20 апреля 2015, 13:26, Анатолий Шаповалов

Финская школа в шаге от революции

В очередной раз финны оказались в центре внимания европейских СМИ из-за смелых новшеств в национальной системе образования. Британская газета "Индепендент" охарактеризовала начавшуюся школьную реформу в Финляндии как революционную, подчеркнув, что там вот-вот полностью откажутся от традиционных предметов обучения.

Финская школа в шаге от революции

Все финские школы, начиная со средних и заканчивая лицеями, должны перейти к 2016 году на новую мультидисциплинарную систему обучения. Министерство образования Финляндии, правда, опровергло это сообщение британской газеты, указав, что реформа будет проводиться поэтапно: изменения коснутся только средних школ и только столичных.

Финская система образования  уже давно считается одной из наиболее эффективных в мире.  Финляндия в течение многих лет входит в пятерку стран, имеющих самые высокие оценки в международных рейтингах образования. Как не парадоксально, молодежь в этой стране относительно мало часов проводит за партой, на дом задают немного, тем не менее ученики показывают прекрасные знания на экзаменах. В чем же секрет финской модели?

Во-первых, учителя не придерживаются никаких жестких программ. У них полная свобода в выборе очередности подачи учебного материала, а также времени работы над той или иной темой. Во-вторых, занятия нацелены на стимулирование креативного мышления, а также взаимодействия учеников в группе.

Кроме этого финны полностью отказались от частных школ, объясняя это тем, что такие учебные заведения лишь углубляют неравенство среди учащихся. Но финны на этом не стали останавливаться и все же решились на еще более эпохальные реформы. По их расчетам постепенно вводимые инновации должны будут кардинально изменить "классические" подходы в образовании – самой консервативной отрасли человеческой деятельности. Одно из главных новшеств – это ведение  междисциплинарных "модулей" в средних школах (7–16 лет).  Каждый ученик обязан будет выбрать по меньшей мере один из таких "модульных" предметов, который интегрирует в себе элементы нескольких традиционных предметов.  Примером может служить "модуль" Европейского союза, охватывающий историю государств – членов ЕС, экономику, географию стран и т.д.

Примечательно и то, что реформа будет вводиться сначала только в Хельсинки. Финны не привыкли делать что-то второпях. Если будет достигнут должный эффект, министерство образования распространит новую практику на всю страну.

По мнению финских экспертов, нынешняя система, распространенная по всему миру и основанная на традиционных предметах, давно устарела. Она  соответствовала запросам индустриального общества ХIХ – начала XX века, но теперь работодатели нуждаются совсем в других специалистах. Финны убеждены, что детей необходимо вооружать знаниями и умениями, которые потребуются им сегодня и завтра.    

Вслед за британскими СМИ польская "Газета выборча" тоже позитивно отозвалась о финской концепции, назвав ее "прекрасной". Если удастся  реализовать задуманное, это будет огромный шаг вперед. Но пока не все получается. В Польше, например, тоже уже попробовали, начиная с 2011 года, интегрированное обучение.  Все дети в возрасте от 7 до 9 лет учились без разделения на предметы.  Однако в точных науках, особенно математике, учащиеся показали слабые результаты, и от реформы пришлось отказаться.

Но требования времени неумолимы.

Вплоть до ХIХ века считалось, что фундаментом школьного образования является знание греческого и латинского языков, а также античной литературы. Это обосновывалось тем, что тот, кто справится с этими языками, сам
потом найдет источники знаний и научится всему, что необходимо. Сегодня "классическая" система также "мертва", как язык Древней Греции. Реформаторы убеждены, что сегодня молодежь надо учить логическому мышлению, умению анализировать факты, ориентируясь в огромном потоке самой разной информации, публично выступать, искать и находить неординарные решения. Но открытым пока остается вопрос, что же объединять и каким образом. Удастся ли финнам найти на него ответ и стать пионерами в разработке новой модели образования?


Политика День Великой Скорби День Великой Скорби

17 июля чтут память последнего российского императора Николая II, императрицы Александры, цесаревича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии зверски убитых большевиками

Экономика За шесть месяцев 2017 года московские предприниматели набрали кредитов на 6,8 млрд рублей За шесть месяцев 2017 года московские предприниматели набрали кредитов на 6,8 млрд рублей

В 1 полугодии 2017 г. предприниматели Москвы получили в 3 раза больше кредитов и банковских гарантий благодаря гарантийной поддержке по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.


Общество Рынок "холода": качество продуктов зависит от холодильного оборудования Рынок "холода": качество продуктов зависит от холодильного оборудования

Продукты – должны быть только свежими, об этом знает любой владелец кафе, ресторана, магазина, склада или предприятия напрямую связанного с продуктовым сектором и общественным питанием. И здесь никак не обойтись без качественного холодильного оборудования иначе можно и товар потерять, и репутацию.

Культура Депутат Поклонская продолжает бороться против "Матильды" Депутат Поклонская продолжает бороться против "Матильды"

Чем ближе приближается премьера "Матильды" Алексея Учителя, намеченная на 6 октября в Мариинском театре, тем упорнее хочет взять реванш по запрету этой картины депутат Госдумы Наталья Поклонская, якобы оскорбляющей чувства верующих в отношении канонизированного церковью Николая 11.

Спорт Чемпион мира по блицу Сергей Карякин раскрыл преступление века Чемпион мира по блицу Сергей Карякин раскрыл преступление века

Гроссмейстер Карякин со своими коллегами-шахматистами посоревновался в прохождении интеллектуального квеста с командой игроков “Мира Квестов”, за плечами которых уже более 200 квестов.