31 марта 2015, 15:47, Михаил Морозов

"Тангейзеру" нашли достойный финал

Подходит к логическому завершению история скандальной постановки оперы Вагнера "Тангейзер" режиссера Тимофея Кулябина. Директор театра уволен, назначен новый. А суть этой истории в том, что использование в 
непристойных декорациях образа Христа вызвало естественные протесты 
православных и Новосибирской митрополии Русской православной церкви.

"Тангейзеру" нашли достойный финал Автор фото: www.pravmir.ru

В версии Кулябина Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер. Неправда ли, Вагнером здесь не пахнет? Сначала православные пытались пристыдить авторов и просили уважать религиозные чувства верующих. Затем обратились в правоохранительные органы. Прокуратура провела разбирательство по административному делу об осквернении религиозных символов. 10 марта мировой суд признал отсутствие каких-либо нарушений, однако прокуратура обжаловала это решение.

На прошлой неделе стало известно, что Бориса Мездрича будут судить 3 апреля, а Тимофея Кулябина – 6 апреля. Обоим грозит не только административное, но и уголовное преследование. Следственное управление Следственного комитета по Новосибирской области проводит доследственную проверку в связи с постановкой "Тангейзера". По ее результатам Тимофею Кулябину и Борису Мездричу может быть предъявлено обвинение по статье 148 Уголовного кодекса (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Но это в том случае, если православные не отзовут свое заявление, а для приостановки судебного разбирательства будут юридические основания.

На прошлой неделе "единороссы" решили использовать административный ресурс. Новосибирское отделение партии "Единая Россия" потребовало от Минкультуры увольнения директора театра Бориса Мездрича, осуществившего скандальную постановку пьесы "Тангейзер". И Минкультуры, которое еще в середине марта инициировало общественное обсуждение новосибирской ситуации, уволило директора театра. А 30 марта начало проверку финансово-экономической деятельности Новосибирского театра в связи с тем, что на постановку "Тангейзера" были использованы бюджетные средства, причем в завышенном объеме. Такое решение было принято в том числе по итогам прошедших в министерстве общественных слушаний, инициированных Владимиром Мединским.

29 марта православные активисты вместе с "единороссами" провели в Новосибирске акцию – молитвенное стояние и митинг "Защитим святыни – спасем Россию". В свою очередь, более 50 представителей новосибирской культуры и искусства обратились с открытым письмом к губернатору в защиту постановки. Был организован сбор подписей в защиту Мездрича и Кулябина, и их детища.

И это характерно. История с "Тангейзером" – это не частность, а проявление концептуального спора о вседозволенности, об отсутствии моральных этических и нравственных ограничений, восходящих к таким событиям, как "пение пусек" в святом храме. Спор этот о сути современного искусства, и о том, искусство ли это вообще, был нам навязан извне и длится давно. Полная свобода существовала у нас до последнего времени, до тех пор, пока в политике и обществе доминировали так называемые неолибералы. В искусстве (или там, во что они превратили искусство) за это время поднялись те, кто, условно говоря, практикует испражнения и половые акты на сцене и в кино. Они продолжают здравствовать и контролировать многие сферы жизни. Но уже не так вольготно, хотя их стремление сохранить завоевание достойно иного применения.

Жесткую дискуссию вызвал не так давно закон об ограничении нецензурной лексики в кино, то там, то здесь сторонники нравственных ограничений выступают против эпатажа зрителя непристойностями, свойственными животному миру. И побеждают. Нам десятилетия навязывали постулаты иной культуры: можно все, хорошо или плохо, решает зритель или рынок. воспитывать не надо. Но на самом деле воспитатели все-таки были: низкопробный американский кинематограф,   не ограниченные моралью свободолюбивые "художники". Для них святое – их свобода, точнее вседозволенность. Но оказалось, что народ не утратил своих святынь и ориентиров. И этот народ не только сам не воспринимает то, что ему навязывают, но и пытается изгонять подобные "шедевры" из культуры, ограничивать потребление культурных "фекалий". И имеет на то полное право. Ведь, по сути говоря, никакая свобода творчества не ограничивается, исследуй себе духовный мир человека, общественные процессы (ведь в этом, кажется, смысл искусства), но без физиологических подробностей. Последнее – удел врачей, ученых, зоологов. В обычной же жизни нормальный человек не писает в фойе театра, и на сцену в туалет не идет. Для этого есть специальные помещения.

Использование религиозных святынь в непристойностях – это особая разновидность либерализма в искусстве, провокация, направленная на дестабилизацию общества, граничащая с терроризмом и экстремизмом. Добиваясь неограниченной свободы для себя, либералы отказывают в ней остальным. Попробуйте оскорбить что-то святое для них – завоняют на весь мир. Мы об этом уже говорили по поводу карикатур французского журнала "Шарли". Те, кто этого не понимает, наносят непоправимый вред самой свободе. Именно такие провокаторы и возрождают цензуру, сеют ненависть в
обществе.

"Я никогда не бывал в Новосибирском театре оперы и балета. Зато я отлично знаю, что такое быть уволенным ни за что, - написал в своем блоге яркий представитель либерализма в СМИ журналист Плющев. - По прихоти барина. И мы каждый такой раз ведь все знаем, что это действительно ни за что. …Само собой, я не видел скандальной постановки, но это вообще неважно. Подобные вопросы — в плоскости художественного вкуса и театральной критики. А не прокуратуры и Министерства культуры. Как-то уже набило оскомину про наступающее мракобесие и средневековье. Но как сказать по-другому, если это именно оно и есть?"

Это высказывание характерно: не смотрел, но одобряю, буду и дальше вас оскорблять. Для либералов от искусства нет закона, нет нравственных ограничений, нет ничего святого, кроме их неограниченной свободы. Эта позиция во многом объясняет и действия противников подобной точки зрения, которые не намерены отступать и использовать все законные способы для отстаивания своей точки зрения.

Давайте почитаем официальное разъяснение Минкультуры, где отмечены важные детали. "Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением. Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе.

К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным. Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки".

Проблема в том, что либералы хотят за наши же деньги делать все, что им заблагорассудится, называть это искусством или выражением мнения и навязывать его всему обществу. И еще зарабатывать на этом. Уже не получится.


Политика Российские пранкеры: опальный глава Каталонии – это российский агент Чиполино Российские пранкеры: опальный глава Каталонии – это российский агент Чиполино

Два всемирно известных шутника, Столяров и Кузнецов организовали очередной розыгрыш. На этот раз досталось испанскому министру обороны де Коспедаль.


Общество В Варшаве хотят снести сталинскую высотку В Варшаве хотят снести сталинскую высотку

Руководитель Министерства внутренних дел Польской республики Мариуш Блащак выступил с очередным заявлением, в котором потребовал снести в центре Варшавы высотное здание, построенное Советским Союзом в 1951 году.

Культура Дети учат взрослых беречь хрупкий мир Дети учат взрослых беречь хрупкий мир

Прочитав на афише Центра Всеволода Мейерхольда смешное название спектакля "Когда я была маленьким мальчиком", вам непременно захочется посмотреть его вместе с детьми и узнать, что же это за девочка, которая, будучи маленькой, считала себя мальчиком, и возможны ли такие превращения.

Спорт Новое слово в мире ставок на спорт Новое слово в мире ставок на спорт

В России ставки на спорт принимают как минимум 15 крупных букмекеров. Как не утонуть в этом море информации? Помощник в выборе букмекерских контор Topbukmeker поможет сделать правильный выбор