6 апреля 2015, 12:35, Елена Семенова

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка "Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией".

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

Выставка "Гиперреализм…" напоми­нает еще об одной значительной вехе истории живописи советского периода 1970–80-х – живописи – не официозной, но и не вступавшей подобно художникам-нонконформистам в прямой конфликт с властью. "Гиперреализм" – стиль, который взяла на вооружение группа "Шесть" (Сергей Базилев, Алексей Тегин, Сергей Шерстюк, Сергей Гета, Игорь Копытянский, Николай Филатов), зародился в США в 60–70-е годы как реакция на массовый и медийный аспект поп-арта. В пику поп-арту "фотореализм" (так звали гиперреализм в Америке) пытался нивелировать реальность, уйти от нее, и как раз самым провокационным способом – с помощью самой реалистичной вещи – фотографии. Кураторы выставки представляют около 200 работ советских последователей фотореализма из запасов Третьяковки, Московского музея современного искусства, РОСИЗО и хранилища Международной конфедерации союза художников.

Чтобы дать ощутить атмосферу, в которой возникали тенденции к отечественному гиперреализму, кураторы открывают выставку демонстрацией слайдов 1970–80-х из коллекции Сергея Гета под музыку Pink Floyd. Именно эту группу постоянно слушали художники группы "Шесть". Музыкальная философия группы проповедовала уход от сиюминутного и максимально объективного отношения к окружающему миру. Эту эстетику художники и переносили в свое творчество. Вначале был кадр – механистичный, как бы случайно выхватывающий, увеличивающий фрагмент, потом изображение со слайда переносилось на картину. Как будто реальные, но в то же время не настоящие изображения создают сюрреалистичное ощущение. Внимание максимально концентрировано, как, например, в работах Адриана Волкова "Операция" и "Авария" или Мешкова "На пограничном корабле" и "Остров Матуа". В работах Сергея Базилева "Тир ДОСААФ", "Катастрофа" – это напряжение особого толка, здесь есть также ощущение апокалиптичности, привнесенное "холодной войны".

По сути, гиперреалисты, уходя от реальности, возвращали ее в интеллектуальной "упаковке", заставляющей увидеть проблемы человека, памяти, истории, войны, экологии уже в философском разрезе. Этому способствовало немалое количество технических приемов, которые задействовали художники. В работе Овсепяна "На фотовыставке" мы видим нарисованную фотоработу и стоящего рядом с ней мальчика – посетителя выставки. Он тоже снят и нарисован, что фактически стирает границу между наблюдающим субъектом и созданным объектом. На картине "Отец и я", используя прием сдвоенности, сравнения, стыка цветного слайда и монохрома, Сергей Шерстюк изучает проблему памяти, прошлого и настоящего.

Многогранно раскрыта тема урбанизации, индустриального города, как в замечательной картине Александра Петрова "Казанский вокзал", картине Васильева "Из окна мастерской", так и в холстах Андо Кескюлла "Свет на стройке", Ольги Гречиной "Завод "Каучук", Виталия Оссовского "Лестница", где инфернальный эффект достигается молчаливыми пустотами техногенных зданий и механизмов.

Вообще, ощущение тишины, беззвучия, немого фильма – это особенность гиперреализма. Даже в бытовой жизни города художники ухитряются выбирать места и планы. Особым образом – "отраженно" реальность преобразована на картине Евгения Амаспюра "ЦСКА – НХЛ". Он увидел хоккейный матч в стекле подъезда на пустынной лестничной клетке. Кроме отражений гиперреалисты используют негативы, эффекты не сфокусированного, смазанного, наслоенного изображения. Особняком на выставке стоит гиперреалистичная анимация – фильмы "Полигон" (1977) Анатолия Петрова и "Перевал" (1988) Владимира Тарасова. Персонажи "Полигона" срисованы с французских и американских кинозвезд, а затем сфотографированы на контрастном фоне. Особого эффекта переливающихся цветов художник добился путем наложения друг на друга целлулоидных пленок. Другой шедевр – "Перевал" сделан по повести Кира Булычева "Поселок". Он замечателен тем, что графику для него рисовал известный математик Анатолий Фоменко.


Политика "Альтернатива для Германии" подала в суд на Меркель "Альтернатива для Германии" подала в суд на Меркель

Немецкая правая партия "Альтернатива для Германии" (АдГ) подала в конституционный суд жалобу на канцлера Ангелу Меркель в связи с миграционной политикой правительства. Об этом пишет газета Zeit со ссылкой на юриста партии Штефана Бранднера.

В мире Китай и США договорились не допустить торговой войны Китай и США договорились не допустить торговой войны

Китай и США договорились, что не будут вести торговую войну и прекратят введение взаимных пошлин, заявил вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ по итогам переговоров в Вашингтоне.

Экономика Финляндия одобрила строительство "Северного потока — 2" Финляндия одобрила строительство "Северного потока — 2"

Финляндия одобрила строительство участка газопровода "Северный поток — 2", который проходит через исключительную экономическую зону страны, говорится в сообщении правительства.


Общество  Михаил Сироткин выступит на международной конференции по освоению шельфов Михаил Сироткин выступит на международной конференции по освоению шельфов

18 мая в отеле "Балчуг" состоится XV Международная Конференция "Освоение шельфа России и СНГ-2018" на которой будут присутствовать представители компаний-лидеров отрасли.

Культура ЛЕТО В КАННЕ ЛЕТО В КАННЕ

71-й Каннский фестиваль (8-19 мая) еще не завершился, но уже сейчас можно сказать с полной уверенностью, что его конкурсная программа стала одной из самых интересных и ярких за последние несколько лет.