27 июля 2015, 12:33, Александр Данилкин

Почем километр для народа?

Этим летом многим российским водителям придется значительно раскошелиться. Я не про бензин, причина другая: в июле ощутимо повышается сумма оплаты за проезд по ряду платных дорог. Да вдобавок еще за проезд с ветерком и по другим недавно еще бесплатным магистралям с вас теперь тоже потребуют деньги.

Почем километр для народа? Автор фото: dispetcher-gruzoperevozok.info

Такое вот оно наше шоферское счастье и колесный фунт лиха: с 15 июля для пользователей самых дорогих в России километров платной трассы "Северный обход Одинцово" дневной тариф скакнул вверх. Для водителей легковых автомобилей на участке в 6,9 км плата увеличилась со 100 до 

150 рублей. А проезд по всему участку в 17,7 км обходится уже в 250 рублей вместо 200. С 1 июля также подорожали платные участки дороги М-4 "Дон", а за проезд относительно недавно построенного участка от Москвы до Зеленограда на трассе М-11 Москва – Санкт-Петербург придется непривычно выложить 100 рублей.

Само собой, все эти "новеллы" – не мировая финансовая катастрофа.
Здесь заслуживает пристального внимания другое: тенденция. Хотелось бы знать: в какую сторону вывезет нас эта ценовая дорожная кривая? Вопрос не праздный, ведь от того, как будет в России развиваться система платных дорог, будут зависеть и комфорт, и благосостояние каждого россиянина, и даже в конечном счете развитие мобильной цивилизации. Дорог с проездом за деньги, обещают, будет все больше и больше. И если здесь возьмет верх элементарная жажда наживы концессионеров, и они в известных наихудших капиталистических традициях начнут регулярно задирать цену, то, как говаривал профессор Преображенский в "Собачьем сердце", – пропал дом. Платная трасса "Северный обход Одинцово" – это в каком-то смысле и на сегодня, и на завтра – парадная витрина платных российских дорог. Как здесь будут концессионеры вести хозяйство, так на это и будут равняться другие.

Словом, что ни говорите, а информация для всенародного размышления и даже повод для возможных невеселых выводов у нас теперь уже есть. И довольно основательный. Это и понятно: если уж тут на самых дорогих километрах в России и вроде бы даже во всей Европе решились повысить плату за проезд с ветерком... Кстати, уже не в первый раз – начинали-то с 50 рублей. В общем, тревожные мысли лезут этим летом в каждую шоферскую голову. Если кому-то можно в разы повышать плату, то и хозяевам дороги где-нибудь на трассе "Дон", например, или еще где-нибудь тоже можно спокойно равняться на "Северный обход Одинцово". И потихонечку, но регулярно и самозабвенно приписывать нулики в платежных квитанциях оплаты за проезд.

И все-таки в чем причина роста сумм оплаты за проезд? Может, совсем уж прогорели наши дорожники и им нужно только посочувствовать? Да вроде бы нет. Во всяком случае, по признанию журналистам представителя руководства ОАО "Главная дорога" Михаила Плахова, "финансовая модель, на основании которой инвесторы финансировали строительство этого участка, в принципе, выполняется. Но выполняется достаточно напряженно..." Вот это-то "напряжение", оказывается, и заставило поднять тарифы. Как говорится, хорошо, но мало и потому хочется еще.

А, может, в последнее время на российских платных дорогах машин стало меньше? Если так – выручка, понятно, упала. И тогда бы концессионеров тоже можно было бы понять: вложенные деньги хоть мытьем, хоть катаньем, но нужно "отбивать". Значит, нужда заставила повышать тарифы?
Но и здесь не совпадает. Как признался председатель правления ГК "Российские автомобильные дороги" Сергей Кельбах, в 2014 году, например, по платным российским дорогам проехало 39 миллионов авто, это на 50% больше, чем в 2013-м. И если в 2013 году выручка равнялась 1,6 млрд рублей, то в 2014-м уже 2,4 млрд рублей. И в 2015 году машин все прибавлялось. Так где же логика в стратегии повышения цен? Ответ, возможно, содержится опять же в нехитрой хорошо знакомой пословице: аппетит приходит во время еды.

В целом ценовая дорожная политика также вызывает немало вопросов. Во-первых, непонятно, почему, если уж решаются поднимать оплату за проезд определенных участков дороги, дело дошло до того, что она увеличивается моментально и в разы – одинцовский Северный обход тому примером. Во-вторых, почему во многие разы отличается плата за километр у всех российских трасс? Где-то за километр проезда берут в районе рубля, а где-то километр для народа стоит больше двадцатки.

А где же тогда ФАС? Почему все это у борцов с монополизмом не вызывает живого интереса? Наверное, просто потому, что нет потребности. А у монополистов тем временем укрепляется чувство безнаказанности на будущее. Любопытно, что, например, после объявления о повышении платы за проезд на 50% одинцовского участка дороги представитель концессионеров заверил, что больше цена повышаться не будет. И тут же добавил: "В этом году".

Между тем дорожное начальство платных трасс, рекламируя их возможности и рассказывая о своих материальных затратах, как-то элегантно забывает о своих первоначальных обязательствах. Безусловно, дороги эти поновей, и скорость там позволяют развивать побольше. Но вот незадача: куда-то ушли в прошлое ранние рекламные рассказы о цивилизованных туалетах на трассах, о нормальном освещении шоссе и доступных услугах связи и о "многочисленных" оборудованных площадках для отдыха... Кстати, моральные и материальные затраты при строительстве платных дорог понесли и все россияне, весь народ – трассы проектировали по оптимальным прямым, вырубая при этом сотни и сотни гектаров леса, закатывая в асфальт поля. Вот только один штрих: для строительства одинцовской обходной трассы вырубили 150 гектаров реликтового Подушкинского леса. И еще: кроме частных инвесторов за строительство заплатило еще и государство. То есть тут и наши с вами налоги есть.

Наблюдая сегодняшнюю картину строительства и развития платных дорог в России, невольно приходишь к выводу о том, что здесь у нас пока еще не разработаны четкие правила игры, и прежде всего в ценовой политике. А остановиться, оглянуться и проанализировать все сейчас есть прямой смысл. Ведь платные дороги в нашей необъятной стране обещают развивать семимильными шагами. Сибирь, Дальний Восток, Центральная Россия – все это будущие рабочие площадки для дорожников. И в Центральной России – это прежде всего строительство ЦКАД. Новое подмосковное дорожное ожерелье, как заранее известно, будет трассой платной. По ней уж точно будет ездить народ из всей России. И новая трасса Москва – Санкт-Петербург примет авто тоже только за деньги. Так что если заранее не решить все назревшие дорожные задачки и не сделать политику концессионеров более логичной, понятной для граждан и доступной для пользователей, то новые стройки столько дров наломают, что те завалы аукнутся еще не одному поколению россиян-автомобилистов.


В мире Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию

Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной раде законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)", свидетельствуют данные на официальном сайте парламента.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.