28 июля 2015, 11:44, Владимир СОКОЛОВСКИЙ, искусствовед

Скульптура тоже может двигаться

"Почему искусство должно быть статичным? Следующий шаг в скульптуре – это движение". Эти слова принадлежат американскому скульптору Александру Колдеру – одному из выдающихся новаторов в искусстве ХХ века. Он является зачинателем кинетической (движущейся) скульптуры, воплотившим в жизнь мечту русских конструктивистов о передаче движения в самом чистом виде. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прошла ретроспектива Александра Колдера, включающая 56 произведений скульптуры, живописи и графики из собрания Фонда Колдера в Нью-Йорке и частных коллекций.

Скульптура тоже может двигаться

Александр Колдер родился в семье скульптора Александра Стирлинга Колдера и художницы Наннет Ледерер. Таким образом, он был с детства приобщен к искусству. И хотя его одаренность проявилась рано, родители не хотели, чтобы он стал художником из-за трудного пути в этой профессии. Поэтому Колдер сначала поступил в технологический институт и получил специальность инженера. Лишь несколько позже стал заниматься в художественной школе "Лига студентов-художников". Уже его первые опыты в скульптуре были глубоко новаторскими. Еще в детстве в мастерской отца он видел, как проволока используется в качестве арматуры для создания скульптур из гипса и глины. Молодой Колдер освободил проволоку от груза традиционных материалов. Так в 1920-х годах была создана серия проволочных скульптур – подлинных "трехмерных рисунков в пространстве". В них с помощью искусно изогнутой проволоки создаются контуры лица и тела человека и таким образом создается эффект необычайной жизненности и динамичности. На выставке были представлены относящиеся к этому периоду "Геракл со львом", "Хелен Уиллс", "Акробат". В двадцатые годы прошлого столетия еще не получивший признание Колдер зарабатывал на хлеб, делая иллюстрации на тему "цирк" в газете The National Police Gazette. Он создал большой макет цирковой арены и смоделировал из проволоки фигурки цирковых артистов.

В 1930 году Колдер, побывав в Европе, посетил парижскую мастерскую знаменитого голландского абстракциониста Пита Мондриана. Больше всего его поразило, как Мондриан перемещал в пространстве цветные квадраты и треугольники на фоне белых стен, чудесно преображая интерьер. Под воздействием Мондриана Колдер обратился к живописи и создал ряд абстрактных композиций, в основном на красном фоне. Некоторые из них были представлены на выставке. Позднее Колдер возвратился к скульптуре и стал создавать свои знаменитые абстрактные объекты, части которых движутся от электрического мотора или даже от дуновения ветерка. Здесь ему пригодились его знания кинетики, полученные при учебе на инженера-механика.

Велик вклад мастера в монументальную скульптуру. На выставке были показаны подготовительные макеты из листового металла к монументальным скульптурам, установленным в США, Франции, Нидерландах, Израиле. Его самая поздняя из представленных на выставке работ – макет грандиозного стабиля "Иерусалим", установленного в Израиле в 1976 году. В наших музеях нет его работ, за исключением гуаши "Голубое перо", подаренной Святославу Рихтеру и затем принесенной знаменитым музыкантом в дар ГМИИ. В 1959 году ряд работ Колдера экспонировался на Американской национальной выставке в парке Сокольники в Москве. Однако так полно, как на нынешней ретроспективе в ГМИИ, творчество Колдера еще никогда не было представлено. Выставка стала подлинным открытием Александра Колдера для отечественного зрителя, а также свидетельством того, что новаторство может пережить художника.


В мире National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400 National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400

США и их союзникам по НАТО следует опасаться зенитных ракетных комплексов С-400 из-за возможности их применения в качестве средства борьбы в экономической войне, пишет National Interest.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему

В Москве впервые пройдёт кинофестиваль экранизаций "Читка", в программе которого представлены и законченные, и ещё не законченные фильмы.