6 апреля 2015, 12:35, Елена Семенова

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка "Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией".

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

Выставка "Гиперреализм…" напоми­нает еще об одной значительной вехе истории живописи советского периода 1970–80-х – живописи – не официозной, но и не вступавшей подобно художникам-нонконформистам в прямой конфликт с властью. "Гиперреализм" – стиль, который взяла на вооружение группа "Шесть" (Сергей Базилев, Алексей Тегин, Сергей Шерстюк, Сергей Гета, Игорь Копытянский, Николай Филатов), зародился в США в 60–70-е годы как реакция на массовый и медийный аспект поп-арта. В пику поп-арту "фотореализм" (так звали гиперреализм в Америке) пытался нивелировать реальность, уйти от нее, и как раз самым провокационным способом – с помощью самой реалистичной вещи – фотографии. Кураторы выставки представляют около 200 работ советских последователей фотореализма из запасов Третьяковки, Московского музея современного искусства, РОСИЗО и хранилища Международной конфедерации союза художников.

Чтобы дать ощутить атмосферу, в которой возникали тенденции к отечественному гиперреализму, кураторы открывают выставку демонстрацией слайдов 1970–80-х из коллекции Сергея Гета под музыку Pink Floyd. Именно эту группу постоянно слушали художники группы "Шесть". Музыкальная философия группы проповедовала уход от сиюминутного и максимально объективного отношения к окружающему миру. Эту эстетику художники и переносили в свое творчество. Вначале был кадр – механистичный, как бы случайно выхватывающий, увеличивающий фрагмент, потом изображение со слайда переносилось на картину. Как будто реальные, но в то же время не настоящие изображения создают сюрреалистичное ощущение. Внимание максимально концентрировано, как, например, в работах Адриана Волкова "Операция" и "Авария" или Мешкова "На пограничном корабле" и "Остров Матуа". В работах Сергея Базилева "Тир ДОСААФ", "Катастрофа" – это напряжение особого толка, здесь есть также ощущение апокалиптичности, привнесенное "холодной войны".

По сути, гиперреалисты, уходя от реальности, возвращали ее в интеллектуальной "упаковке", заставляющей увидеть проблемы человека, памяти, истории, войны, экологии уже в философском разрезе. Этому способствовало немалое количество технических приемов, которые задействовали художники. В работе Овсепяна "На фотовыставке" мы видим нарисованную фотоработу и стоящего рядом с ней мальчика – посетителя выставки. Он тоже снят и нарисован, что фактически стирает границу между наблюдающим субъектом и созданным объектом. На картине "Отец и я", используя прием сдвоенности, сравнения, стыка цветного слайда и монохрома, Сергей Шерстюк изучает проблему памяти, прошлого и настоящего.

Многогранно раскрыта тема урбанизации, индустриального города, как в замечательной картине Александра Петрова "Казанский вокзал", картине Васильева "Из окна мастерской", так и в холстах Андо Кескюлла "Свет на стройке", Ольги Гречиной "Завод "Каучук", Виталия Оссовского "Лестница", где инфернальный эффект достигается молчаливыми пустотами техногенных зданий и механизмов.

Вообще, ощущение тишины, беззвучия, немого фильма – это особенность гиперреализма. Даже в бытовой жизни города художники ухитряются выбирать места и планы. Особым образом – "отраженно" реальность преобразована на картине Евгения Амаспюра "ЦСКА – НХЛ". Он увидел хоккейный матч в стекле подъезда на пустынной лестничной клетке. Кроме отражений гиперреалисты используют негативы, эффекты не сфокусированного, смазанного, наслоенного изображения. Особняком на выставке стоит гиперреалистичная анимация – фильмы "Полигон" (1977) Анатолия Петрова и "Перевал" (1988) Владимира Тарасова. Персонажи "Полигона" срисованы с французских и американских кинозвезд, а затем сфотографированы на контрастном фоне. Особого эффекта переливающихся цветов художник добился путем наложения друг на друга целлулоидных пленок. Другой шедевр – "Перевал" сделан по повести Кира Булычева "Поселок". Он замечателен тем, что графику для него рисовал известный математик Анатолий Фоменко.


Политика Тэреза Мэй сделала заявление по Brexit Тэреза Мэй сделала заявление по Brexit

Глава английского правительства Тереза Мэй во время своего традиционного выступления на банкете лондонского лорда-мера заявила, что переговоры по выходу Англии из Евросоюза вышли на финишную прямую. При этом Мэй заявила, что она не согласится на договоренность "любой ценой".

В мире Америке неймется Америке неймется

Американский посол в Евросоюзе Гордон Сондленд заявил, что Америка еще может остановить "Северный поток – 2". Для этого президент Трамп может ввести новые санкции против строительства газопровода. Слова посла после приводит Рейтер.

Экономика Правительство утвердило двухэтапную индексацию тарифов ЖКХ Правительство утвердило двухэтапную индексацию тарифов ЖКХ

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об индексации платы за коммунальные услуги в 2019 году в два этапа в связи с планируемым повышением НДС, сообщила пресс-служба кабмина.


Общество Открытое письмо министру Владимиру Якушеву о работе ФГИС ЦС Открытое письмо министру Владимиру Якушеву о работе ФГИС ЦС

За год работы в тестовом режиме Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве поступило около пяти тысяч предложений по ее совершенствованию, но вопросы по ее работе остаются. Редакция портала iastr.ru представила возможность опубликовать письмо отраслевому министру по этому вопросу и будет информировать читателей о его судьбе.

Культура Театральная Европа встречается с Россией в Санкт-Петербурге. Театральная Европа встречается с Россией в Санкт-Петербурге.

С 13-го по 17-е ноября в северной столице происходит знаменательное событие для всех европейских театров, включая русские репертуарные театры. Здесь во второй раз после 2011-го года вручается Европейская театральная премия художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину и актрисе с мировым именем Нурии Эспер.

Спорт Футбольный флешмоб продолжает игрок клуба "Крылья Советов" Футбольный флешмоб продолжает игрок клуба "Крылья Советов"

Нашумевшая новость о том как футболисты Кокорин и Мамаев избили нескольких человек, и теперь скорее всего сядут, возможно даже надолго, не убедила некоторых, что деньги и слава не всегда могут помочь.