6 апреля 2015, 14:00, Лера Смитова

Дрейфуем на арктических льдах

В Арктике стартует российская дрейфующая станция. В этом году запуск такого дорогостоящего проекта был осложнен экономическими трудностями, однако укрепление позиций России в Северном регионе оказалось в приоритете. 

 

Дрейфуем на арктических льдах

Дрейфующая станция – это, по сути, научный городок на льдине. Благодаря таким передвижным "наукоградам" можно вести замеры и исследования там, где нет суши, например в центральной части Северного Ледовитого океана. Идея создания подобных станций появилась еще в конце XIX века, однако активно осуществлять ее начали при советской власти, с 1937 года. С тех пор и до 1991 года в Арктике работали две, а то и три дрейфующие станции. В 1991 году начался многолетний перерыв. Работа возобновилась в 2003 году.

В 2013 году началась эвакуация полярников со станции СП-40: льдина, на которой находилась станция, начала разрушаться из-за глобального потепления. Тогда ледокол "Ямал" доставил ученых в Мурманск.
Однако сейчас, после двухлетнего перерыва, в Российской Арктике стартовала новая дрейфующая станция "Северный полюс-2015".

"27 марта была найдена льдина для организации этой дрейфующей станции. Сейчас происходит разворачивание (на ней) базового лагеря, туда уже поставлено первое оборудование. Официальная дата открытия станции – 18 апреля", – рассказал журналистам министр экологии и природных ресурсов РФ Сергей Донской.

В конце марта авиация доставила на льдину более 50 тонн оборудования, топлива, генератор, продукты питания, трактор и 15 членов экспедиции. Люди (так же, как и грузы) попадают на льдину, грубо говоря, "парашютным способом": то есть "высаживаются" из самолета на высоте 1700 метров.

Грузы выпадают из самолета на высоте 300 метров – для того чтобы они сами выпали, специально поднимают нос самолета. Как пояснил представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС полковник Игорь Климов, опыт подобных операций есть только у России.
Станция будет работать в течение 2,5–3 месяцев. Все это время там будут находиться 20 человек, которые проведут на льдине научные исследования и экологические работы.

Санкции на запуск не повлияли. По словам министра, для подготовки и установки дрейфующей станции используются только оте­чественные технологии. Однако экономический кризис все-таки заставил изменить финансирование экспедиции: ее бюджет в конечном итоге составил 205 миллионов рублей вместо изначально запланированных 225 миллионов. При этом, как поясняет Донской, финансирование не повлияет на объем работы, которую проведут ученые.

В общей сложности Минприроды потратит 2,2 млрд рублей на дрейфующую станцию. Решиться на такой дорогостоящий проект заставило множество факторов – например, растущая напряженность в Северном регионе и пристальное внимание стран НАТО к Арктике. Очевидно, что дрейфующая станция нужна как с научной, так и с геополитической точки зрения.
"Работа таких станций, как СП-2015, необходима для укрепления позиций России в Арктике, поэтому государство поддерживало и будет поддерживать такие проекты", – заявил министр на пресс-конференции.

Действительно, в последнее время Россия последовательно усиливает свое влияние в Северном регионе – запуск дрейфующих станций лишь часть этой стратегии. На днях МЧС объявило о планах по открытию спасательных пунктов в Мурманске, Надыме и Воркуте в 2015 году. Пункты будут высокомобильными, что крайне важно в суровом северном климате, – их оснастят авиационными средствами, вездеходами, самым современным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами.

Кроме того, в начале этого месяца группа российских десантников проведет проверку состояния льдин "для определения районов возможного десантирования тяжелых грузов", как говорится в сообщении Минобороны. Они планируют высадиться на наиболее подходящие из них, а также облетят побережье Земли Франца-Иосифа, акваторию Баренцева моря и центральную часть Северного Ледовитого океана.

Конечно же, самым известным событием стали внезапные учения в Арктике с 16 по 21 марта, в которых было задействовано более шести тысяч единиц бронетанковой и автомобильной техники, свыше 50 боевых кораблей и судов обеспечения, атомных и дизель-электрических подводных лодок, более 100 самолетов и вертолетов.

Кроме того, помимо экономического, особое геополитическое значение имеет добыча нефти из месторождения Приразломное, которую ведет "Газпром".
Все это укрепляет присутствие России в Арктике, что особенно важно в намечающейся гонке за арктические углеводороды и Северный морской путь.


Политика Зигзаги карьеры Дмитрия Тулина Зигзаги карьеры Дмитрия Тулина

Третья командировка "специалиста по надзору" в Центральный банк России может обернуться громким скандалом и даже уголовными делами


Общество В Варшаве хотят снести сталинскую высотку В Варшаве хотят снести сталинскую высотку

Руководитель Министерства внутренних дел Польской республики Мариуш Блащак выступил с очередным заявлением, в котором потребовал снести в центре Варшавы высотное здание, построенное Советским Союзом в 1951 году.

Культура Дети учат взрослых беречь хрупкий мир Дети учат взрослых беречь хрупкий мир

Прочитав на афише Центра Всеволода Мейерхольда смешное название спектакля "Когда я была маленьким мальчиком", вам непременно захочется посмотреть его вместе с детьми и узнать, что же это за девочка, которая, будучи маленькой, считала себя мальчиком, и возможны ли такие превращения.

Спорт Новое слово в мире ставок на спорт Новое слово в мире ставок на спорт

В России ставки на спорт принимают как минимум 15 крупных букмекеров. Как не утонуть в этом море информации? Помощник в выборе букмекерских контор Topbukmeker поможет сделать правильный выбор