16 июня 2015, 11:25, Алексей СТЕПАНОВ, доктор исторических наук

Грустная история летающей легенды

О самолете МиГ-3 слышали и знают даже те, кто никогда не соприкасался с историей авиации. Красивые внешние очертания и богатая боевая история сделали его одним из наиболее известных советских истребителей периода Великой Отечественной войны. Именно на нем начинал воевать знаменитый советский ас А.И. Покрышкин. МиГи вошли в историю, защищая небо Москвы от налетов фашистских бомбардировщиков. Это был не просто самолет "нового поколения". Среди своих "ровесников" – истребителей Як-1 и ЛаГГ-3, штурмовика Ил-2 и бомбардировщика Пе-2 – МиГ-3 являлся самым распространенным к началу Великой Отечественной войны. Ему принадлежала честь называться самым быстрым советским самолетом. Статические экспонаты МиГов ныне можно увидеть в музее на Поклонной горе и в Музее ВВС в Монино.

Грустная история летающей легенды

Но мало кто задавался вопросом – как был создан этот легендарный самолет? А его рождение было связано с достаточно печальными обстоятельствами.

Достаточно красноречиво ситуацию с проблемами опытного самолетостроения конца 1930-х годов описал соратник А.Н. Туполева Л.Л. Кербер: "Чтобы создать хотя бы иллюзию опытного самолетостроения, тогдашний нарком

М.М. Каганович… в здание бывшего туполевского бюро перевел группу второстепенных авиаконструкторов – Беляева, Шевченко, Гудкова, Горбунова и других. Возможно, они и были способными людьми, но, к сожалению, ничего путного не создали. Этого следовало ожидать, ибо в тех условиях помимо способностей требовалось иметь дьявольскую пробивную силу, чтобы проникнуть в верха и завоевать там авторитет".

Такой "пробивной силой" был обусловлен, в частности, стремительный взлет конструктора Артема Ивановича Микояна. Он родился 5 августа 1905 года в семье плотника. В 1923-м его старший брат Анастас, возглавлявший в то время Юго-Восточное бюро ЦК ВКП(б) в Ростове-на-Дону, позвал его к себе. Вступив в ВКП(б) и переехав в Москву, А.И. Микоян вначале был токарем на заводе "Динамо", а с 1928-го стал секретарем партийной организации Октябрьского трамвайного парка. Вернувшись из армии, стал партийным функционером, поступил в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. По окончании инженерного факультета в 1937-м первоначально был военпредом на сборке самолетов на серийном заводе, а затем его перевели в ОКБ Поликарпова и назначили на должность начальника бригады по внедрению в серию истребителей И-153. Отметим тот факт, что брат наркома авиапромышленности – Ю.М. Каганович – с начала 1939 года работал заместителем у А.И. Микояна в Наркомате внешней торговли.

Карьера А.И. Микояна была напрямую связана с продвижением его старшего брата – Анастаса Ивановича Микояна. Резкий скачок в его карьере произошел в июле 1937-го, когда он стал заместителем председателя Совета Народных Комиссаров. Именно А.И. Микояну принадлежали крылатые фразы: "Сталин – это Ленин сегодня" и "Каждый гражданин СССР – сотрудник НКВД". Имея за спиной такую поддержку, А.И. Микоян-младший мог не бояться за свое будущее.

В конце 1939-го по указанию Наркомата авиапромышленности на одном из самых мощных советских авиапредприятий – московском авиазаводе № 1 – была создана специальная комиссия, рассматривавшая вопрос о его загрузке новыми самолетами. Председателем комиссии был начальник производства завода Ю.Н. Карпов. В качестве кандидата на серийный выпуск был истребитель И-26 Яковлева. Ознакомившись с машиной, комиссия приняла участие в совещании, которое было созвано директором завода для принятия решения. От имени комиссии Ю.Н. Карпов рекомендовал внедрить И-26 в 1940 году. Однако особое мнение высказал член комиссии А.Т. Карев. Он заявил о существовании в ОКБ Поликарпова последнего проекта с более высокой предполагаемой скоростью, чем И-26. На следующий день директор завода П.А. Воронин и парторг В.Г. Одинцов ознакомились с проектом, сочли его лучшим и немедленно доложили об этом в наркомат, отправив туда всю документацию по эскизному проекту. Наркомат, в свою очередь, известил о проекте И-200 командование ВВС и ЦК ВКП(б), откуда была получена санкция о немедленной организации работ по постройке и серийному производству этой машины…

Исследователи истории авиации Ю.А. Гугля и В.П. Иванов ярко описали атмосферу травли конструктора Н.Н. Поликарпова после его возращения из командировки в Германию в конце 1939 года: "Однако после приезда пришлось заниматься не проектированием, а решением сложного организационного вопроса. Оказалось, в отсутствие Николая Николаевича, на заводе № 1, где размещалось его ОКБ, создали опытно-конструкторский отдел во главе с двумя его заместителями – А.И. Микояном и М.И. Гуревичем. Туда, кроме половины рядовых сотрудников попали и многие ведущие специалисты: В.А. Ромодин, Н.И. Андрианов, Н.З. Матюк, А.Т. Карев, Д.Н. Кургузов и др. Переводили, как говорится, кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: "Поликарпов конченый человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. А у Микояна брат наверху…". Новое КБ получило для использования и одну из последних разработок поликарповского коллектива – эскизный проект "К". На его основе вскоре и был создан И-200 (МиГ-1).

Руководство авиазавода № 1 было заинтересовано в подобном развитии событий. Во-первых, оно рапортовало "наверх" о супер­истребителе, что повышало его авторитет в глазах партийной и советской верхушки. Во-вторых, появлялся шанс избавиться от нежелательной серийной продукции – самолета ББ-22 Яковлева, а заодно с этим и от любых его "посягательств" на заводские мощности в целом в виде проекта истребителя И-26. В пользу этого, в частности, свидетельствовало Постановление Комитета Обороны № 224сс от 25 мая 1940 г. "Об организации серийного производства самолетов И-200 на заводе № 1 и о снятии с производства самолета ББ-22".

Ошеломленный Н.Н. Поликарпов 23 декабря 1939 года, всего через день после возвращения из Германии, написал пропитанное горечью письмо на имя начальника Первого главного управления: "Во исполнение данных мне ранее указаний Наркома об использовании мотора АМ-37, я еще с начала октября с.г. начал разработку скоростного истребителя под этот мотор, причем эскизный проект этого самолета просматривался мной вместе с т. Тетивкиным, но не был мною закончен до моего отъезда. Этот проект был представлен Наркому в моем и т. Тетивкина отсутствии директором завода № 1 т. Ворониным, был одобрен Наркомом, и для разработки его... организован ОКО, подчиненный непосредственно директору завода и изъятый из ОКБ, т.е. от меня, хотя я еще до сих пор не отстранен от должности Главного конструктора завода № 1.



Благодаря изъятию из состава ОКБ около 80 человек лучших конструкторов, занятых не только опытными работами по самолету И-153, но также и по другим самолетам (Гуревич – по СПБ, Кургузов – по СПБ и т.д.), работа по окончании проектирования объектов плана 1939 года сильно ослабилась, а по некоторым объектам затормозилась…

Исходя из изложенного, прошу Ваших срочных указаний о надобности и направлении работ нашего, оставшегося на заводе № 1, конструкторского коллектива. Необходимо Ваше решение: нужен ли наш конструкторский коллектив на заводе № 1, что ему делать, продолжать ли порученную ему работу по договорам с ВВС или же переходить на какую-либо другую и т.д.…".

Весной 1941-го МиГ-3 оказался в центре так называемого "Дела авиаторов". Участник тех событий, В.И. Алексеенко, служивший в НИИ ВВС ведущим инженером – руководителем бригады по испытаниям истребителей С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и  М.И. Гуревича, отмечает следующее: "Приближалась война, а хороших самолетов у советских ВВС было мало. Конечно, искали причины, почему страна затрачивает столько сил, а результата нет. А тут еще и давление на НИИ ВВС авиаконструкторов, которые пытались протолкнуть на вооружение Красной Армии свои недоработанные машины…". В первом же пункте "Выводов по приему и сдаче дел Научно-испытательного института ГУ ВВС Красной Армии" говорилось: "Бывший начальник НИИ Филин своим неправильным руководством тормозил создание и внедрение новых самолетов, а в ряде случаев, как это было, например, с самолетом МиГ-3, срывал с вооружения вполне современный и освоенный в серии самолет. Работа института проходила… без необходимого контакта с авиационной промышленностью". Вывод комиссии был однозначен: "Основным виновником неудачной работы в НИИ ВВС является Филин".

В результате интриг конст­рукторско-промышленного "лобби", в соответствии с приказом НКО от 31 мая 1941 года генерал-майор авиации А.И. Филин был предан суду военного трибунала, а затем расстрелян. В приказе прямо указывалось, что испытания новых самолетов, в том числе и МиГ-3, проходят неправильно. Начальник штаба НИИ ВВС, а также многие начальники отделений и ведущих инженеров были отстранены от должности как несоответствующие своему служебному положению. Все они были обвинены во вредительстве и торможении внедрения новой авиационной техники.

По злой иронии судьбы всего полгода спустя после начала Великой Отечественной войны, согласно решению И.В. Сталина, серийный выпуск МиГ-3 был прекращен в пользу увеличения выпуска штурмовиков Ил-2, после чего КБ Микояна так и не дало фронту ни одной серийной машины. Но это обстоятельство уже не могло помочь Н.Н. Поликарпову, который через два с половиной года скончался, не выдержав перенесенных потрясений, и ликвидированным специалистам.


Экономика За шесть месяцев 2017 года московские предприниматели набрали кредитов на 6,8 млрд рублей За шесть месяцев 2017 года московские предприниматели набрали кредитов на 6,8 млрд рублей

В 1 полугодии 2017 г. предприниматели Москвы получили в 3 раза больше кредитов и банковских гарантий благодаря гарантийной поддержке по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.


Общество Частная авиация – возможность совершать перелеты по всему миру с комфортом Частная авиация – возможность совершать перелеты по всему миру с комфортом

Частная авиация сегодня востребована как никогда. Спрос на аренду небольших самолетов, на которых можно отправится в любую точку мира, прежде всего обусловлен удобством. Не важно куда вы летите, на бизнес-встречу или отдыхать, заказ самолета дает свободу передвижения, полную независимость от расписания регулярных перелетов, а также гарантию того, что вы вовремя окажетесь в нужном месте. И, конечно, же страхует от нежелательного соседства с незнакомыми людьми.

Культура Алексей Учитель снимет фильм о Викторе Цое Алексей Учитель снимет фильм о Викторе Цое

Еще не улеглись страсти вокруг фильма "Матильда" Алексея Учителя, премьера которого намечена на октябрь этого года в Мариинке, а режиссер уже заявляет о новой картине "Виктор Цой" и просит у Фонда кино 90 миллионов рублей, где бюджет составит 150 миллионов рублей.

Спорт Чемпион мира по блицу Сергей Карякин раскрыл преступление века Чемпион мира по блицу Сергей Карякин раскрыл преступление века

Гроссмейстер Карякин со своими коллегами-шахматистами посоревновался в прохождении интеллектуального квеста с командой игроков “Мира Квестов”, за плечами которых уже более 200 квестов.