28 апреля 2015, 13:18, Мария Безрук

"Территория" чести

Не каждый день в отечественном кинематографе случается такое явление как "Территория". Хорошо, когда режиссёр может себе позволить не экономить на шпильках, отправиться в долгосрочную экспедицию большой группой и неспешно писать масштабное полотно о человеческих судьбах. Не часто режиссеру выпадает возможность работать с таким бюджетом - $18 млн., снимая неспешное кино о людях.  И здорово, когда картина в итоге складывается. Остаётся лишь единственный вопрос, нужно ли такое кино современной киноаудитории. И готов ли сегодняшний суетливый циничный зритель воспринять послание Александра Мельника?..

"Территория" чести

СССР, начало 60-х. Управление намерено закрыть золотое месторождение под названием "Территория" ввиду его видимой бесперспективности, перепрофилировав людей на добычу олова. Главный инженер Чинков, по прозвищу Будда, намерен доказать золотоносность "Территории". Собрав команду опытных честных специалистов-геологов, Чинков бросает вызов системе...

История, укладывающаяся по сути в несколько строчек, разворачивается на экране почти трехчасовым разноцветным ковром. Вернее, картой бескрайней страны и непостижимых человеческих сущностей. В основу картины легла блестящая проза геолога Олега Куваева, экранизированная впервые ещё в 1978 году режиссёром Александром Суриным. Взявшись за материал, Александр Мельник решил подойти к вопросу обстоятельно, и не просто рассказать о том как несколько суровых парней холодным арктическим летом нашли золото на Чукотке, но напомнить нам, жителям 21-го столетья, "какою ценой завоевано счастье". В первую очередь, картина призвана стать немым укором горстке олигархов, с лёгкостью присвоивших себе под шумок тотальных перемен кровавые завоевания предков, мечтавших своим трудом осчастливить многострадальный народ великой страны.

Герои фильма Мельника живут под девизом: "Мы обречены на работу – это есть лучшая и высшая в мире обреченность". Как объяснить сегодняшнему молодому зрителю, родившемуся на руинах той самой великой страны в эпоху неандертальского капитализма и всепоглощающего рынка, что высшая радость для человека – это не стяжательство и стремление урвать у жизни кусок пожирнее, но труд, аскетичный и честный. Каждый из героев картины – личность высшего порядка. И автор не жалеет экранного времени и средств художественной выразительности, чтобы тщательно выписать их портреты. Погрузившись в атмосферу фильма, поймала себя на мысли, что отсутствие видимой динамики не раздражает, а как-то тепло убаюкивает, затягивая в воронку времени. Вспомнились рассказы отца о его зимовке в посёлке Таймылыр, на реке Оленёк в далёкой Якутии. Неожиданно открылось и стало понятно многое, в папином характере: почему кодекс чести и порядочности для него был, порою, превыше здравого смысла. И почему он так и не смог интегрировать в эту поганую рыночную реальность, до последнего дня оставаясь тем самым советским инженером, щедро тратившим свою жизнь на решение сложнейших задач на благо страны. И не за роялити, патенты, дивиденды, а за скромную советскую зарплату ведущего конструктора НИИ. Как донести всё это до современного развращенного деньгами, коррумпированного общества?.. Мельник попытался.

Роскошные планы арктической природы, снятые мастером Игорем Гринякиным, завораживают и пугают. Вот по бескрайней снежной пустыне несется на лыжах Евгений Цыганов – предпоследний авантюрист, как именует себя его герой. А вот Григорий Добрыгин, в поисках золота, вплавь пересекает ледяную реку. И кто же там играет в крошечной каморке на трофейном аккордеоне, глотая прозрачную жидкость из характерной бутылки – конечно же, Пётр Фёдоров. Звёздный ансамбль поддержали также Егор Бероев - олицетворение честности, Влад Аббашин - воплощённая интеллигентность, и Ксения Кутепова, сыгравшая ленинградского журналиста, от лица которой ведется повествование фильма. Возглавил актёрский парад, как и в предыдущей ленте Александра Мельника "Новая земля" - Константин Лавроненко, беспощадный Будда, фанатик своего дела, презирающий кабинетных червяков и номенклатурных прихлебателей.

Картина удалась. Каждый из артистов, художников, гримеров, членов операторской группы может с гордостью говорить о своей причастности к этому колоссальному коллективному труду, который наверняка будет отмечен профессиональными наградами. Единственный минус фильма, изрядно портящий впечатление – это музыка, навязчиво врывающаяся в мерное течение истории. Ужасные песни, разбивающие целостность прекрасного языка, которым изъясняются герои фильма, жалкие попытки на голливудских планах, снятых Гринякиным, дать такой же "голливудский саунд", а порой и вовсе неуместное звучание безыскусных мелодий, мешающих наслаждаться музыкой диалога героев. Обидно, ибо инструмент, призванный приподнять картину над самой собой, в итоге разрушает её стройность. Однако, возможно это дело вкуса. И многим бородатым мужчинам старшего поколения, которым посвящается эта лента, проколы музыкального решения покажутся мелочью. Ибо в этом кино есть главное – стержень. Жаль только, что обросшие жиром капиталисты-новориши, основную часть времени проводящие на Бали и Мальдивах, вряд ли посмотрят этот фильм-реквием, о тех великих людях, на чьих костях воздвигался их нынешний капитал.


В мире Трамп подчеркнул свою "жесткость" к России и обвинил демократов в лицемерии Трамп подчеркнул свою "жесткость" к России и обвинил демократов в лицемерии

Дональд Трамп, объявляя о своем намерении баллотироваться на второй президентский срок, вновь подчеркнул свою "жесткость" по отношению к России и упрекнул демократов в лицемерии.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Поплывём по главным рекам России Поплывём по главным рекам России

17 июня в 21.45 на телеканале "Россия К" можно посмотреть открытие XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а немного раньше – в 19.45 зрители увидят программу "Главная роль" с председателем жюри, сопредседателем оргкомитета конкурса Валерием Гергиевым. С 18-го по 21 июня в 23.40 их вниманию будут представлены дневники конкурса.