1 апреля 2015, 10:49, Андрей Галицкий, Михаил Садчиков

В питерском музее "Эрарта" рисуют… кино!

В Петербурге завершил работу кинофестиваль, не имеющий аналогов в мире. Идея "Erarta Motion Pictures" – собирать киноработы со всего мира, в основе которых - живопись. Это фильмы о художниках и фильмы художников.

В питерском музее "Эрарта" рисуют… кино! Автор фото: Андрей Галицкий, Михаил Садчиков, а также из архива Антона Адасинского

Фестиваль зародился в недрах музея современного искусства Эрарта три года назад. В этом году прошел с несколько измененной концепцией: к традиционным кинолентам, посвященным художникам и музеям, прибавились работы, где живопись выступает как основной художественный и смыслообразующий прием.

Расширились и жанровые рамки. К документальному и игровому кино добавилась анимация и экспериментальное видео. В общем, все в русле нового слогана: "Кино о живописи. Кино как живопись". В конкурсную программу вошло 24 работы. Среди авторов — номинанты на премию "Оскар", призеры Берлинского кинофестиваля, Британской академии кино и телевизионных искусств и других авторитетных наград. А всего было прислано 800 заявок со всего мира. География проекта существенно расширилась: появились ленты из Бразилии, Чили, Аргентины, Мексики, Ирана, Израиля, Черногории.

От России в киномарофоне участвовала лента Игоря Ольшанского "Пасха" - о мальчике, днями напролет рисующем портрет отца, погибшего на войне. Жаль только, доля отечественных фильмов в заявках невелика. По мнению организаторов, визуальный ряд нынешнего российского кино далек от того, чтобы его можно было соотнести с живописью. Испанский кинорежиссер Сержиу Оксман, член жюри фестиваля, утверждает, что из российских коллег в Европе по визуальности котируются лишь Тарковский и Сокуров. Пока наши кинематографисты не очень стремятся экспериментировать, как это делала в свое время студия Инженерного театра АХЕ, ретроспективу работ которой показали во внеконкурсной программе. Или группа НОМ, снимающая, начиная с 90-х годов экзотические и фантастические утопии (также была представлена вне конкурса).

Главных приза на фестивале два: один - от художников, другой - от кинематографистов. Жюри художников единодушно присудило гран-при фильму "Кики с Монпарнаса" (режиссер Амели Арольт, Франция), повествующему о музе авангардистов начала XX века, к одной из картин которой прикрепилось прозвище: "Кики, и которая прошла путь от простой натурщицы до художницы, писательницы, певицы. Среди жюри кинематографистов не было единого мнения. Когда Антон Адасинский, известный актер и режиссер, оглашал имя победителя, а им стал фильм "Terra Infirma" (режиссер Бетси Дад, Великобритания), то в шутку заметил, что "был один против других членов жюри", и на самом деле у него иной список победителей. Как сообщил затем Антон "Трибуне", он отметил три фильма: "Чаплин SP" - своеобразный ремикс кадров из фильмов Чарли Чаплина, превращенных в граффити; картину "365", которую режиссер Грег Маклауд создавал в течение года, ежедневно снимая ровно секунду анимации, а также фильм "Симфония № 42" — о разных событиях, переплетенных с помощью импрессионистских ассоциаций.

Сам Антон считает, что кино похоже на движение черно-белых пятен на белом полотне, которое может вызвать любые ассоциации. И не нужно грузить зрителей напряжением и подачей материала - лучше просто довериться людям, которые ходят в кино зачем-то новым для себя. Нужно давать "воздух", где каждый будет находить свое. Зрители, глядя на движение пятен на экране, сложат все сами в своем сознании. От режиссеров необходимы только намеки. А это сложно — мало кто может держать паузу.

- Снимать кино можно хоть по Матиссу, хоть по Брейгелю — кто придумал какие-то законы? Вот, скажем, Александр Сокуров, как говорится, не парится ни о каких мнениях по поводу своих работ, не гонится за сегодняшними темпами, — считает Адасинский, — а мы все живем тусовочно, второпях.

По мнению создателя знаменитого экспериментального театра DEREVO, в основе фильма может лежать живопись, а может - просто сновидение. Ведь воздействие хорошего фильма похоже на гипноз. Такими способностями обладали выдающиеся мастера: тот же Робер Брессон, кем восхищался Тарковский.

Учить киновидению, считает маэстро, должны те, у кого свой багаж. Нужны хорошие школы, в особенности, на отечественной почве. Нужны разнообразные кинофестивали. И фонды для финансирования интересных проектов. В Германии, к примеру, ежегодно выделяется до 6 миллионов евро для подобных целей. Но заявки рассматривают тщательно, отбирая самые достойные.

Антон Адасинский, исполнитель роли дьявольского ростовщика в сокуровском "Фаусте", тоже не прочь снимать свое кино, и опыт в этом плане имеет. На "Erarta Motion Pictures", в рамках творческого вечера, Адасинского показал его работу "Юг. Граница", смысл которой такой: вы сидите на скамейке в парке и вдруг забываете на мгновение, кто вы на самом деле и что сейчас — утро или ночь.

А еще Антон надеется снять фильм по самой сильной, по его мнению, книге фантастического жанра — "Улитка на склоне", которую и ее авторы, братья Стругацкие считали самым совершенным и самым значительным своим произведением.


Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.