20 апреля 2015, 13:26, Анатолий Шаповалов

Финская школа в шаге от революции

В очередной раз финны оказались в центре внимания европейских СМИ из-за смелых новшеств в национальной системе образования. Британская газета "Индепендент" охарактеризовала начавшуюся школьную реформу в Финляндии как революционную, подчеркнув, что там вот-вот полностью откажутся от традиционных предметов обучения.

Финская школа в шаге от революции

Все финские школы, начиная со средних и заканчивая лицеями, должны перейти к 2016 году на новую мультидисциплинарную систему обучения. Министерство образования Финляндии, правда, опровергло это сообщение британской газеты, указав, что реформа будет проводиться поэтапно: изменения коснутся только средних школ и только столичных.

Финская система образования  уже давно считается одной из наиболее эффективных в мире.  Финляндия в течение многих лет входит в пятерку стран, имеющих самые высокие оценки в международных рейтингах образования. Как не парадоксально, молодежь в этой стране относительно мало часов проводит за партой, на дом задают немного, тем не менее ученики показывают прекрасные знания на экзаменах. В чем же секрет финской модели?

Во-первых, учителя не придерживаются никаких жестких программ. У них полная свобода в выборе очередности подачи учебного материала, а также времени работы над той или иной темой. Во-вторых, занятия нацелены на стимулирование креативного мышления, а также взаимодействия учеников в группе.

Кроме этого финны полностью отказались от частных школ, объясняя это тем, что такие учебные заведения лишь углубляют неравенство среди учащихся. Но финны на этом не стали останавливаться и все же решились на еще более эпохальные реформы. По их расчетам постепенно вводимые инновации должны будут кардинально изменить "классические" подходы в образовании – самой консервативной отрасли человеческой деятельности. Одно из главных новшеств – это ведение  междисциплинарных "модулей" в средних школах (7–16 лет).  Каждый ученик обязан будет выбрать по меньшей мере один из таких "модульных" предметов, который интегрирует в себе элементы нескольких традиционных предметов.  Примером может служить "модуль" Европейского союза, охватывающий историю государств – членов ЕС, экономику, географию стран и т.д.

Примечательно и то, что реформа будет вводиться сначала только в Хельсинки. Финны не привыкли делать что-то второпях. Если будет достигнут должный эффект, министерство образования распространит новую практику на всю страну.

По мнению финских экспертов, нынешняя система, распространенная по всему миру и основанная на традиционных предметах, давно устарела. Она  соответствовала запросам индустриального общества ХIХ – начала XX века, но теперь работодатели нуждаются совсем в других специалистах. Финны убеждены, что детей необходимо вооружать знаниями и умениями, которые потребуются им сегодня и завтра.    

Вслед за британскими СМИ польская "Газета выборча" тоже позитивно отозвалась о финской концепции, назвав ее "прекрасной". Если удастся  реализовать задуманное, это будет огромный шаг вперед. Но пока не все получается. В Польше, например, тоже уже попробовали, начиная с 2011 года, интегрированное обучение.  Все дети в возрасте от 7 до 9 лет учились без разделения на предметы.  Однако в точных науках, особенно математике, учащиеся показали слабые результаты, и от реформы пришлось отказаться.

Но требования времени неумолимы.

Вплоть до ХIХ века считалось, что фундаментом школьного образования является знание греческого и латинского языков, а также античной литературы. Это обосновывалось тем, что тот, кто справится с этими языками, сам
потом найдет источники знаний и научится всему, что необходимо. Сегодня "классическая" система также "мертва", как язык Древней Греции. Реформаторы убеждены, что сегодня молодежь надо учить логическому мышлению, умению анализировать факты, ориентируясь в огромном потоке самой разной информации, публично выступать, искать и находить неординарные решения. Но открытым пока остается вопрос, что же объединять и каким образом. Удастся ли финнам найти на него ответ и стать пионерами в разработке новой модели образования?


Политика СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку

Представители США на переговорах с Россией в Женеве в среду намерены обсудить возможный трехсторонний договор по ядерному оружию с Китаем, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на высокопоставленных представителей США.

В мире В Киеве сообщили о согласовании "нормандским форматом" обмена пленными В Киеве сообщили о согласовании "нормандским форматом" обмена пленными

Внешнеполитические советники лидеров стран "нормандской четверки" договорились провести обмен пленными в течение месяца, заявил заместитель главы офиса президента Украины Вадим Пристайко.

Экономика Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США

Рубль подорожал к доллару и евро после заявлений главы Федеральной резервной системы США Джерома Пауэлла, об этом свидетельствуют данные Московской биржи.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".
Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".

19 июля в 21 час на канале "Россия" будет показан документальный фильм Оливера Стоуна, который уже получил Гран-при на 65-ом международном кинофестивале в итальянском городе Тафлина.