранкеры: опальный глава Каталонии – это российский агент Чиполино Российские пранкеры: опальный глава Каталонии – это российский агент Чиполино

Два всемирно известных шутника, Столяров и Кузнецов организовали очередной розыгрыш. На этот раз досталось испанскому министру обороны де Коспедаль.


Общество Всероссийская акция “Black Friday - Квесты” пройдет 24 ноября Всероссийская акция “Black Friday - Квесты” пройдет 24 ноября

24 ноября в 7.00 утра в России начнется федеральная акция “Black Friday - Квесты”. Масштабный марафон скидок на квесты, перформансы и экшн-игры пройдет в рамках всемирной акции “Черная пятница” и продлится ровно сутки.

Культура Смерть за предательство стоит миллиард. Смерть за предательство стоит миллиард.

"Визит старой дамы" в Малом театре напомнил зрителям о главных человеческих ценностях, которые могут исчезнуть, если люди забудут о сострадании и прощении.

Спорт Новое слово в мире ставок на спорт Новое слово в мире ставок на спорт

В России ставки на спорт принимают как минимум 15 крупных букмекеров. Как не утонуть в этом море информации? Помощник в выборе букмекерских контор Topbukmeker поможет сделать правильный выбор