14 августа 2015, 13:30, Наталья Старосельская

"Положение отчаянное – будем веселиться"

Спектакль "Честный авантюрист", идущий в Московском театре "Эрмитаж", зрители готовы смотреть на разных площадках, поскольку его основное здание находится на ремонте. Но это ничуть не сказывается на ярком музыкальном представлении, наполненном иронией и карнавальным юмором, что в какой-то степени соответствует своими главными посылами оперетте, одному из излюбленных жанров изобретательного режиссера Михаила Левитина. 

 

"Положение отчаянное – будем веселиться"

Итак, в театре "Эрмитаж" случился разгул венецианского карнавала, хотя действие пьесы итальянского классика Карло Гольдони происходит в Палермо. Поэтому не случайно все персонажи грезят о прекрасной Венеции, запечатленной на заднике (художник Гарри Гуммель), а когда он открывается перед ними, то с веслом в руке медленно и печально мимо зрителей проплывает гондольер, который впоследствии окажется вице-королем (Александр Ливанов играет невероятно смешно, стильно и многозначно).

Мечта… Вечная мечта…

Для Михаила Левитина, задумываемся ли мы над его спектаклями или над его замечательной, ни на кого не похожей прозой, – категория мечты никогда не является отвлеченной. Она непременно живая, манящая, теплая, возбуждающая фантазии, которые множатся, вытекая одна из другой, создавая совершенно особый мир, и там все переплетено настолько тесно, что уже не распутать этот клубок.
Ярко, смешно, громко (порой – чересчур), но главное – необычно. Впрочем, все, что делает Михаил Левитин, каждый раз удивляет, заставляет или безоглядно отдаться зрелищу и раствориться в нем, или спорить. Но о чем? – Все споры оказываются бессмысленными, потому что авторский театр Михаила Левитина выстроен на фундаменте во многом причудливой, но манящей эстетики.
За десятилетия существования "Эрмитаж" Михаила Левитина приобрел множество верных поклонников, которым оказалась по вкусу именно эта эстетика – сложная, причудливая, заставляющая отнюдь не только наслаждаться зрелищем, но и довольно напряженно задумываться. Собственно, таким этот театр и рождался – таким и живет, переживая то счастливые, то не очень счастливые времена. Сегодня, когда здание закрыто на ремонт и приходится кочевать по разным столичным площадкам, всякий раз приспосабливая спектакли к новым условиям, – жизнь театра в каком-то смысле невесела. Зато очень точно соответствует любимому Михаилом Левитиным времени: в 20-е годы ХХ столетия литературное объединение "Серапионовы братья" избрало своим девизом слова: "Положение отчаянное – будем веселиться!" Может быть, именно поэтому, вопреки "предлагаемым обстоятельствам" (а спектакль появился в афише театра, когда Большую сцену уже закрыли, а ремонт все никак не начинался), Михаил Левитин и приглашает нас на этот карнавал, в котором, как и в каждом карнавале, есть свои смеющиеся, страшные, грустные и лукавые маски?..

Во всяком случае, в спектакле "Карло – честный авантюрист", как и в большинстве спектаклей Михаила Левитина, одной пьесы (не слишком широко распространенной в нашей стране) режиссеру оказывается мало. И поэтому он соединяет текст собственной пьесы с мемуарами Карло Гольдони (сценическая редакция Михаила Левитина и Дмитрия Хованского) и, таким образом, в комедии оказывается два равноправных главных героя – "честный авантюрист" Гульельмо (блистательно сыгранный Денисом Назаренко) и сам автор – Карло Гольдони. Надо сказать, Алексей Шулин излишне темпераментен, и от этого теряется часть важного для спектакля "мемуарного" текста.

Все персонажи спектакля существуют в едином точном стиле карнавала, который выстроен Михаилом Левитиным, как всегда, изобретательно, несколько "с перебором", но остроумно и ярко. Хочется отметить тех, кто особенно запомнился, – кроме уже названных артистов. Это великолепная Дарья Белоусова (донна Ливия), Александр Пожаров (дон Филиберто), Станислав Сухарев (граф Портичи). Именно для этого графа режиссер вместе с артистом сочинил поразительный пластический рисунок. А Сергей Щепачев (полицейский офицер) исхитрился виртуозно сыграть самую маленькую, но замечательно слепленную роль.

Что ж, выходит, нам настолько недостает радости в нашей пропитанной агрессивностью и прочим негативом повседневности, что венецианский карнавал Михаила Левитина никому не помешает, а может, и поможет как хорошее лекарство. Левитин всегда очень точно чувствовал время, и в случае с "Карло – честным авантюристом" особое "чутье" вновь не изменило режиссеру. Особенно важно то, что Михаил Левитин использовал многозначность понятия карнавала, который отнюдь не всегда бывает только развлечением, он может стать и зловещим предупреждением…


Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Театральный мост "Берлин-Москва". Театральный мост "Берлин-Москва".

В Берлине завершился 3-ий международный театральный фестиваль "Мир русского театра", в котором приняли участие спектакли из Австрии, Великобритании, Германии, Израиля, Франции, Дании, Финляндии на русском языке.