20 апреля 2015, 13:26, Анатолий Шаповалов

Финская школа в шаге от революции

В очередной раз финны оказались в центре внимания европейских СМИ из-за смелых новшеств в национальной системе образования. Британская газета "Индепендент" охарактеризовала начавшуюся школьную реформу в Финляндии как революционную, подчеркнув, что там вот-вот полностью откажутся от традиционных предметов обучения.

Финская школа в шаге от революции

Все финские школы, начиная со средних и заканчивая лицеями, должны перейти к 2016 году на новую мультидисциплинарную систему обучения. Министерство образования Финляндии, правда, опровергло это сообщение британской газеты, указав, что реформа будет проводиться поэтапно: изменения коснутся только средних школ и только столичных.

Финская система образования  уже давно считается одной из наиболее эффективных в мире.  Финляндия в течение многих лет входит в пятерку стран, имеющих самые высокие оценки в международных рейтингах образования. Как не парадоксально, молодежь в этой стране относительно мало часов проводит за партой, на дом задают немного, тем не менее ученики показывают прекрасные знания на экзаменах. В чем же секрет финской модели?

Во-первых, учителя не придерживаются никаких жестких программ. У них полная свобода в выборе очередности подачи учебного материала, а также времени работы над той или иной темой. Во-вторых, занятия нацелены на стимулирование креативного мышления, а также взаимодействия учеников в группе.

Кроме этого финны полностью отказались от частных школ, объясняя это тем, что такие учебные заведения лишь углубляют неравенство среди учащихся. Но финны на этом не стали останавливаться и все же решились на еще более эпохальные реформы. По их расчетам постепенно вводимые инновации должны будут кардинально изменить "классические" подходы в образовании – самой консервативной отрасли человеческой деятельности. Одно из главных новшеств – это ведение  междисциплинарных "модулей" в средних школах (7–16 лет).  Каждый ученик обязан будет выбрать по меньшей мере один из таких "модульных" предметов, который интегрирует в себе элементы нескольких традиционных предметов.  Примером может служить "модуль" Европейского союза, охватывающий историю государств – членов ЕС, экономику, географию стран и т.д.

Примечательно и то, что реформа будет вводиться сначала только в Хельсинки. Финны не привыкли делать что-то второпях. Если будет достигнут должный эффект, министерство образования распространит новую практику на всю страну.

По мнению финских экспертов, нынешняя система, распространенная по всему миру и основанная на традиционных предметах, давно устарела. Она  соответствовала запросам индустриального общества ХIХ – начала XX века, но теперь работодатели нуждаются совсем в других специалистах. Финны убеждены, что детей необходимо вооружать знаниями и умениями, которые потребуются им сегодня и завтра.    

Вслед за британскими СМИ польская "Газета выборча" тоже позитивно отозвалась о финской концепции, назвав ее "прекрасной". Если удастся  реализовать задуманное, это будет огромный шаг вперед. Но пока не все получается. В Польше, например, тоже уже попробовали, начиная с 2011 года, интегрированное обучение.  Все дети в возрасте от 7 до 9 лет учились без разделения на предметы.  Однако в точных науках, особенно математике, учащиеся показали слабые результаты, и от реформы пришлось отказаться.

Но требования времени неумолимы.

Вплоть до ХIХ века считалось, что фундаментом школьного образования является знание греческого и латинского языков, а также античной литературы. Это обосновывалось тем, что тот, кто справится с этими языками, сам
потом найдет источники знаний и научится всему, что необходимо. Сегодня "классическая" система также "мертва", как язык Древней Греции. Реформаторы убеждены, что сегодня молодежь надо учить логическому мышлению, умению анализировать факты, ориентируясь в огромном потоке самой разной информации, публично выступать, искать и находить неординарные решения. Но открытым пока остается вопрос, что же объединять и каким образом. Удастся ли финнам найти на него ответ и стать пионерами в разработке новой модели образования?


В мире В провинции Хубэй из-за коронавируса закрыли десять городов В провинции Хубэй из-за коронавируса закрыли десять городов

Девять городов китайской провинции Хубэй вслед за Уханем, где зафиксирована вспышка нового типа коронавируса, опубликовали сообщения о временной приостановке транспортного сообщения.

Экономика Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ

Коллекторские агентства могут допустить до полноценной работы с долгами граждан по ЖКХ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Смерть человека, как смена времен года Смерть человека, как смена времен года

Художественный руководитель Театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис вместе с молодыми актерами, часть из которых его студенты ГИТИСа, переложили на язык сцены роман Уильяма Фолкнера "Когда я умирала", написанный в монологах, дав спектаклю новое название "Йокнапатофа" - несуществующего округа в Миссисипи на юге США.

Спорт В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта

В Международной ассоциации студенческого спорта (FISU) поделились мнением о назначении Олега Матыцина на пост министра спорта. Об этом сообщает пресс-служба организации.