17 августа 2015, 15:35, Владимир Гурвич

Лоббисты с человеческим лицом

В сознании многих людей понятие лоббизм коррелируются со словами коррупционер и мошенник. Такое происходит не только у нас, во всем мире к этому роду деятельности относятся настороженно. Но при этом в развитых странах не сомневаются в ее необходимости и в целом полезности. Главное, чтобы все происходило в цивилизованном и законном режиме. Однако пока в России нечем регламентировать работу лоббистов.

Лоббисты с человеческим лицом

Такая ситуация сложилась несмотря на то, что дискуссия о необходимости принятия закона о лоббизме идет уже 20 лет. Более того, еще во время работы Государственной думы I созыва был разработан соответствующий законопроект. Его автор, экс-депутат Владимир Лепехин вспоминает, что тогда, по мнению многих, легализация лоббизма была равнозначна легализации коррупции. Это и вызывало потребность в принятии такого законодательного акта, дабы показать всем, что страна была способна создавать новые рыночные и демократические институты. Но на тот момент общество было не готово к такому радикальному шагу, и документ так и не был принят.

Сегодня проект такого закона снова появился. Уже депутат VI созыва, член Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный полагает, что условия для принятия такого законодательного акта созрели. Он необходим в первую очередь для борьбы с коррупцией, для легализации финансовых потоков, которые подобно подземным рекам, текут скрытно.
Официальный лоббизм знаменует собой тесное взаимодействие в магическом треугольнике: власть – бизнес – общество. В отличие от существующего нынче положения оно должно носить открытый характер: все должны знать, кто и что лоббирует. Только в этом случае не возникает злоупотреблений.

Заместительная терапия

Было бы неверно утверждать, что в России полностью отсутствуют как элементы цивилизованного лоббизма, так и законодательство о нем. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Владимира Страшко, именно эта организация по своей сути является лоббистом интересов российского бизнеса. А действует она на основании принятого ГД закона. У ТПП РФ накоплен немалый опыт в этой сфере. Поэтому она как никакая другая организация понимает, насколько важно иметь работоспособную законодательную базу.

Предложенный же законопроект, по мнению Владимира Страшко, имеет существенные изъяны. Не до конца понятна процедура заключения соглашений о лоббизме; не ясна система регулирования этой деятельности. Есть и другие недостатки. Но даже если не удастся в ближайшем времени принять закон, волна, которая вызвала его появление, не спадет. Это связано с тем, что оформились объективные обстоятельства, вызывающие потребность в нем.

Президент Национального союза лоббистов Дмитрий Курганов перечисляет эти факторы: официальный лоббизм способствует повышению качества госуправления; повышает социальную ответственность бизнеса; снижает у него издержки и риски.

Мы до конца еще не осознаем сущность лоббизма, для нас лоббисты представляются чем-то вроде толкачей-снабженцев из еще недалекого прошлого. Но в современном мире лоббисты скорей выполняют функцию экспертов по разного рода вопросам. Лоббизм – это и один из эффективных способов борьбы с коррупцией, это своеобразная "заместительная терапия" общества в силу того, что лоббисты представляют из себя профессиональную прослойку между бизнесом и властью.

Сегодня в России уже сложилась субсреда, способствующая формированию лоббизма. В стране насчитывается 226 тыс. зарегистрированных в Министерстве юстиции НКО. Разумеется, большинство из них ничего и никогда не будут лоббировать, но, согласно подсчетам Дмитрия Курганова, примерно 20 тыс. из них могут в той или иной степени заниматься лоббизмом. Статус лоббиста, по мнению Дмитрия Курганова, могут иметь консалтинговые и экспертные комиссии, а также ТПП, союзы, отраслевые ассоциации, а также индивидуалы. Они будут способствовать росту эффективности взаимодействия с властью, профессионализации лоббистских услуг.

Эта сфера важна и с экономической точки зрения. В 2014 году рекламный рынок России составил 400 млрд руб­лей. Согласно мировой практике, рынок лоббизма равен его половине, то есть у нас это – 200 млрд рублей. Для сравнения: в США зарегистрировано 12 тыс. лоббистов и лоббистских организаций, в Европейском союзе их насчитывается 20 тыс. В мире 14 стран имеют соответствующие законы и еще в 26 государствах они разрабатываются.

Американская модель регулирования лоббизма основана на идее, осуществляемой профессиональными лоббистами, их деятельность пристально контролируется государством. Профессиональный лоббист в США – это посредник между группами интересов и представителями власти. Лоббист оказывается при таком положении вещей узаконенным, но он регулярно тщательно проверяется. В 2012 году расходы на эти цели составили здесь 3,3 млрд долл.

СРО или госуправление?

Один из самых ключевых вопросов будущей системы лоббизма в России заключается в том, кто и как будет регулировать эту деятельность. В проекте закона говорится о том, что эта функция отдается саморегулируемым организациям. Однако далеко не все согласны с таким утверждением, многие считают, что регулировать лоббизм должно государство.

Как полагает эксперт Высшей школы экономики Олег Теплов, данный вопрос следует решать, исходя из задач, которые ставят перед собой общество и государство, развивая институт лоббирования. Суть лоббизма – продвижение частных интересов в органах государственного управления. Из этого и следует исходить, строя саму систему лоббирования.

Она же должна состоять из целого набора элементов. Система лоббирования призвана носить разрешительный характер; лоббисты обязаны проходить официальную регистрацию. Лоббисты должны допускаться до работы после прохождения аттестации на проверку их компетенции, они также обязаны аккредитоваться в органах власти. В законе должны непременно прописываться ограничения на ведение этого вида деятельности; указываться те, кто имеет на это право, а кто его лишен. Также следует прописать ответственность как лоббистов, так и чиновников за нарушение законодательства.

Общество имеет право знать, кто, сколько и на какие цели тратит деньги в сфере лоббизма, считает Олег Теплов. Обществу важно осознать, что лоббизм – это не коррупция, а часть общественных отношений, которые контролируются государством. Ведь лоббизм – это поиск баланса общественных интересов. А в этом процессе преимущество имеют те, у кого больше средств. Поэтому государству необходимо предоставлять всем одинаковые возможности.

"Прохиндиада" отменяется?

Со временем непременно возникнет необходимость в принятии кодекса лоббиста. В его основе должны быть положены принципы прозрачности, честной состязательности. Эти отношения нельзя целиком прописать в законе, они должны вырабатываться в процессе формирования обществом системы лоббизма.

Любопытно, что едва ли не первый яркий образ лоббиста был создан еще в Советском Союзе, в фильме "Прохиндиада, или Бег на месте" его блистательно сыграл Александр Калягин. Тогда он отразил бытующие в обществе представления о подобных людях. Образ задумывался однозначно отрицательным, однако получился далеко не однозначным. Уже тогда возникло ощущение в потребности в таких людях.

Герой фильма во многом предвосхитил подобный тип человека, но далеко не каждый из нас способен им быть. Лоббист должен быть хорошим психологом, понимать с листа своего оппонента, являться отличным оратором, умеющим за отведенный ему промежуток времени, который подчас может быть совсем небольшим, не только изложить свою позицию, но и убедить в ней слушателя, он должен быть стрессоустойчивым. По образу мыслей и по характеру действий он должен принципиально отличаться от чиновника, при этом ему необходимо вызывать доверие у общества.

Цивилизованный лоббизм свидетельствует о зрелости общественных отношений, это достаточно тонкая грань, отделяющая общество от нежелательных явлений. Но если оно способно выдерживать ее, это означает, что оно достигло нового уровня своего развития. Пока же Россия явно недостаточно продвинулась по этому пути. Но, как справедливо заметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на эту тему: "Как утверждают ученые, лучше иметь какую-то систему, чем никакую".


Политика США пригрозили Турции новыми санкциями США пригрозили Турции новыми санкциями

США готовы ввести дополнительные санкции против Турции, если Анкара не прекратит наступление на севере Сирии, заявил министр финансов Стивен Мнучин, его слова передает агентство Франс Пресс.

В мире В центре Барселоны в ночь на четверг проходят массовые беспорядки В центре Барселоны в ночь на четверг проходят массовые беспорядки

В центре Барселоны в ночь на четверг продолжаются беспорядки, которые начались после митинга, радикалы соорудили баррикады, подожгли мусорные контейнеры, машины, мотоциклы, свидетельствуют кадры, которые транслирует телеканал 24 Horas.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Зло, совершающееся под покровом ночи Зло, совершающееся под покровом ночи

14 октября в 21.00 на телеканале "Россия 1" состоится премьера восьмисерийного фильма "Холодные берега", поставленного режиссёром Сергеем Комаровым по сценарию Алана Хурумова и Марии Ваксман (производство кинокомпании Star Media).