17 июня 2015, 11:41, Мария Безрук

"Кинотавр-2015": Про любовь, дерьмо и революцию

Поздравим себя! С тем, что пережили очередной "Кинотавр". С тем, что нам было что смотреть и о чём спорить. И пусть в этом году программа не баловала зрителя таким пиршеством режиссуры и драматургии как на минувшем "Тавре", но, тем не менее, конкурс состоялся – яркий, разножанровый, полноценный. И, если относиться к фестивалю, согласно установке Александра Роднянского, как к барометру современного российского кино, то в этом смысле "Кинотавр" выполнил свою функцию на сто процентов – выявил тенденции и продемонстрировал уровень отечественного кинематографа сегодняшнего дня. 

"Кинотавр-2015": Про любовь, дерьмо и революцию

 

Итак, жюри, под руководством Алексея Учителя, из 14-ти претендентов на главный приз сделало выбор в пользу романтической комедии Анны Меликян "Про любовь". Современный альманах, нашинкованный звёздами российского кино, всевозможными гаджетами и яркими приметами десятых, обошёл экспериментальные ленты, драмы, мелодрамы и политические манифесты. Весьма симптоматично, что зрители также поставили на первое место картину о любви, только молодежную – лирическую зарисовку Андрея Зайцева "14+", удостоенную специального диплома жюри. Очевидно, что уставшее от военных баталий и экономических катаклизмов общество, и даже представители творческой и интеллектуальной элиты, сегодня подсознательно ищут в кинематографе не духовной работы и социально-политических откровений, но в первую очередь отдыха и положительных эмоций. А это значит, что отечественный кинематограф, увы, медленно, но верно приближается к той самой функции, которую выполнял кинематограф 30-х – 40-х годов в СССР – пропагандистской и отвлекающей публику от ужасов реальной жизни. Напрашивается некоторая взаимосвязь между решением жюри по главному призу и присутствием на показе фильма-победителя министра культуры. Хотя Владимиру Ростиславовичу было бы весьма полезно ознакомится со всей конкурсной программой, созданной на деньги Министерства Культуры РФ и Фонда Кино, ныне подотчетного тому же Минкульту. И проблема даже не в том, что в конкурсе были более достойные и мастеровитые фильмы – конкурсная программа в целом в этом году была "на четверочку". Однако из всех жанров, воплощённых режиссёрами с той или иной степенью неоднозначности, жюри предпочло аполитичное кичеватое кино - местами забавное, местами пошлое, покабудки про любовь, а по сути - про циничное время, где отношения между людьми выстраиваются зачастую странным, патологичным образом. В определённой степени, лента весьма тенденциозна. И реакция зрителей на порою безвкусные шутки, отдающие резким запахом дешевой туалетной воды, свидетельствует лишь о снижении планки даже в кинематографической среде, где можно бы позволить себе и юмор потоньше, и сюжеты поинтереснее. Нежная драматическая интонация, присущая предыдущим картинам Меликян, в фильме "Про любовь" сведена к минимуму. Перед нами предстаёт достаточно жёсткий и безжалостный автор, поднимающий в сатирическом ключе проблемы современных взаимоотношений. Задумка, бесспорно, отличная и благородная. Но авторам сценария, к сожалению, не хватило глубины и литературного таланта, чтобы насытить драматургию сочной фактурой и вкусными диалогами. Очевидно, что историю спасает лишь звёздный состав, превращающий вульгарность в приём. И тем не менее, публика в восторге, министр доволен, жюри отдает награду с лёгким сердцем. А сообщество, тем временем, считывает коды – хватит социалки, эксперимента и драм. Держать общий курс на лёгкое развлечение, но стильное, типа мейнстрим. Страшно подумать, во что может вылиться такая тенденциозная установка к следующему "Кинотавру"…

Ещё одна тенденция нынешнего года – дефекация как приём художественной выразительности. Хозяин продуктового ларька в картине "Страна ОЗ" Василия Сигарева в исполнении неподражаемого Александра Баширова сидит в окошке для покупателей и читает книгу, звучно испражняясь интеллектуально и физически. Затем продукт распада выбрасывается вместе с ёмкостью прямо на улицу. Молодая монашка из "Спасения" Ивана Вырыпаева заходит в туалетную комнату, спускает трусики и долго задумчиво сидит на унитазе. Молодая героиня из новеллы про косплейеров альманаха "Про любовь" - Маша Шалаева, попадает в милицию, где полицейская – Равшана Куркова долго и тщательно ковыряется в её анальном отверстии в поисках наркотиков. Юная дева, в которую влюблены все четверо героев картины "Тряпичный союз" Михаила Местецкого, приходит в гости на дачу к парням и без стеснения присаживается пописать прямо посреди огорода на глазах у ошарашенных ребят. Дети в картине "Пионеры-герои" массово сдают кал в коробочках. Одна из девочек от волнения не смогла выполнить "домашнее задание". Но на выручку приходит подруга и заполняет коробок "контентом" непосредственно в школьном туалете. Дефекационную тему фестивальной программы подытожил герой Петра Фёдорова во внеконкурсной картине Петра Буслова "Родина" крикнув "Русские, вы – говно!". Поистине, стоило ждать 8 лет пока замысел режиссёра наконец-то реализуется на экране, чтобы услышать это откровение.

Конкурсная программа нынешнего года наполовину состояла из дебютов. И несмотря на то, что картины равной "Классу коррекции" среди них не оказалось, тем не менее несколько работ были весьма интересными. Так первая полнометражная лента Михаила Местецкого "Тряпичный союз" произвела весьма яркое впечатление и вызвала полноценную дискуссию в кулуарах. Скроенное из разных жанров подобно лоскутному одеялу, кино о том, как и почему рождается революция, выполненное в яркой вкусной стилистике, в итоге удостоилось лишь награды за актёрский ансамбль. Совсем немного не хватило Михаилу Местецкому, чтобы дерзкая, но сыроватая лента обрела вид полноценного манифеста. В то время как Алексей Федорченко высказался на ту же тему весьма фундаментально и убедительно. Его "Ангелы революции" - настоящая энциклопедия довоенного коммунистического движения, обличенная в яркую временами лубочную форму. Перенасыщенная символами, сочной фактурой и малоизвестными историческими явлениями картина не открывается зрителю целиком с первого просмотра. Однако, бесспорный авторский феномен Федорченко практически не оставил соперникам шанса побороться за режиссерский приз. Ещё один любопытный дебют – "Пионеры-герои" Натальи Кудряшовой – попытка переосмысления драмы поколения, рожденного в середине 70-х – того самого уникального поколения, период взросления которого совпал с развалом Советского Союза. Успев сформироваться как личности под звуки горна и барабана, в итоге наше поколение оказалось у разбитого корыта, ибо страны для жизни в которой нас готовили школа и родители – больше не было. Мы – раненые люди со сбитым прицелом – лихорадочно начали искать себя в новой реальности. У кого-то получилось, а кто-то запутался и сошел с дистанции. К сожалению, в картине Кудряшовой этого нет. Но есть другое – масса точных деталей из нашего пионерского детства – хлебные чернильницы, таблетка от смерти и жгучее желание непременно совершить подвиг. Но довольно невнятная взрослая история героев и самолюбование режиссёра, выступившей одновременно в качестве исполнительницы одной из главных ролей в итоге не позволило фильму побороться за фестивальные призы.

Обидно, что осталась незамеченной единственная военно-социальная драма конкурса "No comment" Артема Темникова. Честная история немецкого юноши, попавшего по собственной глупости и доверчивости в отряд чеченских боевиков и русского офицера, день за днем снимающего видео-письмо сынишке, была холодно воспринята киносообществом. Невзирая на отличный сценарий, стройную драматургию, добротные диалоги и внятный финал, критики говорили о вторичности темы и истории, а производственники и вовсе сочли картину проходной. В то время как в зрительском рейтинге фильм занял четвертую позицию. Сегодня, когда весь славянский мир перегрызся и запутался, история того как мусульманское войско вербует "людей с нашей стороны" должна была прозвучать одиноким набатом. Но отсутствие у Темникова "кинотаврских корней" и не приезд на фестиваль художественного руководителя проекта Евгения Миронова, появление которого должно было стать одним из главных фестивальных событий, автоматически отнесли Артёма в стан чужаков, тем самым негласно исключив ленту из списка претендентов на призы. Тем более, что в конкурсе хватало имен связанных с фестивалем кровными узами. Спрятавшись за разговорами о вторичности ленты, жюри проявило откровенную трусость и гражданскую несостоятельность, так и не отметив картину Темникова даже дипломом. Зато от залихватской частушки Василия Сигарева, длинною в полтора часа, фестивальное сообщество пришло в неописуемый восторг, сочтя сценарий с обилием мата, спермы и какашек – лучшим конкурсным высказыванием.

Что ж, время диктует свои приоритеты и нам остается лишь сожалеть о том, что сегодняшнюю публику можно пробить лишь порнографией, матом и прочими проявлениями радикализма. Искусство сегодня становится всё менее искусным. На смену художественному языку приходит грубая жизнь, помещаемая в рамки кадра. А потому и актёров все чаще награждают не профессиональных, а органично существующих. Не стал исключением и этот год, принесший награду за лучшую женскую роль художнику Полине Гришиной, надевшей по воле Ивана Вырыпаева рясу и ходившей полтора часа туда-сюда по Тибету не вызывая у зрителя никакого желания наблюдать за этим скучным зрелищем, которое время от времени разбавляют яркие появления Каролины Грушки, Казимира Лиске с его чарующей музыкой, да и самого Вырыпаева. И всё же хочется верить, что волна упрощённого подхода в искусстве сойдёт со временем на нет и наступит новая эпоха Возрождения, где высокая режиссура, грамотный чистый язык, внятная драматургия и талантливая актёрская игра смогут вновь претендовать на место в пантеоне национального киноискусства.


Политика Эрдоган пригрозил Вашингтону признать геноцид индейцев Эрдоган пригрозил Вашингтону признать геноцид индейцев

Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что турецкий парламент может принять резолюцию о геноциде индейцев при колонизации Америки в ответ на признание сенатом США геноцида армян в Османской империи в 1915 году.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура РБК: из 68 получивших господдержку фильмов за год окупились восемь РБК: из 68 получивших господдержку фильмов за год окупились восемь

По результатам за одиннадцать месяцев текущего года из 68 отечественных кинокартин, получивших господдержку, лишь восемь фильмов окупились в прокате, сообщает РБК со ссылкой на данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.