1 июня 2015, 13:52, Владимир Гурвич

Арктика не станет помойкой

В России создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Недавно состоялось первое ее заседание, на котором были определены основные задачи и приоритеты этого органа. Его появление вполне закономерное явление, ведь сегодня мир переживает настоящий ренессанс интереса к этой части нашей планеты.

Арктика не станет помойкой

Мир смотрит на Север

Россия – северная страна, а потому северным районам, включая Арктику, всегда уделялось повышенное внимание. И не только в России. В последние годы интерес к этой части земного шара возрос у всей планеты. Для этого существует ряд веских причин. В первую очередь это глобальное потепление; арктические широты больше не выглядят такими непреступными, в результате желание там работать появилось не только у государств, которые непосредственно прилегают к ним, но и у многих стран, которые расположены далеко от них. Увеличивается интерес к арктическим транспортным возможностям и, разумеется, к сырьевым кладовым, спрятанным под толщей льда. По оценкам американских ученых, в них содержится до 30% мировых запасов газа и 13% мировых запасов нефти. По данным же академика Николая Лаверова, общая оценка запасов углеводородов в Арктике составляет около 100 миллиардов тонн условного топлива, при этом на Арктику приходится 58% всех мировых запасов углеводородов на шельфе. Не случайно многие правительства всерьез рассматривают возможность организации экспедиций и проведение геолого-разведочных работ.

Для России причины интереса к Арктике несколько отличаются от тех, которые влияют на другие страны. В первую очередь традиционно речь идет об обеспечении обороноспособности. Но при этом новой милитаризации Арктики не происходит. Россия возвращается на свои исходные рубежи, которые покинула после краха Советского Союза, считает член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при СФ РФ, член Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Вячеслав Штыров. В свое время там была создана мощная оборонительная линия, протянувшаяся от Мурманска до бухты Провидения. Сейчас эта система восстанавливается. Не стоит забывать, что в годы Второй мировой войны немецкие корабли и подлодки плавали там почти как у себя дома.

Для России северные регионы имеют и большое экономическое значение, они являются основными поставщиками сырья, в первую очередь нефти и газа. Об этом наглядно свидетельствует такой факт: на каждого северянина приходится в два раза больше произведенного валового продукта, чем в среднем по стране. Логика экономического развития такова, что приходится двигаться от умеренных северных широт все дальше в высокие широты, где расположены перспективные месторождения топлива.

Еще один важнейший интерес России к Заполярью связан с судьбой Северного морского пути. Во времена СССР максимальное количество перевозимых по нему грузов достигало 10 млн тонн. В постсоветское время были годы, когда эта величина падала до менее 1 млн тонн. Сегодня грузопоток возрастает и находится на уровне 2–3 млн тонн. Однако задействован маршрут неравномерно, более всего интенсивны перевозки в западном секторе и связаны с работой Норильского комбината, а также с транспортировкой нефти и газа. А вот в восточной части пути по-прежнему перевозится грузов раз в десять меньше, чем в советский период.
Есть разные оценки, сколько можно перевезти грузов по Северному морскому пути. Максимальный прогноз – 55 млн тонн в случае продолжения глобального потепления. Однако более реалистическая величина – к 2030 году грузооборот достигнет 5 млн тонн.

Как ей управлять?

Все это заставляет по-новому взглянуть на Арктику. Правительство РФ приняло целый пакет арктических документов, в том числе стратегию социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации до 2020 года. А в мае 2014-го появился крайне важный указ президента РФ, который определил сухопутную часть арктической зоны нашей страны. Таким образом, официально образовался объект для управления. В него входят полностью четыре субъекта Федерации и еще четыре – частично.
В этой связи сам собой возник вопрос, каким образом управлять развитием арктической части России? Были разные предложения, в частности, по созданию соответствующего министерства. После дискуссий выбрали форму комиссии по вопросам развития Арктики, которая наделена широкими полномочиями.

Где она кончается?

Как ни странно, но сегодня в мире не существует общепризнанного определения, что такое Арктика, отмечает член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко. В распространенном понимании считается, что это территория вокруг Северного полюса, в основном она состоит из вод Северного Ледовитого океана. Но есть и другие мнения, одно из них ограничивает Арктику зоной вокруг Полярного круга, граница которой проходит по 66-й широте. По другим представлениям Арктика простирается до побережья выходящих к ней государств. Этот вопрос имеет не только чисто академическое, но и политическое значение, ведь в зависимости от его решения строятся отношения между арктическими и прочими державами. Более того, он приобретает все большую значимость, учитывая рост интереса к Арктике.

Есть целый ряд международных документов, которые регулируют пребывание и экономическую деятельность в Арктике. В отличие от Антарктиды, где существует общий договор о статусе этого континента, суть которого в том, что он не принадлежит ни одной стране, по Арктике такого соглашения не заключено. Вместо этого действует ряд конвенций. Основная из них – Конвенция ООН по морскому праву, которая определяет принципы судоходства в этом регионе.

Пожалуй, одно из самых любопытных соглашений связано с островом Шпицберген. Какое-то время его статус был неопределен, пока в 1920 году не была заключена Парижская конвенция. Согласно ей, эта земля отдавалась Королевству Норвегия, однако хозяйственную деятельность на ней могли вести все подписанты. Но в первую очередь Норвегия и Россия. Пример Шпицбергена очень важен, это одна из первых попыток урегулирования спорных территориальных вопросов в этой зоне. Правда, до конца его нельзя считать решенным, споры о том, кто распоряжается там, продолжаются, периодически вспыхивая конфликтами. И все же в целом это положительный пример международного сотрудничества.

Да и вообще сегодня в Арктике, несмотря на сохраняющие разногласия и соперничество, в целом преобладает настрой на мирное решение всех спорных вопросов. Это, например, позволило подписать в 2010 году договор о разграничении морских пространств между Россией и Норвегией.
Сегодня высшим органом меж­дународного сотрудничества является Арктический совет, образованный восьмью арктическими державами. Пять из них имеют непосредственный выход в Арктику плюс Финляндия и Швеция и Исландия, которые им не обладают. Арктический совет собирается на свои сессии раз в год, за время его работы подписан ряд документов. Один из них о борьбе с загрязнением арктического региона нефтью. Это говорит о наличии в Арктике международного права, хотя пока оно еще далеко до полного сформирования. Так, до сих пор не ратифицировано соглашение о разграничении морских границ между СССР и США, которые подписали еще госсекретарь Бейкер и министр иностранных дел Шеварднадзе.

Круиз на Северный полюс

Неожиданным направлением развития Арктики можно считать туризм. Существует восемь основных туристических направлений: канадская Арктика, Гренландия, Шпицберген, архипелаг Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, ост­ров Врангеля, Северный морской путь. А венчает это ожерелье Его величество Северный полюс. Многие туристические компании в самых разных странах предлагают туры в эти места.

Активно развиваться арктический туризм начал в 90-е годы. Это было связано с распадом СССР. Дело в том, что в арктических водах можно плавать только на судах повышенного ледового класса. Тогда значительная часть подобных советских плавсредств оказалась не у дел. Им на помощь пришли туристы. Эти суда фрахтовались для их нужд.

Российская часть Арктики интересна с многих точек зрения. Здесь есть большое число уникальных мест, но отдельно стоит Северный полюс, до которого можно добраться только на российских атомных ледоколах, так как никто больше не обладает таким флотом. А гарантировано дойти до северного пупа земли может лишь судно такого класса.

Еще один интересный туристический объект – Земля Франца-Иосифа. Здесь находится национальный парк "Русская Арктика". Поток желающих его посетить возрастает с каждым годом. Помимо природы там расположено много памятников истории. В конце XIX – начале XX века развернулась настоящая гонка за лавры первооткрывателя Северного полюса. Было организовано множество экспедиций на него и большинство из них стартовали именно с Земли Франца-Иосифа. Вечная мерзлота сохранила то, что осталось от них. Можно зайти в оставшийся с той поры домик и станет казаться, что совсем недавно тут были люди. На самом деле они покинули это жилище более столетия назад.

Другой маршрут ведет на северную оконечность Новой Земли, где также существует национальный парк с уникальной флорой и фауной. Любители белых медведей, добро пожаловать на остров Врангеля. Но главная и самая известная достопримечательность – Северный морской путь – легендарный маршрут. Есть возможность повторить движение множества экспедиций, начиная с XVII века, их останки до сих пор сохраняются на этих просторах.
Как ни странно, но 90% приезжающих на Российский Север туристов – иностранцы. Одна и главных причин – стоимость такого тура, прокатиться на атомном ледоколе стоит до 700 тыс. рублей. Это по средствам только людям с большим достатком. Но встречаются и те, которые давно мечтают о таком путешествии. И копят на него деньги годами. К сожалению, пока дешевле не получается, ведь в сутки такое судно расходует до 20 тонн дизельного топлива. К тому же надо понимать, что высадка на любой берег возможна только на вертолетах либо на лодках "Зодиак", так как капитаны кораблей из-за мелей не подходят близко к суше.

Хрупкая экосистема

Успех туристических начинаний в значительной степени зависит от экологической ситуации в Арктике. Арктика – это зона, которая плохо сама себя восстанавливает. Между тем ее влияние на климат велико, а уж для России – это один из фундаментальных его факторов. Знаменитая русская зима преимущественно формируется в этих широтах. В Арктике гнездятся десятки миллионов птиц, которые осенью улетают в теплые края, их гнездовье надо охранять.

Существует острая проблема очистки территории от прежней деятельности. Когда оценивали экологическое состояние российской арктической зоны, то были найдены десятки миллионов тонн отходов: бочки, сооружения, даже самолеты. Министерство природы утвердило программу по очистке Арктики до 2025 года в размере 220 млрд рублей. Сумма немалая, но недостаточная. На помощь приходит общественность. Так, Русское географическое общество организует экспедиции по очищению территорий.

Другое направление охраны хрупкой арктической среды – ужесточение экологического законодательства. Это весьма актуальная тема, если учитывать, что самый большой загрязнитель арктических земель – Норильский никелевый комбинат.

Глобальное потепление несет для Арктики чрезвычайно опасные последствия. Океан наступает на сушу. Сокращается территория тундры, а с нею – места обитания животного мира. Происходит таяние вечной мерзлоты. Это не только крайне тревожное явление для существующей там инфраструктуры, но и освобождает парниковые газы, которые уходят в атмосферу и еще больше ее нагревают. И пока человечество мало на что может повлиять.

Обманчивая тишина

Но все ли так спокойно в белом безмолвии? В Арктике есть целый ряд нерешенных вопросов, являющимися потенциальными конфликтами. Их можно разделить на две части. Первая часть – разные точки зрения арктических государств и остальных стран на принадлежность арктических земель и вод. Арктический совет считает, что если посмотреть на эту территорию с космического корабля, то можно увидеть внутреннее море, омывающее берега всего пяти государств. В связи с этим Арктический совет утверждает, что никогда морское право в полном объеме здесь не применялось. А все спорные вопросы должны решать между собой члены этой организации.

С такой постановкой вопроса не согласен остальной мир, он считает, что к Арктике применимо стандартное морское право. Морская конвенция от 1922 года четко разграничивает морское пространство планеты. Есть 12-мильная зона – водная территория государства и есть 200-километровая его экономическая зона. Остальное принадлежит всем. Таким образом, и в Арктике есть такая же ничейная зона. И пока эта коллизия не разрешена.
Но и арктические государства спорят между собой. Дело в том, что границы определяются не только береговыми линиями, но и подводными хребтами. Так, датчане доказывают, что подводный хребет Ломоносова, который проходит под Северным полюсом, – продолжение Гренландии. Следовательно, все, что вокруг него, это датский шельф. С таким утверждением не согласна Россия. Хребет Ломоносова, хребет Менделеева – продолжение российской территории. И все, что расположено по его оси, принадлежит России. И спор о том, чей флаг должен развиваться на Северном полюсе – российский или датский, – продолжается. И это далеко не единственное разногласие.
И все же существует надежда, что в XXI веке Арктика будет территорией мира и международного сотрудничества.


Политика Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки

Президент Владимир Путин назначил Владимира Солодова, занимавшего должность председателя правительства Якутии, временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН" Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"

Композитор Денис Ковальский и певица PAVLA не в первый раз выступают в творческом тандеме. Их работы "Разбей телефон" и "Беззаветная любовь" в свое время завоевали сердца слушателей и заняли верхние строчки хит-парадов.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.