22 мая 2015, 14:06

В Берлин на "Студебекере"

Советские историки в большинстве своем преуменьшали значение ленд-лизовских поставок, а западные, наоборот, считали, что именно им мы обязаны победой в войне. Позициям сторон не надо удивляться – на дворе тогда шла "холодная война". Однако, к сожалению, и сегодня не прекращаются спекуляции вокруг этой темы. Вся это возня независимо от того, от кого она исходит, оставляет неприятный осадок, а главное, является неуважением к памяти людей, отдавших жизнь за победу.

В Берлин на "Студебекере"

Ленд-лиз происходит от английских слов "to lend" – предоставлять во временное пользование и "to lease" – сдавать в аренду. Закон о ленд-лизе гласил, что президент США имеет право передавать, давать взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие и т.д. любой стране антигитлеровской коалиции.

Все началось со шланга

Несмотря на то, что США с начала войны занимали откровенно нейтральную позицию, президент Франклин Рузвельт являлся ярым сторонником вступления страны в нее. Но как это сделать, хотя бы косвенно, как помочь странам,
воюющим против Германии? И тогда он решает разработать обширную программу военной помощи своим союзникам. Для того чтобы довести свои мысли до общественности, Рузвельт созывает большую пресс-конференцию. Его слова, сказанные на ней, вошли в историю.

"Представьте себе, что загорелся дом моего соседа, а у меня есть садовый шланг. Если он сможет взять мой шланг и присоединить к своему насосу, то я смогу помочь ему потушить пожар, пока не загорелся и мой дом. Что же я делаю? Я не говорю ему перед этой операцией: "Сосед, этот шланг стоил мне 15 долларов, тебе нужно заплатить за него 15 долларов". Нет! Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он возвратил мой шланг, после того как закончится пожар, а если тот окажется поврежденным, то заплатил бы за него, когда поднакопит деньжат".

Однако в Америке, как известно, одних слов и желания президента недостаточно, нужно еще и согласие законодателей. Поэтому на основании закона 1892 года был разработан законопроект о ленд-лизе. 10 января 1941 года в Сенате и Палате представителей США начались соответствующие слушания. 11 марта 1941 года закон был подписан президентом. 28 октября 1941 года, еще до вступления Соединенных Штатов в войну, Рузвельт издал директиву о распространении закона о ленд-лизе на СССР.

Через моря и океаны

После начала войны Германии с СССР Рузвельт и Черчилль сообщали Сталину о своей готовности снабдить Советский Союз необходимым для ведения военных действий вооружением, и не только им.

Официальные переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года в Москве. На следующий день были представлены согласованные материалы руководителями шести комиссий, организованных по видам поставок: авиационной; армейской; военно-морской; транспортной; сырьевой; медицинской. Ни одна из категорий поставок, запрашиваемых Советским Союзом, не встретила отказа. 1 октября спецпредставитель президента США Аверелл Гарриман, министр авиационной промышленности Великобритании Уильям Бивербрук и глава МИД СССР Вячеслав Молотов подписали Первый (Московский) протокол о снабжении Советского Союза до 30 июня 1942 года, с условием обеспечения СССР "всей возможной помощью", причем не только немедленной, но и на весь период войны. Поставки должны были проходить по трем маршрутам – атлантическому, тихоокеанскому и ближневосточному.

В общей сложности в течение войны были подписаны четыре протокола и сверхпротокольное соглашение о поставках необходимой СССР военной и гражданской продукции.

Первый и самый известный у нас маршрут поставок вооружения был открыт еще в августе 1941-го. Проходил он через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. По Северному морскому пути союзными конвоями было доставлено на фронт за весь период войны 22,7% всех грузов.

По своей рискованности и трагичности с ним не сравнится ни один маршрут. Не побоюсь сказать, что рейс каждого судна в годы войны был настоящим подвигом. Немецкие подводные лодки и торпедоносцы атаковали конвои и сопровождающие их военные суда постоянно, а авиация фашистов бомбила их с завидной регулярностью, особенно в начале войны.

На этом пути потери союзников были наиболее многочисленными. Так, из 800 торгово-транспортных судов, участвовавших в 42 шедших к нам и 37 уходивших от нас северных конвоях, западные союзники потеряли примерно 90. Были потоплены также 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка. Погибли, выполняя свой долг, около 5600 моряков-союзников. У нас потери были значительнее. За победу отдали жизнь более 30 тысяч наших соотечественников, были уничтожены 2 эсминца, 20 подводных лодок, 9 транспортов, большое количество самолетов.

Почти половина, а точнее, 47,1% поступавших в годы войны поставок осуществлялась через наши дальневосточные порты. А затем через весь Союз по железной дороге грузы доставлялись на фронт. Общий объем их составил 8243 тыс. тонн. Еще 452 тыс. тонн (2,5% всего объема ленд-лиза) было доставлено через северные районы Тихого океана и Северный Ледовитый океан в порты советской Арктики. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов занимала 18–20 суток.

Этот маршрут был сопряжен с большим риском и связан он был с Японией. С началом вступления США 7 декабря 1941 года в войну тихоокеанские маршруты ленд-лиза могли обеспечиваться лишь нашими торгово-транспортными судами. Несмотря на существование советско-японского пакта о нейтралитете, Япония как союзница Германии под разными предлогами всячески препятствовала судоходству. Дело доходило и до уничтожения ВМС Японии советских кораблей.

Кроме морского, имелся и воздушный путь, известный под названием "Аляска – Сибирь" ("АльСиб"), который пролегал через Аляску (г. Фербенкс), Чукотку и Сибирь.

Через него было переброшено в СССР в общей сложности 7925 самолетов. Первые поставки начались в октябре 1941 года.

Вначале не сразу удалось организовать четкую перегонку самолетов из США. Особенно с наступлением зимы, к которой, как оказалось, не приспособлена американская техника. На сорокаградусных морозах становилась хрупкой резина покрышек колес, замерзала гидросистема. Решили обменяться технологиями: советская сторона дала рецепт морозостойкого каучука, американская – морозостойкой гидравлики.

Еще тяжелее приходилось людям. Участники перегонки самолетов вспоминают, что в районе полюса морозы были порой такими лютыми, что приходилось забираться на высоту 5–6 км без кислородных приборов. Не все это выдерживали, на глазах летчиков самолеты их товарищей падали. Рассказывают, что до сих пор еще находят в российской тайге обломки погибших самолетов с останками экипажей.

Использование южного транспортного пути стало возможным в результате совместной советско-британской операции по вводу 25 августа 1941 года войск на территорию Ирана. "При всей важности защиты нефтяных источников целью нашего вступления в Персию, – писал 29 августа в послании Сталину Черчилль, – было в еще большей степени стремление установить еще один сквозной путь к вам, который не может быть перерезан".

8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории этой страны были расквартированы американские, британские и советские войска. Начиная с этого момента Иран стал использоваться для поставок в Советский Союз. В иранских и частично иракских портах и были устроены авиа- и автосборочные заводы, из которых грузы в СССР шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море.

Однако у южного маршрута были свои недостатки. Во-первых, он был слишком продолжительным – 2000 км через горы и перевалы, а путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней. Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. Да и Кавказ был не самым спокойным местом: так, в 1941–1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитские группы общей численностью 17 513 человек.

Кроме того, следует учитывать, что сухопутный путь из этого района был в то время один – Транс­иранская железнодорожная магистраль. И все. То есть не было не только нормальных дорог, практически отсутствовала элементарная транспортная сеть. Титаническими усилиями за первую половину 1942 года удалось проложить по территории Ирана разветвленную систему дорог. Были построены пункты питания, отдыха и технической профилактики. Кроме того, наладили и охрану колонн и мест стоянок, что было немаловажно.

Первая колонна собранных грузовиков отправилась на фронт 23 февраля 1942 года. Это были 50 грузовиков "Додж". В общей сложности по этому маршруту поступило 4159 тыс. тонн грузов, или 23,8% всего объема ленд-лиза.


Получите брикеты

Номенклатура поставок по ленд-лизу была очень велика и многообразна. Достаточно сказать, что в Советский Союз в общей сложности было поставлено почти 18 млн тонн различных грузов. Так, было получено 480 тыс. грузовиков, автомобилей, не считая запчастей (66,1% от собственного производства), 18,7 тыс. самолетов (15,3%), 12,2 тыс. танков и самоходных установок (16%), 13 303 тягачей и тракторов (20,6%), 595 боевых и вспомогательных кораблей (32,4%), 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5%), 1900 паровозов (42,1%), 11 075 вагонов (41%), 328,1 тыс. тонн алюминия (40,8%), 348 локаторов (свыше 80%) и так далее.  

После войны американцы потребовали вернуть уцелевшую боевую технику и вооружение. Причем принимали дотошно. Но за океан не повезли. Прямо в советских портах были поставлены мощные прессы, которые превращали вполне еще пригодные автомобили и прочую технику в аккуратные брикеты. После чего их вывозили в нейтральные воды и безжалостно топили.

Продуктов питания по ленд-лизу поступило около 4,5 млн тонн. В частности, 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108%), 300 тыс. тонн жира, 65 тыс. тонн коровьего масла, 700 тыс. тонн сахара. Среди них особой популярностью пользовалась свиная тушенка, которую в шутку называли "второй фронт". Не менее популярными были так называемые "рузвельтовские яйца" – яичный порошок из серии "только добавь воды", горький шоколад (для летчиков, разведчиков и моряков), галеты, а также непостижимая для нашего вкуса консервированная субстанция под названием "мясо в шоколаде". Под таким же "соусом" поставлялись консервированные индейки и куры.

Деньги счет любят

В годы войны помощь по ленд-лизу получили 42 страны мира. Общая ее сумма составила около 50,1 млрд долларов (эквивалентно примерно 620 млрд долларов в ценах 2008 года). Из них на долю Великобритании пришлось 31,4 млрд долларов, на СССР – 11,3 млрд долларов, 3,2 млрд – на Францию и 1,6 млрд – на Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил 7,8 млрд долларов, из которых 6,8 млрд можно отнести на счет Великобритании, а оставшуюся часть – на другие страны-союзницы.

После окончания войны Соединенные Штаты направили всем странам-лизингополучателям предложение погасить задолженность. Согласно расчетам США, объем долгов Великобритании по ленд-лизу составил 4,33 млрд долларов (был погашен в 2006 году). Наш же долг был определен в размере 2,6 млрд долларов. В 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Однако… На переговорах в том же году советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму, на что американская сторона не согласилась. В 1951 году США снизили сумму платежа до 800 млн долларов, однако мы согласились уплатить только 300 млн долларов. Тут подоспела "холодная война", и все переговоры были прекращены, и только в 1972 году в Вашингтоне состоялось подписание соглашения об урегулировании расчетов по ленд-лизу.

По этому соглашению мы обязались до 2001 года заплатить 722 млн долларов, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены два платежа на общую сумму 48 млн долларов, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР.

Роль ленд-лиза

Любая оценка задним числом роли ленд-лиза всегда относительна и проблематична. И все же. Начало войны для нас было неутешительным, если не говорить катастрофическим. Под фашистами оказались не только миллионы советских людей, но и значительная часть оборонного потенциала СССР. Благодаря оперативности руководства страны часть заводов удалось эвакуировать на Урал, в Сибирь или Среднюю Азию. Понятно, что требовалось время, для того чтобы на местах развернуть и наладить производство. И ленд-лиз предоставил нам такую возможность. В общем, поступившая помощь оказала существенную поддержку испытывающей острую нехватку в технике и боеприпасах Красной армии. То же касается и поставляемых по ленд-лизу продуктов питания, которые помогали выжить многим советским людям.

Однако объективности ради следует отметить, что не все условия ленд-лизовского договора удалось воплотить в жизнь. Например, по количеству поставленных танков обязательства по протоколам были выполнены союзниками на 73,1%, а по танкеткам на 85,5%, хотя по самолетам и боевым кораблям были перевыполнены.

Почему? Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не только производственными возможностями союзников, нужно было удовлетворять и собственные нужды, но в первую очередь тоннажем имевшихся транспортных судов. Их просто физически не хватало.

До сих пор некоторые наши историки считают, что союзники поставляли нам все ненужное, залежавшееся на складах. Те, кто так считает, видимо, не очень в теме. Во-первых, надо понять, что ленд-лиз – это межгосударственный договор, а значит, как и в основе любого договора, в нем лежат взаимовыгодные экономические, политические, военные интересы. В договоре ленд-лиза эти интересы определены, оценены и согласованы сторонами, а затем и подписаны. Наличие в протоколах какой-либо продукции свидетельствовало о потребности СССР именно в этой продукции и именно с ее техническими характеристиками. И, во-вторых, всю ленд-лизовскую технику принимали наши комиссии, и только после того как они давали согласие, грузы передавались советской стороне.

Но все это вовсе не означает, что обошлось без накладок. Они были, и достаточно серьезные. Но и эти вопросы решались оперативно, без каких-либо бюрократичеких проволочек (сегодня бы так!).

Говоря о роли ленд-лиза, в первую очередь важно осознать, что он стал тем базисом, который открыл возможности для совместных согласованных действий трех великих держав. Значение его в военно-политическом и экономическом сотрудничестве стран антигитлеровской коалиции трудно переоценить. А что касается вопроса, выиграли бы мы без помощи союзников войну, то здесь ответ одно-значен. Конечно, выиграли бы, да только цена этой победы была бы еще выше.


Политика Экс-глава Госдепа США рекомендует всем купить учебники по русскому, а Захарова читать Маяковского Экс-глава Госдепа США рекомендует всем купить учебники по русскому, а Захарова читать Маяковского

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала слова бывшего главы Государственного департамента США Джона Керри, который в своем выступлении перед студентами Школы имени Кеннеди при Гарвардском университете рекомендовал молодым людям учить русский язык.

Экономика Цены на водку в России выросли Цены на водку в России выросли

Сегодня в субботу стало известно о том, что Минфин с 13 мая повышает цены на алкогольную продукцию. В цене вырастет водка, коньяк и ликероводочные изделия.


Общество Ушел из жизни внук Сталина Александр Бурдонский Ушел из жизни внук Сталина Александр Бурдонский

На 76-ом году жизни от продолжительной болезни скончался Александр Васильевич Бурдонский, после 16 лет взявший фамилию матери, чтобы продолжать свой путь самостоятельно и его имя не связывали с именем вождя всех народов.

Культура Встреча на "Висле" с польским кино Встреча на "Висле" с польским кино

В столичном кинотеатре "Иллюзион" состоялось открытие десятого фестиваля польских фильмов "Висла" – главного кинематографического события мая, которое проходит ежегодно.

Спорт Почему "Спартак" - чемпион, а "Ростов" остался без еврокубков Почему "Спартак" - чемпион, а "Ростов" остался без еврокубков

Первенство России по футболу 2016/17: "Спартак" вновь стал чемпионом, а "Ростов", наделавший столько шума в Европе, в итоге не попал даже во второй по значимости клубный турнир Старого Света.