2 апреля 2015, 18:24, Любовь Лебедина

Если к правде святой мир дорогу найдет…

Эта фраза взята из пьесы Горького "На дне", зачитанной еще в школьные годы до дыр, и  поставленной во всех театрах России в советские времена, так как она якобы отражала революционный дух "Буревестника свободы". Со сменой политического строя в России об основателе социалистического реализма постарались забыть и превратили его, чуть ли, не в фигуру нон град.

 

Если к правде святой мир дорогу найдет…

   Но время шло, внося свои коррективы в общественное сознание и охлаждая горячие головы. Наконец "умники" поняли, что попытались сбросить с "корабля современности, великого русского писателя, который в своих произведениях писал о народном характере, его страшной силе, способной свернуть горы ради свободы и той самой правды, ради которой и жизни не жалко.  В этом мы убеждаемся сейчас, когда Россию обвиняют в захвате Крыма и Севастополя, своей же земли, политой кровью наших предков, заставляющей русский народ объединяться. 

   Московский режиссер Валерий Белякович, поставив пьесу  Горького в Белгородском академическом театре имени Щепкина, и показанную на саранском фестивале "Соотечественники", прочитал драматическую историю о людях, оказавшихся на дне, как музыкальную поэму, я бы сказала, драматическую оперу, где монологи героев, с выходом на первый план, выглядят в виде речитативных арий. Этот режиссерский ход, напрочь, исключает бытовой способ существования артистов, как до этого было принято во всех театрах, Здесь литературное слово, авторская мысль играют "первую скрипку", а эмоциональное состояние персонажей создается за счет звучания человеческих струн. Поэтому каждый персонаж имеет право на собственную судьбу и  уважение, как бы он низко в социальном плане не опускался. И Васька Пепел, и Актер, и Бубнов, и Сатин, которого Виталий Стариков не приподнимает над остальными изгоями, он такой же, как все, только ему удалось  вывести главную формулу  божьего создания – "Человек, это звучит гордо". 

    Музыка не просто сопровождает каждого героя, она отражает их внутреннее психологическое состояние, энергетически наполняет в течение всего действия и заражает зрительный зал. Огромное пространство сцены с клубами дыма воспринимается, как космос, в котором белые фигуры людей летят, кувыркаются, плывут, образуя бесконечный круг повторяющихся поколений, стремящихся к правде и блуждающих во тьме. Свет им открывается только тогда, когда они открывают душу, несчастную, исковерканную нестерпимо тяжелой жизнью, ибо чистых праведников не бывает на этой земле, и за свершенные  ошибки и грехи человек отвечает сам. 

     Что и говорить, это представление Белгородского театра в очередной раз убеждает в том, что нет маленьких актеров, если они своей игрой наполняют собственное творение высоким смыслом и открывают в давно знакомом произведение то, что ранее было неведомо зрителям. 

   Казалось, после "Поминальной молитвы" Григория Горина в московском  "Ленкоме" бессмысленно ставить ее где-то еще, уж слишком она запала в душу, да и переиграть Леонова в роли Тевье-молочника никому не удастся. Так полагают многие, опасаясь за свою репутацию, но великое произведение Щолом-Алейхема не может долго лежать на полке, поскольку оно живое и просится на подмостки, чтобы вразумить людей и напомнить им о тех главных ценностях, которые не дают исчезнуть доброте, пониманию и красоте в наш агрессивный и воинствующий мир. 

    В последнее время по непонятным причинам перестали говорить о национальной идее, видимо ее заслонили более важные проблемы, связанные с шатким миром на Юго-Востоке Украины и санкциями против России. Оно и понятно, и все – таки национальный вопрос сегодня стоит более остро, чем когда бы то ни было. Разного рода фобии играют на руку захватившим власть временщикам, натравливающих друг на друга мирные народы и провоцирующих между ними вражду. В  этом плане "Поминальная молитва",  рассказывающая о небольшом селении, где  много лет живут бок о бок украинцы и евреи, у которых свой путь к Богу, но от этого никому ни холодно, ни жарко, является нынешним слепком обезумевшей  Украины.  Обманутой верхушкой олигархов и наживающейся на войне лжепатриотов с ее врагами, то есть, русскими.  

  Валентин Варецкий, приглашенный на постановку "Поминальной молитвы" в Саранский русский драматический театр, показанную в рамках фестиваля, скорее всего даже не предполагал, что она прозвучит настолько современно. И дело тут даже не в географии, а в том, что спровоцированная межнациональная вражда несет гибель вековым устоям, разруху семейным очагам и самое главное – разделяет людей по национальному признаку: на высшую касту и низшую. Пока, слава Богу, в столице Мордовии не существует и намека – какой из народов выше, а какой ниже по интеллекту и культуре. Так что местные артисты этого не ощущают, но художественная интуиции подсказывает им: искусство обязано сплачивать людей, дорожить миром на своей земле и уважать друг друга. Актерский ансамбль саранской "Поминальной молитвы" фактически сыграл эпический спектакль, вневременную притчу о Богом избранном народе, который даже в изгнании сохраняет свою духовность, так как постоянно ищет дорогу к правде святой. И как тут не вспомнить Максима Горького…


Политика В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном

СМИ не могут располагать точными данными о содержании беседы Владимира Путина с французским лидером Эммануэлем Макроном, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ

На состоявшейся пресс-конференции с участием программного директора ММКФ кинокритика Кирилла Разлогова, директора по связям с общественностью фестиваля Петра Шепотинника, куратора программы "Свободная мысль" и конкурса документального кино Григория Либергала и генерального директора ММКФ Натальи Сёминой объявили состав жюри основного конкурса и короткого метра, а также назвали полный список фильмов, представленных в основном конкурсе и конкурсе документального кино.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.