25 мая 2015, 14:01, Любовь Лебедина

"Мефисто" породнился с дьяволом

Принято считать, что актеры – особая каста, существующая вне политики, способная приладиться к любому режиму, ибо искусство выше государственности, и оно не имеет границ. Но так ли это?

"Мефисто" породнился с дьяволом

Сегодня, когда отношения с Евросоюзом и Амери­кой у России обострились в связи с присоединением Крыма и Севастополя, вопрос о гражданственности в искусстве стал вновь занимать умы театральных деятелей. Видимо, поэтому широко известный у нас и за рубежом Адольф Шапиро обратился к прозе Клауса Манна (не путайте с его отцом Томасом Манном) "Мефисто. История одной карьеры". Избрав для этого хорошо знакомый режиссеру чеховский МХТ с сильной труппой. Не мог он пройти и мимо того факта, что фильм Милоша Формана с участием гениального Клауса Брандауэра, снятый по этому произведению, надолго врезался в память зрителей, следовательно, перетянуть их на свою сторону будет трудно.

Но, видно, у Шапиро были свои преференции, чтобы рискнуть и взяться за эту сложную работу. То есть написать свою инсценировку и с помощью артистов (а они в его спектаклях всегда главные) доказать, что так или иначе государственная машина зацепит и потянет за собой гуляющих сами по себе лицедеев, и тут надо или сопротивляться, рискуя всем, или подчиняться, изображая красивый "антураж" в судьбоносных кабинетах. В данной версии конфликт усложняется наличием таланта, и поэтому возникает масса почти неразрешимых вопросов. Где, спрашивается, проходит граница, отделяющая дар божий от земных забот его носителя, призванного нести его волшебный свет людям? Должен ли избранник небес приспосабливаться и "наступать на горло собственной песне"? Хватит ли у него мужества положить себя на жертвенный алтарь свободного искусства, лишившись покровительства властей?

Главный герой спектакля Хендрик Хефген в исполнении Алексея Кравченко избирает путь конформиста, способного ради актерской карьеры закрывать глаза и уши на фашистскую идеологию и даже преступную политику Гитлера, только бы сохранить статус звезды Третьего рейха, быть востребованным, а там, гладишь, и цензуру можно будет перехитрить с помощью классики. Того же Гете. Может быть, с "фигами в кармане" у него и у его партнеров что-нибудь да и получилось, только Хендрик тоже внутренне перерождается, и божественное начало уступает место дьявольским силам. Вот почему белая маска сыгранного им Мефистофеля навсегда прирастает к его лицу, и назад пути нет. А ведь начинал он с революционных преобразований в немецком театре. Движимый новыми формами в искусстве Хендрик выпускает в рабочем театре развлекательный мюзикл на тему боярской России с кокошниками, сарафанами, шапками-ушанками. Выглядит это шоу смешно и нелепо, напоминая пародию на современные проекты а-ля Русь.

Путь к управляемому таланту начинается с пустяшного на первый взгляд компромисса, он женится по расчету на Барбаре (Яна Гладких), девушке из высшего общества, тем самым открывая двери для выгодных знакомств в Берлине и новых горизонтов успешной карьеры. Казалось бы, схема простая, тысячи раз описанная у многих классиков, если бы не талант, которым обладает Хендрик. Что делать с ним? Может быть, ради него стоит простить все его прегрешения и измены? Простить-то можно, только, как ни крути, а в первую очередь он предает свой талант, и, во-вторых, его талантом пользуются те, кто объявил себя властителем мира, а остальных – мусором, пригодным только для удобрения.

К сожалению, в спектакле упущен момент, касающийся внутренних метаморфоз героя, когда он пытается заглушить голос совести и пробует
спастись, удовлетворившись любовью почитателей, даже таких как Генерал – откровенный нацист. По идее, весы Фемиды в отношении ангажированной звезды должны постоянно колебаться. То перевешивают прагматизм и
слава, то вспышки сомнений и стыда. Пока этих внутренних терзаний, делающих этот образ особенно интересным, у Кравченко нет. Подобно сильной беговой лошади на ипподроме, его герой преодолевает один барьер за другим, и горе тому, кто станет на пути любимца публики, растопчет, раздавит. Вместе с тем наступательная тактика мгновенно сходит на нет, как только перед ним появляется Генерал, печенками чувствуя исходящую от него угрозу. Поразительно интересная роль получилась у Николая Чиндяйкина.

Без всякого напора и энергично работающих мышц лица, одним только взглядом он гипнотизирует трусливых "кроликов", изображая из себя мецената и покровителя талантов, прекрасно зная, стоит ему захотеть и все будут его сапоги лизать. Самонадеянному Хендрику ка­жется, что он достиг такого положения в нацистской Германии, что может ногой открывать любую дверь высоких кабинетов. Но, как говорят в России, "рано пташечка запела". Когда баловень судьбы с очередной просьбой суется к Генералу, "вставшему не стой ноги", его тут же "сажают в лужу", и весь лоск с него слетает моментально. Но выбор сделан, он слишком далеко зашел, чтобы позиционировать себя гордым человеком, хотя отлично понимает: власть использует его, играет, как кошка с мышкой, и ни о каком человеческом достоинстве речи не может быть. В любой момент капкан может захлопнуться или того хуже – беспощадная машина Третьего рейха в виде разъяренного быка (на экране возникают кадры фильма, где Хендрик выступает в роли отважного тореадора) пронзит его острыми рогами под крики толпы, жаждущей зрелищ, и занавес закроется навсегда.


Политика В Кремле рассказали подробности разговора Путина и Трампа В Кремле рассказали подробности разговора Путина и Трампа

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил, что разговор Владимира Путина с американским коллегой Дональдом Трампом, прошедший накануне, был очень содержательный и продолжительный по времени.

В мире Неизвестный корабль зашел в воды под юрисдикцией Венесуэлы Неизвестный корабль зашел в воды под юрисдикцией Венесуэлы

Венесуэльские власти просят правительство Кюрасао о сотрудничестве в расследовании инцидента с пришвартованным в порту острова кораблем, который до этого зашел в воды Венесуэлы и протаранил судно береговой охраны.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура С Леонидом Зориным ушла целая эпоха советского театра С Леонидом Зориным ушла целая эпоха советского театра

Он родился в Баку в 1924 году, окончил бакинский университет и московский литературный институт имени Горького, начав писать стихи в 10 лет, и потом навсегда прикипев к театру, став профессиональным драматургом и сценаристом, другом Олега Ефремова, Георгия Товстоногова, Владимира Андреева, Михаила Ульянова и многих, многих театральных деятелей.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.