9 июля 2015, 13:28, Ангелина Глебова

"Вампилов никого не осуждает"

На Московском кинофестивале состоялась премьера фильма классика отечественного кино Александра Прошкина "Райские кущи". Это – единственный в истории ремейк пьесы Александра Вампилова "Утиная охота", который пока не получил права наследников творчества драматурга на разрешение, правда, и запрета тоже не последовало. Александр Прошкин в интервью "Трибуне" объясняет – почему он решился отправить вампиловских героев – Зилова (Евгений Цыганов), Галину (Чулпан Хаматова) и других в XXI век, в подмосковный буржуазный поселок Райские Кущи.

"Вампилов никого не осуждает" Автор фото: ruskino.ru

– Александр Анатольевич, что побудило вас отказаться от классической экранизации пьесы Вампилова? Сегодня только не ленивый не критикует оригинальные прочтения большой литературы?

– Да, наша картина – не по мотивам пьесы Вампилова, а оригинальная версия. В титрах нет упоминания ни имени драматурга, ни его произведения, потому что наследники авторских прав Вампилова не одобрили саму идею ремейка, хотя картину не видели. Вампилов в пьесе "Утиная охота" создал матрицу, которая накладывается на любое время, и поэтому в каждом времени – свой Зилов. Разумеется, в театре эту пьесу поставить можно в ее первозданном виде, а в кино – это бессмысленно. Получился бы очередной фильм о том, как плохо жилось яркой личности при советской власти, и распад личности Зилова был бы списан на время. Напомню, что есть замечательный фильм Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре" с Олегом Далем в главной роли. Мое желание обратиться именно к произведению Вампилова, изменив при этом условия социума и время действия, продиктовано еще и тем, что этот автор никого не осуждает. Его интонация – это интонация человека, который пытается понять каждого и в чем-то оправдать. Так, в пьесе "Утиная охота" нет разделения на хороших и гадов: в каждом есть и положительное, и отрицательное. Все – человекоподобные.

– Только большинству из нас кажется, что он гораздо лучше, чем есть на самом деле, а у Зилова в отношении самого себя иллюзий нет. Он знает себе истинную цену, и в этом напоминает Печорина… Неспроста он цитирует Лермонтова. Зилов – герой?

– Нет, он – не герой. И на роль Зилова я искал артиста, который был бы симпатичным, милым, обаятельным, всеми любимым, но не героем в классическом понимании. Хотя в финале картины Зилов совершает мужской поступок – спасает друга ценой своей жизни. Признаюсь, что лично я люблю Зилова, сочувствую ему, жалею его, но, увы, не восхищаюсь. Он цитирует Лермонтова еще и потому, что по моему замыслу является "героем нашего времени".

– Александр Анатольевич, какой диагноз вы ставите нашему времени?

– Бич нашего времени – в тотальном конформизме. Беда Зилова в том, что он, обладающий прекрасным потенциалом, так жалко выстроил свою жизнь в соответствии с требованиями века, что это привело его к моральной и физической гибели. К сожалению, сегодня смысл жизни человека только в материальном благополучии, и поэтому название нашего фильма – название поселка европейского типа под Москвой Райские Кущи. Да, название несколько пошлое, как и сама жизнь в буржуазном поселке, потому что идея – жить только ради материальных благ – сама по себе пошлая.

– Ваша картина – современная и острая. Вы точно показываете, что погоня любой ценой за благополучием приведет нас в тупик и что единственный выход для спасения – бежать из этого мира, не так ли?

– Бежать не надо, тем более что бежать-то некуда. А вот не предавать самого себя и не предавать друзей – необходимо. Каждый человек должен помнить о том, что за любое вранье – себе, другим и миру придется платить. И никакие блага мира не компенсируют чувство презрения к самому себе. Герой Евгения Цыганова не уважает самого себя потому, что занимается не тем делом, за которое ему не было бы стыдно перед родителями, будущими детьми. Более того, он ненавидит себя за то, что продал душу ради элитной квартиры в "Райских кущах".

– Душу все-таки продал?

– И этим обрек себя на полное разрушение. Сейчас не бывает – немного послужу злу, а потом – перейду к добру. Надо выбирать раз и навсегда. Но, повторяю, если человек делает неправильный выбор, Вампилов его не осуждает.

– Вы уверены в том, что ваш ремейк пьесы Вампилова будет понят и принят зрителем?

– Я специально делал картину простой и ясной. В ней нет "Бермудского треугольника" и зашифрованного смысла. Главное, что я хотел донести до зрителей, – ничего важнее любви нет. У Зилова и Гали было настоящее чувство, но они его оба "профукали". Если у Вампилова Галя – жертва Зилова, то героиня Чулпан Хаматовой – полноправный партнер своего мужа, причем во многом превосходящий его. Но их общая беда в том, что у каждого есть так называемый "запасной аэродром", только этот "аэродром" ни его, ни ее, к счастью, не ведет. Галина, уйдя к другому – Валере, звонит Зилову и молчит. Ей нечего ему сказать. Она не может признаться в том, что ошиблась, что предала его так же, как он предал ее. Правда, если Зилов осознанно убивает в себе любовь, потому что считает себя не достойным любви, то Галя делает это по-женски, в целях самосохранения.

– Александр Анатольевич, почему со своим авторитетом, с большим опытом экранизаций вы не донесли эти прекрасные идеи до наследников Александра Вампилова и тем самым не добились разрешения?

– Во-первых, я написал письмо наследникам Вампилова, в котором изложил концепцию фильма. Замечу, что наследники авторских прав писателя отказались смотреть картину. Более того, они даже не видели рабочий материал. Во-вторых, я не имею морального права, скажем так, давить на наследников, потому что они – родные люди Вампилова, и это их право – как распоряжаться творчеством близкого, дорогого человека. Я уважаю это право. В-третьих, наследники могли бы запретить мою картину, но они этого не сделали. В результате они пришли к вердикту: "Пусть фильм живет, но без фамилии Вампилова". Замечу, что это уникальный случай в кинематографе.

– Довольны ли вы актерскими работами?

– Я не работаю с артистами, если не люблю их. Они – уже часть меня, и этим все сказано.

– Евгений Цыганов сказал мне в интервью о том, что "вы для него такой же мастер, авторитет, каким был его Учитель – Петр Фоменко, и поэтому изначально он пошел за вами на этот эксперимент, даже не раздумывая".

– Я хорошо знал Петра Наумовича Фоменко, который был уникальной личностью, и тронут тем, что чем-то напоминаю Жене Цыганову его Учителя.

– В конкурсной программе Московского кинофестиваля фильм вашего сына – Андрея Прошкина "Орлеан". Видели ли вы картину, и если "да", поделитесь мнением?

– Эта картина очень мощная, необычная, с сильными артистами, и не очень простая. На мой взгляд, "Орлеан" – произведение искусства. А насколько его оценит жюри – посмотрим. За сына очень переживаю и, разумеется, желаю ему успеха.


Политика США пригрозили Турции новыми санкциями США пригрозили Турции новыми санкциями

США готовы ввести дополнительные санкции против Турции, если Анкара не прекратит наступление на севере Сирии, заявил министр финансов Стивен Мнучин, его слова передает агентство Франс Пресс.

В мире В центре Барселоны в ночь на четверг проходят массовые беспорядки В центре Барселоны в ночь на четверг проходят массовые беспорядки

В центре Барселоны в ночь на четверг продолжаются беспорядки, которые начались после митинга, радикалы соорудили баррикады, подожгли мусорные контейнеры, машины, мотоциклы, свидетельствуют кадры, которые транслирует телеканал 24 Horas.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Зло, совершающееся под покровом ночи Зло, совершающееся под покровом ночи

14 октября в 21.00 на телеканале "Россия 1" состоится премьера восьмисерийного фильма "Холодные берега", поставленного режиссёром Сергеем Комаровым по сценарию Алана Хурумова и Марии Ваксман (производство кинокомпании Star Media).