7 июля 2015, 10:15, Татьяна Санина

Один на один со зрителем

На этой неделе юбилеи отмечают Константин Райкин и Елена Камбурова

Один на один со зрителем

8 июля исполняется 65 лет актеру, режиссеру, художественному руководителю театра "Сатирикон" Константину Райкину. К этой дате на телеканале "Россия К" в эфир начали выходить программа "Один на один со зрителем" (20.50), которая завершится 10 июля, и спектакли театра "Сатирикон" "Не все коту масленица", "Король Лир", "Ричард III", "Доходное место" (21.15, 11.15). 

Проект "Один на один со зрителем" представляет собой предельно откровенный рассказ Константина Райкина о своих детских впечатлениях, о знаменитых родителях и необыкновенной няне, о работах на сцене и в кино, коллегах и учениках, о своем понимании театра и об отношениях со зрителем. В программе использованы уникальные фотографии, фрагменты видеохроники из личного архива Константина Райкина, кадры из фильмов и сцены из спектаклей. 

Надо сказать, Константину Райкину одновременно и повезло, и не повезло родиться в семье великого актера Аркадия Райкина. С одной стороны, он был обречен на славу с момента своего рождения. Но с другой стороны, звание "сын Райкина" обременительно. И это во многом воспитало Константина Аркадьевича. "Папина известность мне больше мешала, чем помогала. Если я что-то делал плохо, то всегда думал: "Сейчас они скажут мне, что я тут по блату". Я чувствовал, что меня постоянно сравнивают с отцом. Это угнетало", – вспоминает актер. 

Его творческая карьера с самого начала складывалась вполне удачно. После школы – учеба в Щукинском училище. Потом приглашение в знаменитый "Современник", в котором он прослужил десять лет, и где было все – переживания, раздоры в труппе, скандалы и, в то же время, – оглушительный успех. В поисках новых возможностей для творческой самореализации Райкин принял решение ставить спектакли самостоятельно. Переход из "Современника" в Театр миниатюр Аркадия Райкина актер считает одним из самых трудных периодов в своей творческой биографии. Сначала он сталкивался с большим непониманием со стороны отца и его окружения. Но, несмотря на это, продолжал заниматься делом, которое считал наиболее интересным для себя. Постановки молодого Райкина имели невероятный успех. Спустя какое-то время,  пришло одобрение и со стороны Аркадия Райкина: "Отец, побывав на одном из спектаклей, произнес: "Какой спектакль!!!" – и зарыдал. Он понял, что его сын стал абсолютно взрослым, самодостаточным, просто-напросто он идет своей дорогой в искусстве", – признается Константин Райкин. 

Сегодня он – известный актер и режиссер, художественный руководитель одного из самых популярных в Москве театров "Сатирикон", лауреат самых престижных театральных премий. Он успевает не только играть на сцене и ставить спектакли, но и руководить "Высшей школой сценических искусств. Театральной школой Константина Райкина", где передает молодому поколению свою всепоглощающую любовь к театру, которому предан фанатично, и считает его главным делом своей жизни. "Для меня театр – это такое мощное соединение небольшого количества людей, у которых столько силы, духовности, таланта, мощнейшей, чистой и божественной энергии. Я иногда думаю, никто не знает, по какой причине наш мир еще держится, может быть, по этой. На мой взгляд, искусство вообще и театр в частности необходимы, чтобы сделать нашу жизнь ощутимее. Мы существуем в бесконечной беготне, суете, в погоне за маленькими житейскими благами, а жизнь как-то проходит мимо, ее как будто и нет. Настоящее искусство заставляет человека в этом беге приостановиться, оглядеться вокруг, размягчиться душой, посочувствовать и посопереживать чему-то хорошему", – говорит Райкин.

Документальный фильм "Роман со временем", который на канале "Россия К" покажут 11 июля в 19.40, посвящен Елене Камбуровой, в этот день отмечающей свой юбилей.

Это главы о жизни и творчестве певицы и актрисы, художественного руководителя Московского театра музыки и поэзии Елены Камбуровой в контексте времени. Она прожила несколько эпох, сохранив себя, свою жизненную позицию, верность избранному пути. "Публичное одиночество" – так пишут о ней. А так ли это? Какова цена, которую певица заплатила, чтобы оставаться собой? О Елене Камбуровой рассказывают Эльдар Рязанов, Владимир Дашкевич, Юлий Ким, Петр Фоменко, Александр Калягин, Анастасия Вертинская, Лариса Критская. Закадровый текст читает Валентин Гафт. Использованы материалы из собрания Госфильмофонда, Российского государственного архива кинофотодокументов и личного архива певицы. 

В середине 1960-х годов из кухонных закутков вырвались на волю странные голоса, совсем не похожие на голоса советского песенного конвейера. Они несли ощущение свободы, тот свежий ветер, по которому так истосковалась молодое поколение. Среди них был голос Елены Камбуровой. "Какой большой ветер, // Напал на наш остров! // С домишек сдул крыши, // Как с молока – пену…" – с этой песней на стихи Новеллы Матвеевой она буквально ворвалась в мир музыки. И совпала с ритмом, дыханием 60-х, временем наивных и романтических надежд. Она сама была похожа на ветер, который срывает ложные истины. "Лена всегда поражала тем, что все эти годы она шла не против ветра, но урагана, который дул в обратную сторону, – рассказывает Владимир Дашкевич. – Творец дал ей импульс, который она ему возвращает. За исполнение платят большие деньги, за творчество часто не платят вовсе. Творчество – это исполнение для творца. Поэтому масштаб зала для нее не имел значения, голос ее звучит сам по себе".

Самобытный голос Елены Камбуровой невозможно не узнать. Часто его можно было услышать за кадром. Знаменитый "Ералаш" не одно поколение зрителей созывал к экранам голосом Елены Камубровой. В кино она блестяще пропела многие знаменитые роли, но киношлягеры редко входят в ее концертный репертуар, оставаясь "закадровой частью ее жизни". Она исполняет и городские романсы, и баллады, и даже серенады и очень ревностно относится к своему репертуару, выбирая те песни, где музыка не затемняет, а лишь высвечивает слово. "Я сама не пишу песни, я их выбираю. Выбираю стихи, музыку, которая, как мне кажется, их возвышает. Выбираю по принципу, они сказали то и так, как хотелось бы сказать мне", – говорит певица. Вместе с композитором и пианисткой Ларисой Крицкой она создала собственный ни на что не похожий репертуар – синтез высокой музыки и поэзии, окрашенный неповторимой интонацией. "В ее исполнении это звучит грандиозно", – отмечает Эльдар Рязанов.

Хотя поначалу Елена Камбурова совсем не собиралась быть певицей – ее привлекал театр. Он придет в ее жизнь, но позже. А пока судьба задумала обогатить ее жизненный опыт, проведя через Государственное училище циркового искусства, отдел сатиры и юмора Московской филармонии, работу с разными композиторами. "Я воспитанник своих песен. Я меня есть школа разных талантливых людей. Или все это уроки? Урок Дашкевича, урок Новеллы Матвеевой, урок Булата Окуджавы, урок Исаака Шварца", – размышляет Елена Камбурова, чьи сольные программы цензура долго запрещала, песни снимала с эфира, а саму артистку выслала из столицы в далекую глубинку. "Лена очень страдала, – вспоминает Лариса Крицкая. – Мы приезжали к людям, которые были не готовы к языку Эзопа, к разговорам о Дон Кихоте. Это было трудно. Трудно было доказывать. Но я ей говорила, пусть так, но нам дали возможность для развития".

Кто знает, на каком небосклоне взошла бы ее звезда, если бы не череда событий и людей, которые встречались на ее пути. Елена Камбурова вспоминает о тех, кто повлиял на ее творческое становление, помог не сойти с нужной дороги и просто всегда

был рядом. В 1970 году на фирме "Мелодия" вышла пластинка "Прощай, оружие" –  совместная работа Елены Камбуровой и Микаэла Таривердиева, который мечтал вырастить певицу, воплотившую его музыкальный замысел. Композитор тогда подписал: "Верю в твое большое будущее. Верю в твой талант. Люблю твое обаяние и одержимость". 

Большое будущее у нее действительно случилось. В 1992 году в Москве появился Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. Масштаб его звучания превзошел скромные мечты его создателя. Здесь воплотился изначальный замысел артистки – синтез классической музыки, литературы и драматического искусства, и двери открыты для самых смелых экспериментов. Помимо спектаклей и концертов, на сцене театра проходят моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, авторской песни, выступления джазовых коллективов.

После документального фильма "Роман со временем" на "России К" в 20.30 – вечер в Театре музыки и поэзии "Елена Камбурова приглашает…". В гости к артистке пришли  Эльдар Рязанов, Алексей Петренко, Александр Филиппенко, Инна Чурикова, Ольга Остроумова, Дмитрий Харатьян, Владимир Дашкевич, Константин Райкин, Александр Градский, Игорь Иртеньев, Юрий Рост, Юрий Норштейн, Андрей Макаревич. Гости вечера споют песни и романсы, прочитают стихи, поделятся воспоминаниями и обменятся впечатлениями.


Политика Марин Ле Пен отметила абсурд в заявлениях о возвращении России в G8 Марин Ле Пен отметила абсурд в заявлениях о возвращении России в G8

Выступая против возвращения России к участию в формате G8, европейские политики создают абсурдную пародию на холодную войну, написала глава партии "Национальное объединение", член комитета Национального собрания Франции по международным делам Марин Ле Пен в Twitter.

В мире Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ

США официально отозвали свое предложение Турции о продаже противоракетных комплексов Patriot в качестве альтернативы российским зенитно-ракетным комплексам С-400, сообщает CNN со ссылкой на представителя госдепартамента.


Культура "Новая волна" в Сочи, это Олимп для молодых талантов. "Новая волна" в Сочи, это Олимп для молодых талантов.

Музыкальный фестиваль "Новая волна", существующий 18 лет, откроется 24 августа грандиозным гала-концертом в зале NEW WAVE HALL и продлится шесть дней, где в конкурсе примут участие молодые солисты, а так же пройдет творческий вечер композитора Игоря Крутого и концерт, посвященный юбилею Аллы Пугачевой.