6 апреля 2015, 12:35, Елена Семенова

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка "Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией".

Изучаем проблему памяти прошлого и настоящего

Выставка "Гиперреализм…" напоми­нает еще об одной значительной вехе истории живописи советского периода 1970–80-х – живописи – не официозной, но и не вступавшей подобно художникам-нонконформистам в прямой конфликт с властью. "Гиперреализм" – стиль, который взяла на вооружение группа "Шесть" (Сергей Базилев, Алексей Тегин, Сергей Шерстюк, Сергей Гета, Игорь Копытянский, Николай Филатов), зародился в США в 60–70-е годы как реакция на массовый и медийный аспект поп-арта. В пику поп-арту "фотореализм" (так звали гиперреализм в Америке) пытался нивелировать реальность, уйти от нее, и как раз самым провокационным способом – с помощью самой реалистичной вещи – фотографии. Кураторы выставки представляют около 200 работ советских последователей фотореализма из запасов Третьяковки, Московского музея современного искусства, РОСИЗО и хранилища Международной конфедерации союза художников.

Чтобы дать ощутить атмосферу, в которой возникали тенденции к отечественному гиперреализму, кураторы открывают выставку демонстрацией слайдов 1970–80-х из коллекции Сергея Гета под музыку Pink Floyd. Именно эту группу постоянно слушали художники группы "Шесть". Музыкальная философия группы проповедовала уход от сиюминутного и максимально объективного отношения к окружающему миру. Эту эстетику художники и переносили в свое творчество. Вначале был кадр – механистичный, как бы случайно выхватывающий, увеличивающий фрагмент, потом изображение со слайда переносилось на картину. Как будто реальные, но в то же время не настоящие изображения создают сюрреалистичное ощущение. Внимание максимально концентрировано, как, например, в работах Адриана Волкова "Операция" и "Авария" или Мешкова "На пограничном корабле" и "Остров Матуа". В работах Сергея Базилева "Тир ДОСААФ", "Катастрофа" – это напряжение особого толка, здесь есть также ощущение апокалиптичности, привнесенное "холодной войны".

По сути, гиперреалисты, уходя от реальности, возвращали ее в интеллектуальной "упаковке", заставляющей увидеть проблемы человека, памяти, истории, войны, экологии уже в философском разрезе. Этому способствовало немалое количество технических приемов, которые задействовали художники. В работе Овсепяна "На фотовыставке" мы видим нарисованную фотоработу и стоящего рядом с ней мальчика – посетителя выставки. Он тоже снят и нарисован, что фактически стирает границу между наблюдающим субъектом и созданным объектом. На картине "Отец и я", используя прием сдвоенности, сравнения, стыка цветного слайда и монохрома, Сергей Шерстюк изучает проблему памяти, прошлого и настоящего.

Многогранно раскрыта тема урбанизации, индустриального города, как в замечательной картине Александра Петрова "Казанский вокзал", картине Васильева "Из окна мастерской", так и в холстах Андо Кескюлла "Свет на стройке", Ольги Гречиной "Завод "Каучук", Виталия Оссовского "Лестница", где инфернальный эффект достигается молчаливыми пустотами техногенных зданий и механизмов.

Вообще, ощущение тишины, беззвучия, немого фильма – это особенность гиперреализма. Даже в бытовой жизни города художники ухитряются выбирать места и планы. Особым образом – "отраженно" реальность преобразована на картине Евгения Амаспюра "ЦСКА – НХЛ". Он увидел хоккейный матч в стекле подъезда на пустынной лестничной клетке. Кроме отражений гиперреалисты используют негативы, эффекты не сфокусированного, смазанного, наслоенного изображения. Особняком на выставке стоит гиперреалистичная анимация – фильмы "Полигон" (1977) Анатолия Петрова и "Перевал" (1988) Владимира Тарасова. Персонажи "Полигона" срисованы с французских и американских кинозвезд, а затем сфотографированы на контрастном фоне. Особого эффекта переливающихся цветов художник добился путем наложения друг на друга целлулоидных пленок. Другой шедевр – "Перевал" сделан по повести Кира Булычева "Поселок". Он замечателен тем, что графику для него рисовал известный математик Анатолий Фоменко.


Политика Песков: Россия не отказалась от гуманитарной помощи жителям Донбасса Песков: Россия не отказалась от гуманитарной помощи жителям Донбасса

Самопровозглашенные республики Донбасса – будут продолжать получать от России гуманитарную помощь. Такое заявление сделал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, таким образом опровергнув информацию появившуюся в СМИ о том, что помощь предназначенную для ДНР и ЛНР переадресуют Крыму и Калининградской области.

Экономика 30 000 листов за 96 часов 30 000 листов за 96 часов

Призрак сугробовской преступной группы бродит по коридорам Мосгорсуда. Полковнику Борисову всё труднее бороться за своё доброе имя.


Общество Собирать мебель должен профессионал Собирать мебель должен профессионал

Так приятно выбирать мебель, представляя, как она красиво впишется в дизайн квартиры или дома, или мечтать о том, как на смену надоевшему дивану можно будет купить большую кровать, а может быть вообще и целый гарнитур… Постойте, но кто все это будет собирать?

Культура Империя времени. Братство Империя времени. Братство

Русское фэнтези, да оно существует и на удивление бывает интересным, захватывающим и с интригующей сюжетной линией. Вы еще не знакомы с писателем Анной Потемкиной и ее творчеством? Тогда самое время познакомится, ведь у нее вышла новая, весьма нетривиальная книга…