11 июля 2015, 23:59, Татьяна Санина

"Интервенция" Геннадия Полоки двадцать лет дожидалась выхода к зрителю – не помогло даже письмо Брежневу

15 июля исполнилось бы 85 лет кинорежиссеру, сценаристу и актеру Геннадию Полоке. Он ушел из жизни совсем недавно – в начале декабря прошлого года, оставив нам свое богатое кинематографическое наследие. В память о кинорежиссере на телеканале   "Россия К" 13 – 16 июля в эфир выйдет документальный фильм "Монолог в 4-х частях".

"Интервенция" Геннадия Полоки двадцать лет дожидалась выхода к зрителю – не помогло даже письмо Брежневу Автор фото: www.1tvnet.ru

15 июля исполнилось бы 85 лет кинорежиссеру, сценаристу и актеру Геннадию Полоке. Он ушел из жизни совсем недавно – в начале декабря прошлого года, оставив нам свое богатое кинематографическое наследие. В память о кинорежиссере на телеканале   "Россия К" 13 – 16 июля в эфир выйдет документальный фильм "Монолог в 4-х частях". Когда-то считалось, что Геннадий Полока снимает "антикино" – гротесковое, театральное, разрушающее реалистическую основу кинематографа. Сегодня ясно, что "Республика ШКИД", "Интервенция", "Возвращение "Броненосца" – эти фильмы являются одним из самых удачных продолжений отечественной кинематографической традиции. "Я возрождаю традиции кинематографа 1920-х годов, традиции Мейерхольда и Эйзенштейна, основанные на поиске новых форм художественного выражения. Кино для меня не фотография жизни, игровое кино тем и отличается от документального, что режиссер выстраивает свою реальность, неповторимую, зрелищную и парадоксальную, – считал Геннадий Полока. – Мое творческое кредо состоит в том, что я делаю в кино то, что, по мнению других, делать нельзя. Я пришел в кино из театра и привнес в кинематограф многие приемы, которые до этого использовались только на сцене. Я – за кинематограф яркой формы, которая, на мой взгляд, не менее важна, чем содержание!". Всю жизнь он проработал в кинематографе, однако снял всего двенадцать фильмов. Его не понимали и критиковали, фильмы годами не выходили на экран. "Меня всю жизнь пытались превратить в нормального, советского режиссера", – признавался режиссер и вопреки всему шел вперед. 

Документальный фильм "Монолог в 4-х частях" посвящен его жизни и творчеству, казалось бы, не слишком яркому для кинорежиссера. И, тем не менее, жизнь, прожитая в кинематографе, удивительная память о событиях в искусстве, собственных жизненных и художественных принципах, делают его незаменимым собеседником. В его рассказе всплывают яркие и неожиданные детали, звучат истории создания полюбившихся фильмов, которые с интересом смотрят уже несколько поколений зрителей. С легкостью он рассказывает и о самых тяжелых для него моментах – таких, как съемки полнометражного дебюта "Чайки над барханами", вместо триумфа чуть не обернувшиеся для режиссера тюрьмой. В программе Геннадий Полока с благодарностью вспоминает тех, кто искренно и бескорыстно помогал ему в тяжелые времена, когда он был отлучен от кино, говорит об актерах, с которыми встречался на съемочной площадке. Ведь уровень кино, считал он, определяют актеры, "способные, прежде всего, потрясать, а не убеждать". Творческие биографии Павла Луспекаева, Анатолия Подшивалова, Георгия Юматова, Николая Гринько, Елены Майоровой трудно представить без фильмов Геннадия Полоки. Включены фрагменты кинолент режиссера, фото- и видеоматериалы из личного архива режиссера.

Первая часть "Монолога" выйдет в эфир 13 июля в 21.20. Режиссер работал почти на всех студиях страны, но самая яркая часть его жизни связана с киностудией "Ленфильм". Здесь он снял свою знаменитую картину "Республика ШКИД". "Это про мое детство. Мальчишкой я работал на лесоповале, прошел через многое, поэтому мне был так близок этот материал. И тот оптимизм, которым заряжает картина. Словно чувствуешь другое отношение к жизни, надежду и веру в будущее. Фильм пронизан этой самой атмосферой. Сегодня мне трудно видеть людей, утративших надежду, тяжело смотреть, как обостряются до крайностей социальные противоречия. Трудно далось расставание с героями, мы прожили вместе год. Это целая жизнь!" – рассказывает Полока. Мы побываем на киностудии "Ленфильм" и совершим путешествие по Санкт-Петербургу, во время которого Геннадий Иванович вспоминает о режиссере и актере Александре Товстоногове, актере Анатолий Подшивалове. "Талант – это не просто сыграть органично,

потрясти, найти пластическую форму, порой условную, может только талант", – говорит Полока.

Во второй части (14 июля, 21.20) речь пойдет о работе над фильмом "Один из нас" и исполнителе главной роли Георгии Юматове, о кинокартине "Интервенция" и о том, как режиссерский взгляд на исторические события не понравился руководству, и фильм положили на полку на двадцать лет. "В этом фильме мне хотелось продолжать то, что было заложено в "Республике ШКИД". Хотелось снять веселое, гротескное, буффонадное кино, в котором развиваются традиции народного балаганного театра. По моей задумке актеры должны были не проживать эту историю, а рассказывать образно, ярко и азартно. Но фильм не приняли и положили на полку. Не помогло даже письмо Брежневу. Когда через двадцать лет состоялась премьера, самой большой наградой для меня стали люди, пришедшие на показ", – рассказывает режиссер. Вместе с ним мы побываем на Площади искусств, недалеко от которой находится гостиница Санкт-Петербургского цирка, где Геннадию Полоке приходилось жить после закрытия картины "Интервенция" и где его посещал родственник Рокфеллера с предложением работать в Америке.

Третья часть проекта (15 июля, 21.20) посвящается московской жизни, дружбе с будущим режиссером Георгием Данелией и знаменитым футболистом Игорем Нетто. Начало войны, эвакуация, работа вместе с мамой на лесоповале. О картинах "А был ли Каротин?" (в 1989 году была удостоена Золотой медали Ватикана), "Одиножды один" и "Наше призвание". Геннадий Полока был убежден в том, что любой кинорежиссер всю жизнь снимает одну картину, хоть и под разными названиями. 

В заключительной, четвертой, части (16 июля, 21.20) режиссер рассказывает о работе в объединении "Экран" и о съемках фарса "Возвращение "Броненосца" – одной из самых ярких картин постперестроечных лет, еще раз доказавшей, что Полока снимает зрительское кино, яркое по форме и понятное по содержанию. Не стоит слишком "грузить" зрителя своими идеями и концепциями, считал мастер, главное – завоевать его доверие и расположение, увлечь его своим взглядом на мир. Фестиваль "Окно в Европу" в Выборге, премьера фильма "Око за око" о временах красного террора. Полока изменил бы себе, если бы снял фильм только об ужасах тех времен. "Око за око" – картина о неподдельных отношениях, о людях, которые всегда живут вопреки обстоятельствам. "Я пережил и сталинские времена, и времена Хрущева, и брежневский застой, и перестройку Горбачева. Но я никогда не изменял себе и всегда жил с одними и теми же представлениями о мире", – признается режиссер.


В мире National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400 National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400

США и их союзникам по НАТО следует опасаться зенитных ракетных комплексов С-400 из-за возможности их применения в качестве средства борьбы в экономической войне, пишет National Interest.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему

В Москве впервые пройдёт кинофестиваль экранизаций "Читка", в программе которого представлены и законченные, и ещё не законченные фильмы.