17 июля 2015, 11:33, Андрей Ильин

Алексей Рыбников пересел в режиссерское кресло

Все мы (по крайней мере, те, кому слегка за тридцать) выросли на "Приключениях Буратино" и киноверсии сказки "Про Красную Шапочку". Все мы помним замечательные песни, прозвучавшие в этих добрых и по-хорошему наивных фильмах родом из нашего далекого, но счастливого детства. И теперь уже мои дети напевают: "А-а, крокодилы, бегемоты" и т.д. Ну и, безусловно, все мы знаем, кто написал музыку к этим шедеврам "малого жанра". "Малый" – это не умаление их значимости, просто написаны они для маленьких, хотя и многие взрослые дяди с удовольствием напевали их, например, популярная группа "мотологического" рока "Тайм-Аут". Немало "фанатов" и у нашумевшей рок-оперы "Юнона и Авось". Кстати, недавно она отметила 35-летие со дня появления первой ее аудиозаписи, которая была сделана в 1980 году на студии Ленкома. Правда, из-за проблем с цензурой "Мелодия" выпустила пластинку только два года спустя… Итак, "скажите, как его зовут"? Правильно – АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ! Многочисленные поклонники этого великого (не побоюсь этого слова) композитора никогда о нем не забывали. Но сейчас имеется веский повод вспомнить о нем особо: 17 июля 2015 года Алексею Львовичу исполняется 70 лет. Впрочем, мы с ним говорили не об очередной круглой дате, которую сам он не считает чем-то важным и стоящим внимания, а почти исключительно о его новых творческих планах, многие из которых в настоящий момент уже реализуются в практической плоскости. 

 

Алексей Рыбников пересел в режиссерское кресло Автор фото: www.rollingstone.ru

– Алексей Львович, я слышал, что недавно вы решили попробовать свои силы в кинорежиссуре. Почему именно сейчас вы отважились лично сесть в режиссерское кресло?

– Потому что никто у нас сейчас не снимает музыкальных фильмов. Делают просто кинокартины с песнями, а это совсем не одно и то же. Более того, в России в настоящий момент попросту отсутствуют режиссеры, которые бы посвятили себя этому "вымирающему" жанру. А ведь он очень специфический и требует особого подхода. В результате на наших экранах осталось такое "белое пятно", абсолютно незаполненная ниша…

Кроме того, в этот период времени, когда уже много сделано и написано, мне хочется, чтобы мои драматические произведения были зафиксированы на пленке именно в авторском виде – для меня это принципиально важно. Поэтому я и решился на столь рискованный шаг. Кстати, это впервые в истории человечества (поверьте, я не преувеличиваю) – композитор становится кинорежиссером и сам снимает фильм по своему же произведению. Ни один из моих коллег на это никогда не решался.
Конечно, в театре я уже занимался режиссурой, например, сам поставил "Литургию оглашенных". То есть то был по-настоящему авторский спектакль. Это тоже будет авторский фильм, где я постараюсь по возможности решить все изобразительные, художественные задачи, не говоря уже о музыкальных.

– Вы собираетесь экранизировать все свои "большие вещи"? Расскажите, пожалуйста, о чем будет ваш первый фильм…

– Первым произведением для собственноручной экранизации я выбрал рок-оперу "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Но это будет не совсем то же самое, что раньше. Фильм будет называться "Дух Соноры". Сонора – это второй по величине штат в Мексике – родина главного героя – Хоакина Мурьеты. Кстати, в американской Калифорнии, когда он уже стал "разбойником" или "бандитом", как его называли в Штатах, одним из его прозвищ было – "Дух Соноры". Сюжет фильма основан на подлинной истории этого человека, а не на поэме Пабло Неруды, как это было с рок-оперой. Новый сюжет написал Юлий Ким. А сама музыка останется той же самой, хотя благодаря современным возможностям звукозаписи появятся и какие-то новые моменты.

– Но это будет по-прежнему рок-опера?

– Да, это будет рок-опера. Вот этого сейчас больше всего и боятся продюсеры и режиссеры. Они опасаются, что нынешняя публика не поймет этот музыкальный язык. Именно в этом состоит моя задача – сделать все так, чтобы это было понятно современному зрителю.
Сейчас даже весьма популярные на сцене мюзиклы кинопрокатчики недолюбливают: нет у них здесь успешного опыта. Поэтому для нас это, конечно, рискованный эксперимент. И хотя мы делаем авторское фестивальное кино, мне, конечно, хочется, чтобы аудитория была достаточно широкой.

– А когда мы сможем увидеть фильм на экране? Будете ли затем работать над другими кинопроектами?

– Мы должны закончить "Дух Соноры" где-то в середине будущего года. Непосредственно съемки начнутся уже в этом году, а сейчас пока идет подготовительный период. Думаю, примерно осенью следующего года мы уже сделаем презентацию.
Но на этом кино для меня не закончится. Сразу же после "Духа Соноры" я буду снимать фильм по "Литургии оглашенных". Она уже запланирована для переноса на экран и даже уже находится в первичном производстве.

– Вы снова сядете в режиссерское кресло?

– Безусловно! Весь цикл музыкальных фильмов, который мною запланирован, буду снимать только я сам.

– А что нового у вас на чисто музыкальном фронте?

– Два новых диска. Во-первых, концерт для виолончели (исполняет Александр Князев) с оркестром под руководством дирижера Александра Сладковского из Казани. Кстати, этот диск записан фирмой "Мелодия", что само по себе знаменательно, потому что она уже давно по своей инициативе ничего не записывает. Поэтому, мне кажется, – это некий поворотный момент в ее работе. После краха СССР "Мелодия" в основном эксплуатировала тот материал, который был записан в советские времена. Это очень хорошая инициатива.

Второй диск – это новая запись "Юноны и Авось" с актерами нашего театра. Мы целиком перезаписали все произведение – от начала до конца. Все, как когда-то это было записано в 1980 году, но, естественно, с другими исполнителями и другими средствами – гораздо более современными.
Это тоже необходимо было сделать, потому что новому поколению старую версию оперы слушать сейчас довольно сложно. Ведь звучание за три с половиной десятилетия здорово изменилось. Поэтому мы записали все заново – так, как это, на мой взгляд, должно звучать сегодня. Для этого мы собрали лучшее со всех до сегодняшнего дня существующих вариантов, начиная с первого. Показательно, что этот диск выходит спустя три с половиной десятилетия после записи первой пластинки. Думаю, что эта версия станет последней.

– У вас только что вышла новая автобиографическая книга. Расскажите, о чем она? Есть там что-то ранее неизвестное об Алексее Рыбникове?

– Это не совсем автобиография, скорее, какие-то выборочные воспоминания. И, разумеется, в этой книге будут новые интересные факты, о которых я еще никогда никому не рассказывал. А называется она "Коридор для слонов".

– Что означает это название?

– Вообще-то так называлась гостиница на Шри-Ланке, где я дописывал эту книгу. И это показалось мне очень символичным, похожим на все то, что мне пришлось пережить. Зачастую "слонов", этих благородных животных, загоняют в узкий коридор, по которому они, если не бороться, вынуждены брести всю свою жизнь…

– Но вы, насколько я знаю, всегда пытались вырваться за официально разрешенные рамки. Например, у вас в числе первых советских композиторов прозвучали самые настоящие христианские мотивы. Как удавалось пронести их через цензуру?

– Во многом именно этому посвящена книга. Это был настолько сложный процесс, что в двух словах не расскажешь. Во-первых, это было наказуемо, в том числе и уголовно. Во-вторых, это была схватка с системой – с ранениями, с потерями, как с душевными, так и с физическими, с уголовными преследованиями… За то, чтобы отстоять подобные вещи, приходилось очень сильно бороться. Наверное, поэтому книга написана почти в детективном жанре…

– Будет ли в новой книге что-нибудь о вашем духовном поиске, о том, как вы пришли к вере в Бога?

– Безусловно, в книге эта тема будет затрагиваться. В частности, я в ней подробно описываю, как создавалась "Литургия оглашенных". Не минует духовная тема и другие главы. Однако она будет представлена не "слишком широко", потому что я считаю, что это настолько личное дело, что написать об этом довольно сложно. По крайней мере, для меня гораздо легче высказываться на эту тему языком музыки.

– И последний вопрос, который не могу не задать: как планируете отмечать ваше 70-летие?

– Мне некогда будет справлять его из-за больших творческих планов, и это замечательно. Все лето уже расписано. А осенью у меня не будет времени даже на то, чтобы давать концерты, потому что каждый день я буду занят на съемках – смена будет длиться до 12 часов. И у меня не будет ни одной свободной секунды.
Но я очень рад, что именно так встречу свое 70-летие – в атмосфере чрезвычайной творческой загруженности. Так я сам себе сделал самый лучший подарок!



Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Спорт В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА

В Кремле сожалеют о том, что комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) предложил отстранить Россию от международных соревнований, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.