20 июля 2015, 11:39, Юрий Высоков

Образование – это национальная безопасность

Счастье привалило абитуриентам. Из-за "демографической ямы" их мало, а бюджетных мест в вузах – осталось столько же. Поступай – не хочу! Но откуда, из какой школы они пришли и в какую высшую школу поступят? Какие институты, университеты и академии окончат? Об этом мы спросили создателя вуза – ректора Института международных социально-гуманитарных связей, профессора Владимира Журко.

Образование –  это национальная безопасность

– Прошел ЕГЭ-2015. Снова – скандалы и споры. Ваша точка зрения: ЕГЭ – это честность и справедливость или все-таки упрощение?

– На мой взгляд, суть ЕГЭ не в понимании, а в запоминании. Главное – сдать, а не знать. А школа должна научить человека не зубрить и списывать – она должна научить его думать. Глядя на результаты тестирований, эту способность оценить все-таки трудно. Кроме того, школа должна "снабдить" человека его собственной точкой зрения. Можно ли найти ее в тесте? Скорее нет. Резюмирую: ЕГЭ – одна из возможных форм проверки знаний, но она не может и не должна быть единственной.

– Все чаще говорят, что школа должна помогать ребенку в выборе специальности. Как она может это сделать?

– Начну с того, что школа должна научить ребенка трудиться. Если это будет сделано, ему станет проще получить любое образование, освоить любую профессию. Это тем более важно, что ситуация на рынке труда меняется и человек должен быть готов к смене профессии.
Есть выбор по принципу "кем я хочу стать" и "что у меня лучше получается". В обоих случаях ребенок должен получить как можно более полное представление о том, чем ему предстоит заниматься. Школа должна помочь ему столкнуться с его будущей реальностью, что особенно важно в нашем мире "виртуального" мышления. Профессия – часть личности. Возможно, большая часть. Школьник должен понять это!
Я приглашаю к студентам политиков, государственных служащих разного уровня, бизнесменов, журналистов, общественников – чтобы учащиеся видели, к чему им практически быть готовыми.
Имели живые ориентиры. То же самое нужно и школьникам. В школах есть родительские комитеты, которые могут очень много сделать, чтобы помочь ребенку сориентироваться в профессиях: сколько живых примеров, сколько опыта, о котором можно рассказать!
Но, конечно, практики ничто не заменит. В кружке, секции, студии, на экскурсии на предприятие, в стройотряде, в летнем лагере, в экспедиции школьник должен соприкоснуться со своим будущим и понять, подходит оно ему или нет.
Сегодня школа занимается образованием, но мало занимается профориентацией – это проблема, которую надо решать и срочно.

– Как вы считаете, необходимость платить за образование в первую очередь отсеивает тех, кому оно не нужно, заставляет делать осознанный выбор, или, наоборот, оставляет перспективных молодых людей за бортом?

– Существует стереотип, что есть бесплатное и платное образование. На самом деле все образование ПЛАТНОЕ. В первом случае за человека платит государство, во втором – он сам, его семья, организация, где он работает. Считаю, что если за человека платит государство, то после окончания вуза молодой специалист обязательно должен отработать несколько лет по распределению – на том месте, где он нужнее. Если он этого не хочет, то должен возместить затраты государству, оплатившему его образование. Платное образование предполагает более свободный выбор будущего места работы и частичное влияние на "ассортимент" дисциплин по выбору и факультативов.

– Власти высказали решительное намерение бороться с фальшивыми дипломами. На ваш взгляд, удается что-то сделать? Кто должен помогать чиновникам и правоохранителям в этом вопросе?

– Рад тому, что вопрос почти устарел. Очень много сделал для этого – и продолжает делать – Рос­обрнадзор, Ассоциация негосударственных вузов России. Вуз, подделавший диплом, закрывают. Поэтому ректор – первый, кто помогает чиновникам в решении проблемы.

– Что, по-вашему, привнесли в российскую систему образования негосударственные вузы?

– Негосударственный вуз "кормит" его конкурентоспособность. Он не может "расслабиться" и все время вынужден изобретать – пользуясь своей свободой: вводить и адаптировать новые методики и технологии обучения, искать адекватных им преподавателей и специалистов по учебной работе, вводить новые дисциплины, привлекать студентов престижными местами прохождения практики и возможностями трудоустройства. В чем-то за коммерческими вузами их государственным "попутчикам" пришлось даже подтянуться! Для меня яркий пример деятельности по развитию системы образования – Ассоциация негосударственных вузов России (председатель – Владимир Зернов).

– Нужен ли нам необходимый общеобразовательный минимум, который обязан знать выпускник любого вуза?

– Обязательно. Выпускник любого вуза должен знать историю своей страны, владеть литературным русским языком, владеть информационными технологиями и, безусловно, быть патриотом.

– Что нужно, чтобы оценить перемены в образовании? Время? Практика? Экспертиза?

– Самое главное – нужно оценить, как работают по своим специальностям старшекурсники и выпускники вузов: каковы их реальные профессиональные компетенции.
Я считаю, необходим научный подход к эффективности системы образования: должны работать социологи, экономисты. Ждать, что покажет время и образовательная практика, слишком опасно. Можно потерять целые поколения, а значит, страну – будущее наших детей и внуков. Образование – это национальная безопасность.

– Ваш подход – "образование – это воспитание". Не самая популярная идея в наши дни. Вы участвуете во множестве совещаний, образовательных форумов, в том числе международных. Расскажите о самом жарком споре, который вам приходилось вести.

– Пожалуй, лучше всех на эту тему сказал Толстой: "Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно". Когда я стал ректором, первое, что сделал, – помимо проректора по научной и по учебной работе ввел ставку проректора по работе воспитательной. Представьте: в нашем вузе проводятся родительские собрания. И, что самое главное, они эффективны. Родители – настоящие помощники института в подготовке воспитанных и образованных людей! Конечно, не все мои коллеги разделяют такой подход. Но мне легко с ними спорить: у меня в кармане результат – выпускники с по-настоящему успешной карьерой.

– Например.

– Например, Лукьяна Суворова – заместитель председателя Национального совета молодежных и детских объединений России по международной деятельности.
Сейчас много говорят о "мягкой силе", "народной дипломатии" – гуманитарном влиянии России в мире. Трудно найти человека, который сделал бы по линии молодежного международного сотрудничества больше, чем Лукьяна. Она устраивала и вела семинары для молодых парламентариев в Совете Европы, участвовала в создании молодежного совета Шанхайской организации сотрудничества, организовала десятки международных молодежных форумов.
Андрей Сычев возглавил отдел Московского дома общественных организаций. Ирина Галушкина стала начальником отдела в организации, занимающейся информационной безопасностью. Есть и еще ряд выпускников, которыми мы гордимся.

– Что вы ответите тому, кто скажет: образование – это технологии?

– В общем-то, каждый преподаватель в ходе своей работы создает и реализует свою технологию обучения. Каждый вуз. Образовательная услуга – особенная. Это передача информации, формирующей навыки и умения. Их нельзя упаковать и отнести домой или не использовать вовсе. Такого рода передача информации
происходит по технологии. И владеть современной образовательной технологией в информационном обществе так же важно, как владеть современной компьютерной технологией.

Досье:

Журко Владимир Иванович. Родился 8 июля 1953 года в Бресте. Там же окончил в 1971 году техникум железнодорожного транспорта, работал по специальности в Таллине. С 1972 по 1975 год проходил службу в рядах Советской армии, в Воздушно-десантных войсках. В 1979 году окончил Московский гуманитарный университет. С 1975 по 1979 год являлся слушателем Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. С 1978 по 1990 год – секретарь комитета комсомола, секретарь парткома ВКШ при ЦК ВЛКСМ. С 1990-го по 2001-й – руководитель первого в России факультета повышения квалификации молодежных кадров, затем Центра образования молодежи "Демократия и развитие" Института молодежи, заместитель ректора по дополнительному профессиональному образованию, проректор. В настоящее время – ректор Института международных социально-гуманитарных связей (г. Москва).
С 1978 года занимается исследованием проблем молодежи, уделяя особое внимание вопросам управления государственной и региональной молодежной политикой, молодежным обменам, социальной работе с молодежью. С 1991 года является разработчиком системы, а также программ подготовки и переподготовки кадров в сфере государственной молодежной политики, управления детскими и молодежными объединениями.
Участвовал в разработке основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации; ежегодных федеральных докладов Правительству РФ о состоянии молодежи. Является автором и членом редакционной коллегии ежегодных сборников и нормативных документов в сфере государственной молодежной политики, управления высшим профессиональным образованием.
В настоящее время – член Межведомственной комиссии по молодежной политике РФ; член Российско-немецкого совета по молодежным обменам при МИД РФ; член Координационного совета по работе с молодежью стран СНГ; член Общественного совета города Москвы; Председатель Общественного совета Департамента семейной и молодежной политики Правительства города Москвы.
Награжден правительственными и отраслевыми наградами.
Институт международных социально-гуманитарных связей создан в январе 2003 года и заявил о себе как вуз социально-гуманитарной направленности. За короткий период времени он обрел собственную материальную базу, сформировал высококвалифицированный коллектив преподавателей, сотрудников. Постоянно открываются новые специальности. Созданы и успешно работают филиалы института. Сегодня в институте обучаются студенты из Москвы, Подмосковья, разных регионов Российской Федерации.
Институт работает в тесном контакте с Министерством образования и науки РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Правительством Москвы по реализации программ дополнительного профессионального образования.
Переподготовку и повышение квалификации проходят представители свыше 50 регионов России. Поддерживаются и развиваются деловые отношения с целым рядом зарубежных вузов и организаций. Протоколы о долгосрочном сотрудничестве подписаны с Германией, Францией, Швецией, США. Институт реализует совместные международные проекты с такими организациями, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ).


Политика В МИД Турции рассказали о переговорах с Россией по ситуации в Идлибе В МИД Турции рассказали о переговорах с Россией по ситуации в Идлибе

Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган могут провести переговоры в связи с обострением ситуации в сирийском Идлибе, заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в эфире телеканала TRT.

В мире В Австралии подтвердили подлинность попавших в Сеть документов по MH17 В Австралии подтвердили подлинность попавших в Сеть документов по MH17

Документы по делу о крушении малайзийского Boeing в Донбассе в 2014 году, опубликованные нидерландской платформой Bonanza Media, подлинны, сообщил РБК представитель австралийской полиции.

Экономика Кто ответит за нынешнее состояние дел в Роскомснаббанке? Кто ответит за нынешнее состояние дел в Роскомснаббанке?

В 2019 году Центральный Банк России сначала установил рекорд: 32 рабочих дня без отзывов лицензий у банков, а затем его же улучшил до 35-ти рабочих дней, что удивительно и необычно.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура Герард Васильев сыграет Короля Артура в мюзикле Герард Васильев сыграет Короля Артура в мюзикле

В Московском театре оперетты состоялась громкая премьера по легенде Томаса Мелора о мудром рыцаре Артуре, создавшем справедливое государство. Заглавную роль исполнил 85-летний народный артист России Герард Васильев, легенда музыкального театра.

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.