9 июля 2015, 12:37, Михаил Морозов

Письма лично на почту ношу

Эксперимент "Трибуны" продемонстрировал крайне неудовлетворительную работу ФГУП "Почта России".

Письма лично на почту ношу

Газета "Трибуна" всегда интересовалась функционированием российской почтовой службы. Ибо мы считаем, что независимо от того, какая вывеска красуется на почтовых отделениях, какую бы форму собственности не приобретала "Почта России", она всегда останется для нашей необъятной страны важнейшим, стратегическим предприятием. Несколько лет тому назад "Трибуна" проводила собственную проверку работы "Почты России", рассылая письма в различные города страны, отслеживая их получение адресатами. Результаты были неутешительные.

Сейчас, когда "Почта России" позиционирует себя как обновленное и динамично развивающееся предприятие, мы решили повторить эксперимент, посмотрев, как ФГУП справится с предоставлением элементарных профильных услуг. Но первый же этап этого испытания "Почта России" с треском провалила.

Ценное заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленное нашим обозревателем, вместо доставки адресату было брошено в почтовый ящик самого отправителя. Помимо того, что обнаружилась путаница, тут же стало очевидно, что "Почта России" не в состоянии выполнить самые несложные требования отправки и доставки писем. Ведь подобное письмо должно вручаться лично получателю. Иначе как же можно ручаться за его доставку и посылать уведомление о вручении? Поскольку мы получили совершенно для нас неожиданный результат, наш обозреватель решил продолжить эксперимент, действуя нестандартным способом. Вместо того чтобы раскрыть себя, он, захватив письмо, которое к нему ошибочно пришло, отправился в отделение "Почты России" и попытался совместно с почтовыми работниками чисто по-человечески исправить ошибку. Симпатичная, судя по всему, ответственная и болеющая за дело заведующая отделением полностью признала ошибку и заверила клиента, что письмо будет-таки доставлено адресату, а уведомление поступит отправителю в кратчайшие сроки. Просила только не писать официальную жалобу. Наш обозреватель согласился, объяснив, что письмо судебное и необходимо соблюсти все формальности.

Прошел месяц. Однако уведомление о вручении все не приходило. При этом специальный сервис отслеживания отправлений на сайте "Почты России" как ни в чем не бывало демонстрировал доставку отправления и выполнения всех обязанностей ФГУП перед клиентом уже спустя 2 дня после отправки. Тогда наш обозреватель вновь отправился на то почтовое отделение с целью выяснить, почему ответственная заведующая не выполнила своего обещания. Каково же  было его разочарование, когда заместитель заведующего в грубой форме заявила, что письмо доставлено, услуга выполнена.

Каков же итог этого первого этапа эксперимента? Мягко говоря, неутешительный. Услуга, за которую "Почта России" взяла с нашего обозревателя 191 руб. 91 коп., не предоставлена. Клиенту нанесен материальный и моральный ущерб. Уведомление о вручении (а именно оно являлось целью отправки письма) удалось получить лишь после официального запроса газеты и после вмешательства пресс-службы "Почты России". Но это уже мало что может изменить и показывает лишь то, что обычный клиент не может рассчитывать на качественный сервис нашей почтовой службы.  
Мало того, когда мы попросили генерального директора "Почты России" Дмитрия Страшнова официально прокомментировать ситуацию, выяснилось, что утеряна даже жалоба, которую наш корреспондент оформил с помощью соответствующего сервиса на сайте ФГУП и на которую, кстати, так и не поступил ответ. Сотрудники пресс-службы просили нашего обозревателя сообщить номер этой жалобы и дату ее подачи с тем, чтобы как-то исправить и эту ошибку.

Понятно, что попытка на­шего корреспондента "по-человечески" решить проблему изначально не могла завершиться успехом. Потому что, видимо, никакая отдельно взятая ответственная заведующая отделением не способна преодолеть дремучесть самой системы и заменить десятки и сотни безответственных сотрудников. Не способна она исправить изъяны организации работы всего ФГУП. Дело вовсе не в конкретном человеке и в конкретном почтовом отделении. Хотя для полноты картины следует заметить, что, как сообщили нашему обозревателю, оператор, который отправлял письмо, через несколько дней уволился или был уволен. Уволена и заместитель заведующего ОПС. Но это ничего не меняет. Дело пошло только после официального обращения "Трибуны" к генеральному директору "Почты России". Но не у всякого отправителя писем есть такая возможность…
Поход нашего обозревателя по другим почтовым точкам наглядно показал, что ситуация, в которую он попал, стандартная. Разговорившись с такой же "обиженной клиенткой" почты в отделении в Дегтярном переулке, он  выяснил, что пожилая женщина два месяца ходит туда в поисках такого же ценного письма с уведомлением о вручении. Поскольку она не обладает достаточными знаниями почтовых хитросплетений, не пользуется Интернетом, ее футболят из одного отделения "Почты России" в другое. Такие же картины наблюдались и по другим адресам.  

Если обратиться к Интернету, там можно обнаружить немало криков души обиженных клиентов "Почты России". Не доставляются ценные, заказные письма, отправления 1-го класса. Есть даже такая история. Благодаря "Почте России" кормящая мать не получает компенсацию по больничному листу, поскольку они утеряны все той же почтой.

Что касается объективных обобщенных данных по стране, касающихся утери отправлений, то нам их найти не удалось. По данным самой "Почты России", сохранность письменной корреспонденции составляет 99,999 процента! Кроме того, "Почта России" борется лишь за сокращение сроков доставки отправлений и признает, что иногда они не соблюдаются, хотя показатели в этой части "неуклонно улучшаются". В декабре прошлого года было объявлено, что 84 процента писем доставляется в срок. Может, оно и так, если не считать тех, что не доставляются вовсе. Но между тем, согласно исследованию Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), которое было опубликовано в конце 2013 года, средний срок доставки писем "Почтой России", наоборот, увеличился, и на тот момент превышал две недели. Что никак не может считаться удовлетворительным.
Если почитать официальный ответ "Почты России" в адрес "Трибуны", то напрашивается вывод о том, что в российском почтовом департаменте все в ажуре. Есть лишь отдельные недостатки. А в данной конкретной ситуации виноват больше клиент: он неправильно оформил письмо, не имел достаточно времени (несмотря на то, что он трижды лично наведывался в почтовое отделение), чтобы его переоформить, в жалобе не указал необходимые номера. А ведь речь идет о человеке с двумя высшими образованиями и достаточным жизненным опытом. Что уж говорить о не столь подкованных клиентах ФГУП. Поэтому мы не можем принять как убедительные доводы ФГУП "Почты России", приведенные в  официальном ответе "Трибуне". Тем более что в нашем распоряжении имеются документы. В частности, квитанция, где черным по белому написан адресат и отправитель. Факт остается фактом: элементарная почтовая услуга была исполнена спустя 2 с лишним месяца и под нажимом прессы. Что полностью лишает смысла использование почтового канала для отправки судебного письма. В ответе "Почты России" сказано, что согласно исследованиям, проводимым самим же почтовым ведомством, "сохранность письменной корреспонденции составляет 99,999 процента". Если этому верить, то наше злополучное письмо – единственное в этой статистике отправление с такой трудной судьбой.

Конечно же, у всех есть право на ошибку. В том числе и у клиента. Но на то и существуют почтовые профессионалы, чтобы эту ошибку исправить. Именно поэтому наш обозреватель потратил уйму времени и пытался лично и полюбовно решить проблему. Увы, безуспешно. Мало что дало и официальное обращение.
Общий вывод такой. Как показывают наши эксперименты, реформирование "Почты России" явно затянулось и не приводит к положительным результатам. На это можно было бы закрыть глаза, если бы не одно "но". "Почта России", на 100 процентов являясь собственностью государства, существует фактически за счет бюджета. По данным, приведенным в прессе и никем не опровергнутым, прибыль ФГУП за 2014 год составила 1,2 млрд рублей, при этом предприятие получило в виде субсидий из госбюджета сумму в четыре раза большую – 5,4 млрд рублей. Одновременно "Почта России" уменьшила инвестиции в модернизацию и инфраструктуру по сравнению с 2013 годом на 4 млрд рублей.

На что же пошли деньги всех нас – налогоплательщиков? В том числе на выплаты премий  руководству "Почты России". Вознаграждения для топ-менеджеров за прошлый год составили 616,7 млн рублей. По данным самого ФГУП, 442 управленца получили примерно по 1,4 млн рублей. Все это происходило не только на фоне ухудшения экономической ситуации в стране и призывов к чиновникам и руководителям госкомпаний более рачительно и грамотно подходить к тратам, но и на фоне мизерных зарплат остальному персоналу. По данным Минкомсвязи, средняя зарплата сотрудников "ПР" в 2014 году составила 18,6 тыс. рублей. В сельской местности зарплаты почтовых работников и того меньше – 5–7 тыс. рублей.

Газета "Трибуна" не принадлежит  к числу либеральных изданий, которые по поводу и без него критикуют госструктуры. Мы озабочены лишь тем, чтобы их работа не наносила ущерба национальным интересам России, не приводила к подрыву доверия к государству со стороны народа. Но если подходить с этими мерками к деятельности "Почты России", то ничего положительного мы здесь сказать не можем. При всем желании войти в положение национально-почтового оператора, на словах стремящегося улучшать показатели работы или хотя бы выглядеть позитивно в глазах общественного мнения, мы не в состоянии логически связать эти премии "за хорошую работу" с результатами лишь первого этапа нашего эксперимента.
Работой ФГУП озабочена не только "Трибуна". В связи с обращениями депутатов Госдумы "Почта России" будет проверена Счетной палатой. В ожидании результатов проверки мы продолжим свой эксперимент. Одновременно ностальгируя по тем временам, когда почта связывала воедино все 15 республик Союза и когда письма и посылки доставлялись в самые отдаленные и труднодоступные точки еще более необъятной страны, чем Россия. 


Политика В бундестаге объяснили опасность антироссийских санкций В бундестаге объяснили опасность антироссийских санкций

Антироссийские санкции являются бесполезными, а их сохранение вредит немецкому бизнесу и ведет к переориентации России на экономическое взаимодействие с Китаем.

В мире Американские военные готовят операцию в Персидском заливе Американские военные готовят операцию в Персидском заливе

США разрабатывают военную операцию под названием "Страж", призванную обезопасить морские пути на Ближнем Востоке, говорится в заявлении Центрального командования США.

Экономика S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне "BBB-", прогноз стабильный, говорится в кратком обосновании агентства.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Где достать травматический пистолет? Где достать травматический пистолет?

Недавно я подслушала разговор двух подростков. Мальчишка постарше советовал второму купить травматический пистолет в любом киоске,( он сам так сделал), где не спрашивают, сколько тебе лет, были бы деньги.