1 апреля 2015, 10:49, Андрей Галицкий, Михаил Садчиков

В питерском музее "Эрарта" рисуют… кино!

В Петербурге завершил работу кинофестиваль, не имеющий аналогов в мире. Идея "Erarta Motion Pictures" – собирать киноработы со всего мира, в основе которых - живопись. Это фильмы о художниках и фильмы художников.

В питерском музее "Эрарта" рисуют… кино! Автор фото: Андрей Галицкий, Михаил Садчиков, а также из архива Антона Адасинского

Фестиваль зародился в недрах музея современного искусства Эрарта три года назад. В этом году прошел с несколько измененной концепцией: к традиционным кинолентам, посвященным художникам и музеям, прибавились работы, где живопись выступает как основной художественный и смыслообразующий прием.

Расширились и жанровые рамки. К документальному и игровому кино добавилась анимация и экспериментальное видео. В общем, все в русле нового слогана: "Кино о живописи. Кино как живопись". В конкурсную программу вошло 24 работы. Среди авторов — номинанты на премию "Оскар", призеры Берлинского кинофестиваля, Британской академии кино и телевизионных искусств и других авторитетных наград. А всего было прислано 800 заявок со всего мира. География проекта существенно расширилась: появились ленты из Бразилии, Чили, Аргентины, Мексики, Ирана, Израиля, Черногории.

От России в киномарофоне участвовала лента Игоря Ольшанского "Пасха" - о мальчике, днями напролет рисующем портрет отца, погибшего на войне. Жаль только, доля отечественных фильмов в заявках невелика. По мнению организаторов, визуальный ряд нынешнего российского кино далек от того, чтобы его можно было соотнести с живописью. Испанский кинорежиссер Сержиу Оксман, член жюри фестиваля, утверждает, что из российских коллег в Европе по визуальности котируются лишь Тарковский и Сокуров. Пока наши кинематографисты не очень стремятся экспериментировать, как это делала в свое время студия Инженерного театра АХЕ, ретроспективу работ которой показали во внеконкурсной программе. Или группа НОМ, снимающая, начиная с 90-х годов экзотические и фантастические утопии (также была представлена вне конкурса).

Главных приза на фестивале два: один - от художников, другой - от кинематографистов. Жюри художников единодушно присудило гран-при фильму "Кики с Монпарнаса" (режиссер Амели Арольт, Франция), повествующему о музе авангардистов начала XX века, к одной из картин которой прикрепилось прозвище: "Кики, и которая прошла путь от простой натурщицы до художницы, писательницы, певицы. Среди жюри кинематографистов не было единого мнения. Когда Антон Адасинский, известный актер и режиссер, оглашал имя победителя, а им стал фильм "Terra Infirma" (режиссер Бетси Дад, Великобритания), то в шутку заметил, что "был один против других членов жюри", и на самом деле у него иной список победителей. Как сообщил затем Антон "Трибуне", он отметил три фильма: "Чаплин SP" - своеобразный ремикс кадров из фильмов Чарли Чаплина, превращенных в граффити; картину "365", которую режиссер Грег Маклауд создавал в течение года, ежедневно снимая ровно секунду анимации, а также фильм "Симфония № 42" — о разных событиях, переплетенных с помощью импрессионистских ассоциаций.

Сам Антон считает, что кино похоже на движение черно-белых пятен на белом полотне, которое может вызвать любые ассоциации. И не нужно грузить зрителей напряжением и подачей материала - лучше просто довериться людям, которые ходят в кино зачем-то новым для себя. Нужно давать "воздух", где каждый будет находить свое. Зрители, глядя на движение пятен на экране, сложат все сами в своем сознании. От режиссеров необходимы только намеки. А это сложно — мало кто может держать паузу.

- Снимать кино можно хоть по Матиссу, хоть по Брейгелю — кто придумал какие-то законы? Вот, скажем, Александр Сокуров, как говорится, не парится ни о каких мнениях по поводу своих работ, не гонится за сегодняшними темпами, — считает Адасинский, — а мы все живем тусовочно, второпях.

По мнению создателя знаменитого экспериментального театра DEREVO, в основе фильма может лежать живопись, а может - просто сновидение. Ведь воздействие хорошего фильма похоже на гипноз. Такими способностями обладали выдающиеся мастера: тот же Робер Брессон, кем восхищался Тарковский.

Учить киновидению, считает маэстро, должны те, у кого свой багаж. Нужны хорошие школы, в особенности, на отечественной почве. Нужны разнообразные кинофестивали. И фонды для финансирования интересных проектов. В Германии, к примеру, ежегодно выделяется до 6 миллионов евро для подобных целей. Но заявки рассматривают тщательно, отбирая самые достойные.

Антон Адасинский, исполнитель роли дьявольского ростовщика в сокуровском "Фаусте", тоже не прочь снимать свое кино, и опыт в этом плане имеет. На "Erarta Motion Pictures", в рамках творческого вечера, Адасинского показал его работу "Юг. Граница", смысл которой такой: вы сидите на скамейке в парке и вдруг забываете на мгновение, кто вы на самом деле и что сейчас — утро или ночь.

А еще Антон надеется снять фильм по самой сильной, по его мнению, книге фантастического жанра — "Улитка на склоне", которую и ее авторы, братья Стругацкие считали самым совершенным и самым значительным своим произведением.


Политика Российские пранкеры: опальный глава Каталонии – это российский агент Чиполино Российские пранкеры: опальный глава Каталонии – это российский агент Чиполино

Два всемирно известных шутника, Столяров и Кузнецов организовали очередной розыгрыш. На этот раз досталось испанскому министру обороны де Коспедаль.


Общество В Варшаве хотят снести сталинскую высотку В Варшаве хотят снести сталинскую высотку

Руководитель Министерства внутренних дел Польской республики Мариуш Блащак выступил с очередным заявлением, в котором потребовал снести в центре Варшавы высотное здание, построенное Советским Союзом в 1951 году.

Культура Дети учат взрослых беречь хрупкий мир Дети учат взрослых беречь хрупкий мир

Прочитав на афише Центра Всеволода Мейерхольда смешное название спектакля "Когда я была маленьким мальчиком", вам непременно захочется посмотреть его вместе с детьми и узнать, что же это за девочка, которая, будучи маленькой, считала себя мальчиком, и возможны ли такие превращения.

Спорт Новое слово в мире ставок на спорт Новое слово в мире ставок на спорт

В России ставки на спорт принимают как минимум 15 крупных букмекеров. Как не утонуть в этом море информации? Помощник в выборе букмекерских контор Topbukmeker поможет сделать правильный выбор