6 апреля 2015, 12:35, Елена Семенова

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка "Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией".

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

Выставка "Гиперреализм…" напоми­нает еще об одной значительной вехе истории живописи советского периода 1970–80-х – живописи – не официозной, но и не вступавшей подобно художникам-нонконформистам в прямой конфликт с властью. "Гиперреализм" – стиль, который взяла на вооружение группа "Шесть" (Сергей Базилев, Алексей Тегин, Сергей Шерстюк, Сергей Гета, Игорь Копытянский, Николай Филатов), зародился в США в 60–70-е годы как реакция на массовый и медийный аспект поп-арта. В пику поп-арту "фотореализм" (так звали гиперреализм в Америке) пытался нивелировать реальность, уйти от нее, и как раз самым провокационным способом – с помощью самой реалистичной вещи – фотографии. Кураторы выставки представляют около 200 работ советских последователей фотореализма из запасов Третьяковки, Московского музея современного искусства, РОСИЗО и хранилища Международной конфедерации союза художников.

Чтобы дать ощутить атмосферу, в которой возникали тенденции к отечественному гиперреализму, кураторы открывают выставку демонстрацией слайдов 1970–80-х из коллекции Сергея Гета под музыку Pink Floyd. Именно эту группу постоянно слушали художники группы "Шесть". Музыкальная философия группы проповедовала уход от сиюминутного и максимально объективного отношения к окружающему миру. Эту эстетику художники и переносили в свое творчество. Вначале был кадр – механистичный, как бы случайно выхватывающий, увеличивающий фрагмент, потом изображение со слайда переносилось на картину. Как будто реальные, но в то же время не настоящие изображения создают сюрреалистичное ощущение. Внимание максимально концентрировано, как, например, в работах Адриана Волкова "Операция" и "Авария" или Мешкова "На пограничном корабле" и "Остров Матуа". В работах Сергея Базилева "Тир ДОСААФ", "Катастрофа" – это напряжение особого толка, здесь есть также ощущение апокалиптичности, привнесенное "холодной войны".

По сути, гиперреалисты, уходя от реальности, возвращали ее в интеллектуальной "упаковке", заставляющей увидеть проблемы человека, памяти, истории, войны, экологии уже в философском разрезе. Этому способствовало немалое количество технических приемов, которые задействовали художники. В работе Овсепяна "На фотовыставке" мы видим нарисованную фотоработу и стоящего рядом с ней мальчика – посетителя выставки. Он тоже снят и нарисован, что фактически стирает границу между наблюдающим субъектом и созданным объектом. На картине "Отец и я", используя прием сдвоенности, сравнения, стыка цветного слайда и монохрома, Сергей Шерстюк изучает проблему памяти, прошлого и настоящего.

Многогранно раскрыта тема урбанизации, индустриального города, как в замечательной картине Александра Петрова "Казанский вокзал", картине Васильева "Из окна мастерской", так и в холстах Андо Кескюлла "Свет на стройке", Ольги Гречиной "Завод "Каучук", Виталия Оссовского "Лестница", где инфернальный эффект достигается молчаливыми пустотами техногенных зданий и механизмов.

Вообще, ощущение тишины, беззвучия, немого фильма – это особенность гиперреализма. Даже в бытовой жизни города художники ухитряются выбирать места и планы. Особым образом – "отраженно" реальность преобразована на картине Евгения Амаспюра "ЦСКА – НХЛ". Он увидел хоккейный матч в стекле подъезда на пустынной лестничной клетке. Кроме отражений гиперреалисты используют негативы, эффекты не сфокусированного, смазанного, наслоенного изображения. Особняком на выставке стоит гиперреалистичная анимация – фильмы "Полигон" (1977) Анатолия Петрова и "Перевал" (1988) Владимира Тарасова. Персонажи "Полигона" срисованы с французских и американских кинозвезд, а затем сфотографированы на контрастном фоне. Особого эффекта переливающихся цветов художник добился путем наложения друг на друга целлулоидных пленок. Другой шедевр – "Перевал" сделан по повести Кира Булычева "Поселок". Он замечателен тем, что графику для него рисовал известный математик Анатолий Фоменко.


Политика Зигзаги карьеры Дмитрия Тулина Зигзаги карьеры Дмитрия Тулина

Третья командировка "специалиста по надзору" в Центральный банк России может обернуться громким скандалом и даже уголовными делами

В мире Путин и Эрдоган: восстановление отношений Путин и Эрдоган: восстановление отношений

Владимир Путин в Сочи встречался с президентом Турции Эрдоганом. Встреча проходила в двух форматах. Сначала лидеры двух стран в течение четырёх часов общались наедине, затем в присутствии всей делегации обсуждали ситуацию в Сирии.

Экономика Пассажирские поезда пошли в обход Украины Пассажирские поезда пошли в обход Украины

Российские поезда больше не будут транзитом пересекать украинскую границу. Политический обозреватель Олег Игнатов заявил, что это плохая новость для наших отношений с Украиной, но хорошая новость для нашей экономики и простых граждан, пассажиров.


Культура Дети учат взрослых беречь хрупкий мир Дети учат взрослых беречь хрупкий мир

Прочитав на афише Центра Всеволода Мейерхольда смешное название спектакля "Когда я была маленьким мальчиком", вам непременно захочется посмотреть его вместе с детьми и узнать, что же это за девочка, которая, будучи маленькой, считала себя мальчиком, и возможны ли такие превращения.

Спорт Новое слово в мире ставок на спорт Новое слово в мире ставок на спорт

В России ставки на спорт принимают как минимум 15 крупных букмекеров. У каждого из них есть бонусы и уникальные предложения для клиентов, воспользовавшись которыми, можно увеличить размер выигрыша по ставке до 20 – 25 процентов по сравнению с конкурентами. А ведь существуют еще десятки букмекерских контор из Европы и стран СНГ. Как не утонуть в этом море информации? Помощник в выборе букмекерских контор Topbukmeker поможет сделать правильный выбор и найти наилучшее предложение по ставкам на любо