20 апреля 2015, 13:26, Анатолий Шаповалов

Финская школа в шаге от революции

В очередной раз финны оказались в центре внимания европейских СМИ из-за смелых новшеств в национальной системе образования. Британская газета "Индепендент" охарактеризовала начавшуюся школьную реформу в Финляндии как революционную, подчеркнув, что там вот-вот полностью откажутся от традиционных предметов обучения.

Финская школа в шаге от революции

Все финские школы, начиная со средних и заканчивая лицеями, должны перейти к 2016 году на новую мультидисциплинарную систему обучения. Министерство образования Финляндии, правда, опровергло это сообщение британской газеты, указав, что реформа будет проводиться поэтапно: изменения коснутся только средних школ и только столичных.

Финская система образования  уже давно считается одной из наиболее эффективных в мире.  Финляндия в течение многих лет входит в пятерку стран, имеющих самые высокие оценки в международных рейтингах образования. Как не парадоксально, молодежь в этой стране относительно мало часов проводит за партой, на дом задают немного, тем не менее ученики показывают прекрасные знания на экзаменах. В чем же секрет финской модели?

Во-первых, учителя не придерживаются никаких жестких программ. У них полная свобода в выборе очередности подачи учебного материала, а также времени работы над той или иной темой. Во-вторых, занятия нацелены на стимулирование креативного мышления, а также взаимодействия учеников в группе.

Кроме этого финны полностью отказались от частных школ, объясняя это тем, что такие учебные заведения лишь углубляют неравенство среди учащихся. Но финны на этом не стали останавливаться и все же решились на еще более эпохальные реформы. По их расчетам постепенно вводимые инновации должны будут кардинально изменить "классические" подходы в образовании – самой консервативной отрасли человеческой деятельности. Одно из главных новшеств – это ведение  междисциплинарных "модулей" в средних школах (7–16 лет).  Каждый ученик обязан будет выбрать по меньшей мере один из таких "модульных" предметов, который интегрирует в себе элементы нескольких традиционных предметов.  Примером может служить "модуль" Европейского союза, охватывающий историю государств – членов ЕС, экономику, географию стран и т.д.

Примечательно и то, что реформа будет вводиться сначала только в Хельсинки. Финны не привыкли делать что-то второпях. Если будет достигнут должный эффект, министерство образования распространит новую практику на всю страну.

По мнению финских экспертов, нынешняя система, распространенная по всему миру и основанная на традиционных предметах, давно устарела. Она  соответствовала запросам индустриального общества ХIХ – начала XX века, но теперь работодатели нуждаются совсем в других специалистах. Финны убеждены, что детей необходимо вооружать знаниями и умениями, которые потребуются им сегодня и завтра.    

Вслед за британскими СМИ польская "Газета выборча" тоже позитивно отозвалась о финской концепции, назвав ее "прекрасной". Если удастся  реализовать задуманное, это будет огромный шаг вперед. Но пока не все получается. В Польше, например, тоже уже попробовали, начиная с 2011 года, интегрированное обучение.  Все дети в возрасте от 7 до 9 лет учились без разделения на предметы.  Однако в точных науках, особенно математике, учащиеся показали слабые результаты, и от реформы пришлось отказаться.

Но требования времени неумолимы.

Вплоть до ХIХ века считалось, что фундаментом школьного образования является знание греческого и латинского языков, а также античной литературы. Это обосновывалось тем, что тот, кто справится с этими языками, сам
потом найдет источники знаний и научится всему, что необходимо. Сегодня "классическая" система также "мертва", как язык Древней Греции. Реформаторы убеждены, что сегодня молодежь надо учить логическому мышлению, умению анализировать факты, ориентируясь в огромном потоке самой разной информации, публично выступать, искать и находить неординарные решения. Но открытым пока остается вопрос, что же объединять и каким образом. Удастся ли финнам найти на него ответ и стать пионерами в разработке новой модели образования?


Политика Депутат Госдумы от Крыма : "В украинском флоте нет даже одного экипажа для одной субмарины" Депутат Госдумы от Крыма : "В украинском флоте нет даже одного экипажа для одной субмарины"

Депутат Госдумы от Крыма Руслан Бальбек прокомментировал слова капитана первого ранга ВМС Украины Евгения Лупакова заявившего, что если бы у государства "было хотя бы пяток подводных лодок", то оно уничтожило бы Черноморский флот "в труху".

В мире Японский губернатор рассказал о том, как живется коту, которого подарил ему Путин Японский губернатор рассказал о том, как живется коту, которого подарил ему Путин

Во время встречи с депутатами на Дальнем Востоке на форуме председателей региональных законодательных собраний стран Северо-Восточной Азии, губернатор японской префектуры Акита Сатакэ Норихиса рассказал о судьбе сибирского кота, подаренного ранее Владимиром Путиным.

Экономика Сбербанк с 1 мая снизит ставки по потребительским кредитам Сбербанк с 1 мая снизит ставки по потребительским кредитам

Всех, кто имеет кредит в Сбербанке кажется ждут хорошие новости. Один из главных российских банков по выдаче кредитов объявил о том, что уже на днях – 1 мая, ставки по потребительским кредитам снизятся.


Общество Москва готова к майским праздникам! Москва готова к майским праздникам!

26 апреля 2017 года под председательством Мэра Москвы Сергея Собянина состоялось заседание Антитеррористической комиссии города Москвы.

Культура Министерство культуры РФ выдаст прокатное удостоверение фильму Алексея Учителя "Матильда" Министерство культуры РФ выдаст прокатное удостоверение фильму Алексея Учителя "Матильда"

Заместитель министра культуры Владимир Аристархов отклонил решение экспертного совета во главе с депутатом Натальей Поклонской о запрещении выхода на экраны фильма Алексея Учителя "Матильда".