2 апреля 2015, 15:00, Андрей Галицкий, Михаил Садчиков

Петербург готовится к юбилеям и... опасается цензуры

В этом году грядут важные даты в российской культурной жизни: 75-летие Иосифа Бродского, 100-летие Георгия Товстоногова и 175-летие Петра Чайковского. Творчество этих выдающихся личностей неразрывно связано с Северной столицей, посему здесь предстоит развернуть широкое всенародное празднование. По этому поводу руководители театров, музеев и чиновники рассказали журналистам о программах по каждому юбиляру на 2015-й, Год литературы.

Петербург готовится к юбилеям и... опасается цензуры Автор фото: Андрей Галицкий

О том, чтобы в городе, где столько связано с гением русской и мировой музыки (до сих пор произведения Чайковского лидируют по количеству исполнений во всем мире), была бы не только улица Чайковского, но и еще что-то, говорится уже давно. Без малого лет тридцать витает в воздухе, но никак не реализуется идея Центра музыкальной культуры имени Чайковского. Есть же в Варшаве Центр Шопена, Моцарт — неоспоримый "бренд" Вены, и так далее.

Как рассказал директор губернаторского оркестра Виктор Воротников, проект центра музыкальной культуры будет реализован совместно с Союзом композиторов Петербурга и на его площадке. Однако права на особняк Монферрана на Большой Морской переданы в федеральную собственность. А если его вернуть городу? Вопрос, по словам советника губернатора Санкт-Петербурга Александра Малышевского, уже в работе. И хотя здание на Большой Морской маловато для размещения столь масштабного проекта, на первом этапе, как считают чиновники, оно вполне пригодно. А разместить там хотят концертную площадку, выставочный зал, библиотечный отдел, фонотеку, справочно-информационный центр.

Иосифу Бродскому тоже пока не везет с местом постоянного обитания в родном для него Петербурге. Работа по созданию музея-квартиры в Доме Мурузи на Литейном проспекте ведется почти 16 лет. Сложности возникают с расселением коммунальной квартиры, в которой до сих пор проживает бывшая соседка Бродских. Кроме того, состояние здания таково, что требует замены балок. Поэтому ко дню рождения поэта, 24 мая, не может идти речи о размещении постоянной экспозиции. Но, как пояснила директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Нина Попова, в этот знаменательный день откроется временная экспозиция, состоящая из фотографий "полутора комнат", где жила семья Бродских.

- Там живут тени, и услышать их голоса можно, если даже не закончен ремонт, — заметила Нина Попова, — главное, создать контекст Бродского в культурной среде города и вернуть его в наш город.

В течение всего лета Фонтанный дом у себя в саду, где часто тусуется молодежь, проведет фестиваль "Бродский драйв" со спектаклями питерских театров, игровыми и документальными фильмами — в неформальной обстановке, понятной нынешнему поколению. Вечер лауреатов премии Бродского пройдет в самом музее Ахматовой в конце мая.

Больше всего повезло третьему юбиляру — Георгию Александровичу Товстоногову. В течение тридцати трех лет он возглавлял Большой драматический театр, сделав его "первой сценой страны" — и теперь это "законное" увековеченное место обитания великого режиссера, продолжающее традиции мастера, куда всегда можно прийти и прикоснуться к "святая святых".

Здесь и торжественный вечер проведут, в день столетия, 28 сентября, и выставку рисунков работавшего с Товстоноговым художника Анатолия Гаричева откроют, и восстановят запрещенный в 1965 году спектакль "Римская комедия" по пьесе Леонида Зорина. Точней, это будет новая версия, в которую войдет история, связанная с запретом. А еще театральные деятели обратятся к "Аэрофлоту" с предложением один из лайнеров назвать именем Товстоногова.

Когда разговор зашел о запретах и цензуре, то в аудитории сразу же возникло оживление, поскольку заявление худрука БДТ Андрея Могучего о реанимировании запрещенного в советское время спектакля — и не кого-нибудь, а самого Товстоногова, ассоциировалось у всех присутствующих с недавними событиями вокруг оперы Новосибирского театра "Тангейзер".

Андрей Могучий отметил, что, несмотря на большую конкуренцию среди режиссеров и не всегда дружелюбные отношения, ситуация с "Тангейзером" многих сплотила.

- Тревога по поводу цензуры есть, — сказал он, — но я считаю, что возврата к прошлому быть не может. Хотя, конечно, его надо помнить. В светском государстве творческая свобода не должна быть подвержена влиянию религиозных конфессий.

На вопрос, будет ли он работать с новым руководителем Новосибирского театра Владимиром Кехманом, Могучий ответил коротко: "Нет".

А вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов, отвечающий за культуру в петербургском правительстве, процитировал ленинскую фразу о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Оправдана ли ориентация на ленинскую политику в современном обществе - вопрос отдельный. Но ведь в свое время Георгию Александровичу Товстоногову по поводу "Римской комедии" высокопоставленные партийные чиновники тоже говорили: "Так нельзя". И Бродский не случайно вынужден был эмигрировать в США — результат все тех же запретов…


Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.