27 мая 2015, 11:34, Любовь Лебедина

Театральный роман Беляковича с Дорониной ждет продолжения

Народный артист России Валерий БЕЛЯКОВИЧ (на фото) хорошо известен в театральной среде в основном как режиссер и строитель своего Театра на Юго-Западе. С этим неугомонным художником вечно что-то происходит, он не любит сидеть на месте. То ставит спектакли в МХАТе имени Горького, куда Татьяна Доронина допускает немногих, то едет на постановки в Японию, Южную Корею, где его ждут, и он за 20 репетиционных точек ставит кассовые спектакли. История с его назначением, а потом несправедливым увольнением из Театра имени Станиславского наделала много шума. Но после этого Белякович не сдался, не ушел в астрал, он набрал новый курс в РАТИ, вернулся в Театр на Юго-Западе, поездил по провинции, доказав всем, что и там есть отличные коллективы, и теперь просится поехать со своим театром на гастроли в Донбасс и Луганск.

Театральный роман Беляковича с Дорониной ждет продолжения

В прежней беседе, которая состоялась два года назад, вы говорили, что собираетесь открыть в Театре на Юго-Западе новую сцену. Ваша идея реализовалась?

– Да, мы открыли новую сцену, которая называется Арт-кафе. Находится она внизу основного здания в подвале, чтобы там актеры выпускали "пар", показывая свои самостоятельные работы. Надо сказать, эта сцена пользуется большой популярностью у зрителей, и даже спектакль моей ученицы о Лермонтове, сделанный к его юбилею, был приглашен на фестиваль в Пензу, возили его и в Петербург. Там же состоялся и литературный спектакль поэтов Серебряного века. В этом зале на сто человек часто не хватает мест для желающих попасть на представление.

– Значит, в этом подвальном пространстве ставят ваши ученики и вы сами?

– Нет, я не ставлю, потому что уходящий сезон был очень забит у меня, приходилось много ездить на постановки. У нас артисты замечательные, они не любят сидеть сложа руки, и когда я приехал из Южной Кореи, то показали работу, посвященную Дню Победы, заставив меня прослезиться. Что удивляет, поскольку многим сейчас актерам ничего не нужно или делается только за деньги.

– Ну а билеты дорогие?

– Примерно такие же, как на основной сцене, – от одной тысячи до 2,5 тысячи рублей.

– В связи с инфляцией театр ощутил спад зрителей?

– Количество зрителей не уменьшилось, но мы на себе хорошо почувствовали повышение цен.

– А на оформлении спектаклей это как-то сказывается?

– В художественном оформлении у нас присутствует в основном минимализм, так сказать, делаем спектакли из ничего.

– То есть бедностью вас не удивишь?

– Ни в коем случае. К примеру, еду я на машине и вижу на помойке выброшенный ворох старой одежды, останавливаюсь, беру, привожу в театр, сдаю в химчистку и потом использую в своих спектаклях. Поэтому в моем новом доме, который я недавно построил, чердак превратился в костюмерную.

– На днях я слышала по "Эхо Москвы", что в театрах будут вводиться попечительские советы, цель которых – принимать новые спектакли до выхода на публику, чтобы не повторялись истории, подобные "Тангейзеру". Говорят, в эти советы могут входить священники, общественные и культурные деятели. Не кажется ли вам, что это возвращение цензуры в новом формате?

– Я не знаю, что из этого получится, но, основываясь на своем личном опыте, могу сказать следующее. Когда мы открывали свой театр, то не знали, что спектакли надо сдавать Московскому комитету по культуре, и три года играли без всякого контроля. Именно тогда возникли у нас и "Дракон" Евгения Шварца, и "Носороги" Эжена Ионеско, которые запрещали ставить. И вот спустя какое-то время наш спектакль "Носороги" вместе с "Самоубийцей" Эрдмона в Театре Сатиры и "Борисом Годуновым" Пушкина на Таганке закрыли. Валентин Плучек как-то вывернулся, Юрий Любимов уехал за границу, а нас вообще прикрыли. Я три месяца боролся и доказывал, кто мы. Меня вызывали в горком партии (тогда я был членом КПСС) и, на свое счастье, встретил Тамару Васильевну Стрельцову, занимавшую пост заместителя министра культуры СССР. Я ей все рассказал, после чего она заявила: "Ваш театр мы откроем, потому что вы молодцы, но теперь из главка к вам будет приезжать комиссия и принимать спектакли". Но мы их упредили и создали свой попечительский совет, куда входили Сергей Аверинцев, режиссеры Юрий Карасик, Владимир Мотыль, мать Владимира Высоцкого Нина Максимовна Серегина, и сдавали им "Русские люди", после чего принимал главк. Это был страшный бой, а Нина Максимовна такую сказала правду, после чего возражать было бессмысленно. Но потом не стало Андропова, и вся партийная цензура заглохла. Вот что такое попечительский совет. Но для этого руководителям театров надо потрудиться, чтобы он не столько контролировал, сколько помогал. Могут ли священнослужители принимать участие в мирских мероприятиях, это большой вопрос, хотя Патриарх Кирилл как гражданское лицо был на моем спектакле "Мастер и Маргарита" в театре у Татьяны Дорониной, и он ему понравился. Наверное, немалую роль здесь сыграло и обаяние Татьяны Васильевны.

– Скажите, а ее обаяние по-прежнему действует на вас?

– Конечно, так как великих актрис у нас почти не осталось. Для меня большой трагедией стала смерть Майи Плисецкой, в общении с которой случались и комические моменты. Когда отмечали 60-летие Майи Михайловны, мы с друзьями пришли на ее юбилей. В первой части она танцевала Кармен, во второй – сцены из "Чайки". После выхода со сцены ее встречала толпа друзей, но она почему-то выхватила взглядом меня, совершенно незнакомое лицо, и стала со мной общаться. Я тогда поразился, насколько просто и без всякой фанаберии она умеет строить диалог, поэтому рядом с ней не ощущаешь себя пигмеем. А однажды в Давосе она и Щедрин приняли меня за подозрительного бездомного, стоящего у машины, где выгружали их чемоданы. Конечно, Доронина из числа настоящей русской интеллигенции, убывающей на наших глазах. В 82 года она тащит театр на своих плечах, ну а вина СТД заключается в том, что ее коллектив задвинули, будто его и нет на театральной карте.

– А теперь, если вы не против, давайте вернемся к вашему партийному билету. Кстати, Владимир Сорокин написал киносценарий "Ленин" и теперь ищет артиста на роль вождя мирового пролетариата и режиссера будущего фильма, которому Фонд кино оказал материальную поддержку в 60 миллионов рублей.

– Я бы с удовольствием сыграл Ленина. Мне нравится писатель Владимир Сорокин. Думаю, это будет интересно. А в отношении партийного билета могу сказать одно: я его не жег перед телекамерами, как Марк Захаров. Взносы не плачу, и билет продолжает лежать в моем письменном столе. Если честно, я никогда не отказывался от идей социализма. Вся моя жизнь связана с тоской по несбывшемуся коммунизму. Да, казалось бы, в материальном плане мы выиграли, но почему нельзя было соединить свободу творчества с коммунизмом, почему надо было высмеивать те идеи, в которых мы формировались, и выбрасывать их на свалку, в том числе прежние убеждения.

– Скажите, пожалуйста, вы могли бы сейчас с театром поехать на юго-восток Украины и выступить там?

– Это было бы счастьем для нас, потому что первый раз мы выехали на гастроли в цветущий Донбасс, а потом Крым и Севастополь. Для меня это родные города, и после нашего разговора обязательно позвоню в отдел гастролей Министерства культуры и предложу кандидатуру нашего театра, только дорогу надо будет оплатить, а выступать мы будем бесплатно. И если нам этой поездкой удастся хоть чуточку сдвинуть с замороженной точки события в Донецке и Луганске, то, считай, мы свою культурную и политическую миссию выполнили. Мы также были первым русским театром, который приехал на гастроли в Южную Корею. Там же в Сеуле я недавно завершил работу над "Ромео и Джульеттой" Шекспира.

– Я знаю, что вас любят в Японии, куда два раза в году вы выезжаете на постановки, а вот про Корею ничего не знала.

– Первый спектакль, с которым мы приехали в Корею, был "Гамлет", а человек, который через 25 лет встречал меня, сказал: "Я вас сопровождал во время вашего первого визита и сидел на ваших репетициях, пообещав себе, что буду режиссером, и стал им". Я там же сказал корейцам: "Мы ставим спектакль о злобе и вражде, но мы все должны сделать, чтобы искоренить это зло. В вашем театре будет премьера 9 мая. А у нас в этот день состоится салют Победы, во время которого я буду думать о вас. Я хочу, чтобы вы тоже испытали праздничное настроение".

– Хотелось бы знать, помимо восточных театральных романов, насколько долго продлится ваш роман с Дорониной?

– Ну, это мне неизвестно, все зависит от нее. Недавно она сделала мне совершенно неожиданное предложение – сыграть вместе с ней в пьесе "Игра в джин".

– Ну а Японию тоже не можете забыть?

– Не имею права, поскольку я художественный руководитель театра "Доуэн". Недавно поставил там "Ревизора", и теперь надо думать о следующей постановке. В Японии существует особая система – в каждом городе есть Союз любителей театра, они соединяются, выбирают председателя, секретариат и вбрасывают деньги на новые постановки. Попечительских советов, как и художественных советов, придуманных советской властью, у них нет.

– В нашей жизни вообще происходят странные вещи. К примеру, сняли с должности начальника Московского комитета по культуре господина Капкова, приложившего руки и к вашему увольнению из Театра имени Станиславского, хотя писем против вас никто не писал… Тем не менее его "наноновации", связанные с внедрением клубной системы в драматические театры, в частности в Театр имени Ермоловой, Гоголь-центр, продолжают действовать. Причем зрители не ломятся туда.

– Конечно, я не испытываю нежных чувств по отношению к свергнутому Капкову, но, по-моему, дела в ермоловском театре обстоят не так уж плохо. В этом я убедился на премьере "Ревизора". В Театре имени Станиславского такой закатили ремонт, что, попав туда, "балдеешь" от немыслимой красоты. А теперь я спрошу: вас не возмущает, что актриса Ирина Апексимова стала директором двух театров – Романа Виктюка и Театра на Таганке? И это произошло при новом главе Департамента по культуре. Выходит, у нас к дефициту худруков добавился дефицит и квалифицированных директоров?.. Или все вопросы с кадрами решаются на тусовках?..

– Ну а из Театра Станиславского кто-нибудь звонит вам?

– С Владимиром Кореневым у меня по-прежнему сохраняются дружеские отношения. В этом же театре я смотрел "Анну в тропиках", там даже висит мой портрет среди тех режиссеров, которые работали в нем. Я также поздравил нынешнего руководителя Юхананова с прекрасным ремонтом, на который все-таки нашли 25 миллионов рублей. Хочется увидеть его "Синюю птицу", идущую три вечера, поскольку в спектакле играет вместе с женой Владимир Коренев. Я его очень уважаю и как человека театра, и как личность.

– Выходит, вы не мстительный?

– А за что мстить? Если бы я был мстительным, то давно бы умер. И сколько бы мне артисты не делали разных пакостей, я их прощаю. Ведь они сами себе укорачивают жизнь, потому что работают на нервах. Так и мой брат, и Авилов уже ушли из жизни, а могли бы еще долго радовать нас своим мастерством.

– Я догадываюсь, почему актеры пьют…

– Во-первых, потому что играют на струнах своей души, и на каждом спектакле рвут их. И если он, к примеру, сыграл Гамлета, то потом очень трудно выйти из образа, иначе сойдешь с ума, вот алкоголь и помогает. Сцена одновременно и лечит, ибо когда артист выходит на подмостки, то о своих болячках тут же и забывает, но и калечит тоже, расшатывая нервную систему. Поэтому в основе отношений к артистам у меня любовь. Например, приехал к корейцам на постановку, а у них не получается, и я кричу на них, но тут же на репетиции даю понять, что лично против них ничего не имею.

– А как вы добиваетесь нужного результата, ведь между вами и артистами стоит переводчик?

– Да я могу работать и без переводчика. К примеру, в Японии во время первых репетиций переводчик не явился, заболел, и тогда в сценах ярости я изображал тигра. Целый день прорычал. И они понимали. А когда в Сан-Франциско ставил "На дне", то иногда тоже обходился без переводчика. Сейчас я организую свою корпорацию под названием "Белякович", где в буклете будут указаны все мои спектакли, которые я хочу ставить в разных городах со своей группой людей. Потому что для многих провинциальных театров часто возникает проблема, где найти режиссера, а тут – пожалуйста.

– Это вы делаете ради денег?

– Нет, ради своих ребят. Я хочу доказать всем, что в любом провинциальном театре можно за 20 дней поставить хороший спектакль. Только для этого нужны настоящие профессионалы, сполна отвечающие за реализованный проект.

– Одним словом, вы закрепляете авторство в режиссерской профессии, которого почему-то, в отличие от художников, нет в режиссерском цеху. Чуть раньше вы сказали, что ваши артисты поставили спектакль, посвященный 70-летию Победы. А что лично для вас означает этот праздник?

– Мои убеждения не меняются. Как в меня вдохнули социалистические идеалы, так они во мне и живут, и ничем их не вытравишь. Я же в деревне до семи лет воспитывался, и моя бабушка восемь детей родила, самый лучший из них был Роман. Во время войны он погиб, только до сих пор неизвестно, где похоронен. Поэтому для всех нас он герой. И когда мать приехала в Россию и стала председателем колхоза, то познакомилась с Романом, моим отцом. А когда у меня сын родился, то я его тоже назвал Романом. И когда мне выдавали паспорт, то в графе национальность я поставил белорус. "Почему? – спросили меня. – Ведь отец у тебя русский". – "Да потому, что каждый третий в Белоруссии во время войны погиб. Поэтому я хочу, чтобы нас было больше". И без этих священных вещей, как для меня, так и для других, люди превращаются в быдло. Фактически это единственный праздник, который по-прежнему объединяет народы всего постсоветского пространства.

Валерий Белякович: "А судьи кто?!"

Политика США пригрозили Турции новыми санкциями США пригрозили Турции новыми санкциями

США готовы ввести дополнительные санкции против Турции, если Анкара не прекратит наступление на севере Сирии, заявил министр финансов Стивен Мнучин, его слова передает агентство Франс Пресс.

Экономика Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ

За два года из Еврогазбанка было выведено 3,3 млрд гривен через кредитование структур, косвенно связанных с менеджментом банка. Об этом сообщает Фонд гарантирования вкладов.


Культура Зло, совершающееся под покровом ночи Зло, совершающееся под покровом ночи

14 октября в 21.00 на телеканале "Россия 1" состоится премьера восьмисерийного фильма "Холодные берега", поставленного режиссёром Сергеем Комаровым по сценарию Алана Хурумова и Марии Ваксман (производство кинокомпании Star Media).