16 июня 2015, 11:25, Алексей СТЕПАНОВ, доктор исторических наук

Грустная история летающей легенды

О самолете МиГ-3 слышали и знают даже те, кто никогда не соприкасался с историей авиации. Красивые внешние очертания и богатая боевая история сделали его одним из наиболее известных советских истребителей периода Великой Отечественной войны. Именно на нем начинал воевать знаменитый советский ас А.И. Покрышкин. МиГи вошли в историю, защищая небо Москвы от налетов фашистских бомбардировщиков. Это был не просто самолет "нового поколения". Среди своих "ровесников" – истребителей Як-1 и ЛаГГ-3, штурмовика Ил-2 и бомбардировщика Пе-2 – МиГ-3 являлся самым распространенным к началу Великой Отечественной войны. Ему принадлежала честь называться самым быстрым советским самолетом. Статические экспонаты МиГов ныне можно увидеть в музее на Поклонной горе и в Музее ВВС в Монино.

Грустная история летающей легенды

Но мало кто задавался вопросом – как был создан этот легендарный самолет? А его рождение было связано с достаточно печальными обстоятельствами.

Достаточно красноречиво ситуацию с проблемами опытного самолетостроения конца 1930-х годов описал соратник А.Н. Туполева Л.Л. Кербер: "Чтобы создать хотя бы иллюзию опытного самолетостроения, тогдашний нарком

М.М. Каганович… в здание бывшего туполевского бюро перевел группу второстепенных авиаконструкторов – Беляева, Шевченко, Гудкова, Горбунова и других. Возможно, они и были способными людьми, но, к сожалению, ничего путного не создали. Этого следовало ожидать, ибо в тех условиях помимо способностей требовалось иметь дьявольскую пробивную силу, чтобы проникнуть в верха и завоевать там авторитет".

Такой "пробивной силой" был обусловлен, в частности, стремительный взлет конструктора Артема Ивановича Микояна. Он родился 5 августа 1905 года в семье плотника. В 1923-м его старший брат Анастас, возглавлявший в то время Юго-Восточное бюро ЦК ВКП(б) в Ростове-на-Дону, позвал его к себе. Вступив в ВКП(б) и переехав в Москву, А.И. Микоян вначале был токарем на заводе "Динамо", а с 1928-го стал секретарем партийной организации Октябрьского трамвайного парка. Вернувшись из армии, стал партийным функционером, поступил в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. По окончании инженерного факультета в 1937-м первоначально был военпредом на сборке самолетов на серийном заводе, а затем его перевели в ОКБ Поликарпова и назначили на должность начальника бригады по внедрению в серию истребителей И-153. Отметим тот факт, что брат наркома авиапромышленности – Ю.М. Каганович – с начала 1939 года работал заместителем у А.И. Микояна в Наркомате внешней торговли.

Карьера А.И. Микояна была напрямую связана с продвижением его старшего брата – Анастаса Ивановича Микояна. Резкий скачок в его карьере произошел в июле 1937-го, когда он стал заместителем председателя Совета Народных Комиссаров. Именно А.И. Микояну принадлежали крылатые фразы: "Сталин – это Ленин сегодня" и "Каждый гражданин СССР – сотрудник НКВД". Имея за спиной такую поддержку, А.И. Микоян-младший мог не бояться за свое будущее.

В конце 1939-го по указанию Наркомата авиапромышленности на одном из самых мощных советских авиапредприятий – московском авиазаводе № 1 – была создана специальная комиссия, рассматривавшая вопрос о его загрузке новыми самолетами. Председателем комиссии был начальник производства завода Ю.Н. Карпов. В качестве кандидата на серийный выпуск был истребитель И-26 Яковлева. Ознакомившись с машиной, комиссия приняла участие в совещании, которое было созвано директором завода для принятия решения. От имени комиссии Ю.Н. Карпов рекомендовал внедрить И-26 в 1940 году. Однако особое мнение высказал член комиссии А.Т. Карев. Он заявил о существовании в ОКБ Поликарпова последнего проекта с более высокой предполагаемой скоростью, чем И-26. На следующий день директор завода П.А. Воронин и парторг В.Г. Одинцов ознакомились с проектом, сочли его лучшим и немедленно доложили об этом в наркомат, отправив туда всю документацию по эскизному проекту. Наркомат, в свою очередь, известил о проекте И-200 командование ВВС и ЦК ВКП(б), откуда была получена санкция о немедленной организации работ по постройке и серийному производству этой машины…

Исследователи истории авиации Ю.А. Гугля и В.П. Иванов ярко описали атмосферу травли конструктора Н.Н. Поликарпова после его возращения из командировки в Германию в конце 1939 года: "Однако после приезда пришлось заниматься не проектированием, а решением сложного организационного вопроса. Оказалось, в отсутствие Николая Николаевича, на заводе № 1, где размещалось его ОКБ, создали опытно-конструкторский отдел во главе с двумя его заместителями – А.И. Микояном и М.И. Гуревичем. Туда, кроме половины рядовых сотрудников попали и многие ведущие специалисты: В.А. Ромодин, Н.И. Андрианов, Н.З. Матюк, А.Т. Карев, Д.Н. Кургузов и др. Переводили, как говорится, кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: "Поликарпов конченый человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. А у Микояна брат наверху…". Новое КБ получило для использования и одну из последних разработок поликарповского коллектива – эскизный проект "К". На его основе вскоре и был создан И-200 (МиГ-1).

Руководство авиазавода № 1 было заинтересовано в подобном развитии событий. Во-первых, оно рапортовало "наверх" о супер­истребителе, что повышало его авторитет в глазах партийной и советской верхушки. Во-вторых, появлялся шанс избавиться от нежелательной серийной продукции – самолета ББ-22 Яковлева, а заодно с этим и от любых его "посягательств" на заводские мощности в целом в виде проекта истребителя И-26. В пользу этого, в частности, свидетельствовало Постановление Комитета Обороны № 224сс от 25 мая 1940 г. "Об организации серийного производства самолетов И-200 на заводе № 1 и о снятии с производства самолета ББ-22".

Ошеломленный Н.Н. Поликарпов 23 декабря 1939 года, всего через день после возвращения из Германии, написал пропитанное горечью письмо на имя начальника Первого главного управления: "Во исполнение данных мне ранее указаний Наркома об использовании мотора АМ-37, я еще с начала октября с.г. начал разработку скоростного истребителя под этот мотор, причем эскизный проект этого самолета просматривался мной вместе с т. Тетивкиным, но не был мною закончен до моего отъезда. Этот проект был представлен Наркому в моем и т. Тетивкина отсутствии директором завода № 1 т. Ворониным, был одобрен Наркомом, и для разработки его... организован ОКО, подчиненный непосредственно директору завода и изъятый из ОКБ, т.е. от меня, хотя я еще до сих пор не отстранен от должности Главного конструктора завода № 1.



Благодаря изъятию из состава ОКБ около 80 человек лучших конструкторов, занятых не только опытными работами по самолету И-153, но также и по другим самолетам (Гуревич – по СПБ, Кургузов – по СПБ и т.д.), работа по окончании проектирования объектов плана 1939 года сильно ослабилась, а по некоторым объектам затормозилась…

Исходя из изложенного, прошу Ваших срочных указаний о надобности и направлении работ нашего, оставшегося на заводе № 1, конструкторского коллектива. Необходимо Ваше решение: нужен ли наш конструкторский коллектив на заводе № 1, что ему делать, продолжать ли порученную ему работу по договорам с ВВС или же переходить на какую-либо другую и т.д.…".

Весной 1941-го МиГ-3 оказался в центре так называемого "Дела авиаторов". Участник тех событий, В.И. Алексеенко, служивший в НИИ ВВС ведущим инженером – руководителем бригады по испытаниям истребителей С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и  М.И. Гуревича, отмечает следующее: "Приближалась война, а хороших самолетов у советских ВВС было мало. Конечно, искали причины, почему страна затрачивает столько сил, а результата нет. А тут еще и давление на НИИ ВВС авиаконструкторов, которые пытались протолкнуть на вооружение Красной Армии свои недоработанные машины…". В первом же пункте "Выводов по приему и сдаче дел Научно-испытательного института ГУ ВВС Красной Армии" говорилось: "Бывший начальник НИИ Филин своим неправильным руководством тормозил создание и внедрение новых самолетов, а в ряде случаев, как это было, например, с самолетом МиГ-3, срывал с вооружения вполне современный и освоенный в серии самолет. Работа института проходила… без необходимого контакта с авиационной промышленностью". Вывод комиссии был однозначен: "Основным виновником неудачной работы в НИИ ВВС является Филин".

В результате интриг конст­рукторско-промышленного "лобби", в соответствии с приказом НКО от 31 мая 1941 года генерал-майор авиации А.И. Филин был предан суду военного трибунала, а затем расстрелян. В приказе прямо указывалось, что испытания новых самолетов, в том числе и МиГ-3, проходят неправильно. Начальник штаба НИИ ВВС, а также многие начальники отделений и ведущих инженеров были отстранены от должности как несоответствующие своему служебному положению. Все они были обвинены во вредительстве и торможении внедрения новой авиационной техники.

По злой иронии судьбы всего полгода спустя после начала Великой Отечественной войны, согласно решению И.В. Сталина, серийный выпуск МиГ-3 был прекращен в пользу увеличения выпуска штурмовиков Ил-2, после чего КБ Микояна так и не дало фронту ни одной серийной машины. Но это обстоятельство уже не могло помочь Н.Н. Поликарпову, который через два с половиной года скончался, не выдержав перенесенных потрясений, и ликвидированным специалистам.


Политика Экс-глава Госдепа США рекомендует всем купить учебники по русскому, а Захарова читать Маяковского Экс-глава Госдепа США рекомендует всем купить учебники по русскому, а Захарова читать Маяковского

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала слова бывшего главы Государственного департамента США Джона Керри, который в своем выступлении перед студентами Школы имени Кеннеди при Гарвардском университете рекомендовал молодым людям учить русский язык.

Экономика Цены на водку в России выросли Цены на водку в России выросли

Сегодня в субботу стало известно о том, что Минфин с 13 мая повышает цены на алкогольную продукцию. В цене вырастет водка, коньяк и ликероводочные изделия.


Общество Ушел из жизни внук Сталина Александр Бурдонский Ушел из жизни внук Сталина Александр Бурдонский

На 76-ом году жизни от продолжительной болезни скончался Александр Васильевич Бурдонский, после 16 лет взявший фамилию матери, чтобы продолжать свой путь самостоятельно и его имя не связывали с именем вождя всех народов.

Культура Встреча на "Висле" с польским кино Встреча на "Висле" с польским кино

В столичном кинотеатре "Иллюзион" состоялось открытие десятого фестиваля польских фильмов "Висла" – главного кинематографического события мая, которое проходит ежегодно.

Спорт Почему "Спартак" - чемпион, а "Ростов" остался без еврокубков Почему "Спартак" - чемпион, а "Ростов" остался без еврокубков

Первенство России по футболу 2016/17: "Спартак" вновь стал чемпионом, а "Ростов", наделавший столько шума в Европе, в итоге не попал даже во второй по значимости клубный турнир Старого Света.